Международная экономическая интервенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора, то есть происходит интернационализация хозяйственной жизни. Для неё характерны следующие этапы: поначалу она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением её в мировую. С конца ХХ века международное движение капиталов уверенно вступает в международные экономические отношения и в настоящий момент занимает в них 1-е место.

Содержание

Введение 3
1. Интеграция – высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса :
1.1. Международная экономическая интеграция.
4
1.2. Предпосылки интеграции. 5
1.3. Содержание и формы международной экономической интеграции.
6
1.4. Факторы, определяющие интеграционные процессы. 8
1.5. Цели международной экономической интеграции. 9
1.6. Этапы международной экономической интеграции. 11
1.7. Международные интеграционные объединения. 13
1.8. Главные интеграционные группировки мира. 17
2. Государственное регулирование процесса интеграции :
2.1. Роль государства в осуществлении процесса интеграции. 21
2.2. Методы регулирования внешнеэкономических связей. 22
2.3. О выборе модели развития внешнеэкономических связей (ВЭС) России.
24
3. Внешнеэкономические связи Российской Федерации :
3.1.Место России в мировом хозяйстве.
27
3.2. Экономические отношения России с государствами ближнего зарубежья.
33
3.3. Экономическая зависимость России от стран СНГ. 34
3.4. Современные тенденции международных экономических отношений. 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

1 Международная экономическая интеграция.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

1.8. Главные интеграционные

группировки мира.

 

  Объективный характер  экономической интеграции не  означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.(9;73)

  Среди многочисленных  интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе — ЕС и EACT (EAFT)1, в Северной Америке — НАФТА (NAFTA)2, в Азиатско-тихоокеанском регионе — Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).(9;73)

   Исторически наиболее  четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.(9;73)

   ЕС как  наиболее зрелая интеграционная группировка:   официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

   Европейского  объединения угля и стали —  ЕОУС (ECSC), соответствующий договор вступил в силу в 1952 г.;

   Европейского  экономического сообщества —  ЕЭС (EEC)3;

   Римский договор  о создании ЕЭС заключен в  1957 г., вступил в силу в 1958 г.;

   Европейского  сообщества по атомной энергии  — Евратом (EVRATOM); договор вступил в силу в 1958г.(9;73)

Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.(9;73)

   Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который должен обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран - участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности.(9;74)

  Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка "как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц", что и было достигнуто. Ранее существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные экономические границы.(9;74)

    В декабре  1991 г. и феврале 1992 г. были  подписаны договоры о формировании экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), в результате чего к концу века в ЕС будет единая денежная единица и единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики — Центральный банк и Европейская система центральных банков по типу Федеральной резервной системы США.(9;74)

    Реализация  Единого европейского акта привела  к созданию Европейского союза, имеющего структуру федеративного типа.(9;74)

    С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу  Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки — Европейский союз. В ЕС как полноправные члены Союза входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания. Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.(9;74)

 

   ЕАСТ  и формирование европейского  экономического пространства:   кроме ЕС в Европе существует еще одна организация — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Она возникла в 1960 г. на основе подписанной в Стокгольме соответствующей конвенции.(9;80)

   В настоящее  время членами ЕАСТ являются  Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария. Договор ЕАСТ распространяется и на Лихтенштейн, который состоит в таможенной унии со Швейцарией.(9;80)

  ЕАСТ представляет собой зону свободной торговли. Причем режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.(9;80)

    В отличие  от ЕС здесь за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует. Совет, куда входят представители всех стран—членов ЕАСТ, не является наднациональным органом и может принимать решения лишь на основе единогласия.(9;80)

    Существование  двух интеграционных группировок  в Европе не исключает процесса сближения и развития отношений между ними. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству наметилась уже в 70-х годах. К 1977 г. образовалась зона свободной торговли промышленными товарами стран ЕС и ЕАСТ, в рамках которой ликвидировались таможенные пошлины и уменьшались нетарифные ограничения взаимной торговли.(9;80)

    В 1991 г. было  подписано соглашение между странами двух группировок о создании единого европейского экономического пространства.(9;80)

   Особенности  интеграции в Североамериканском  регионе: центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке. Вся территория Северной Америки охвачена Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА). Хотя на государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г., а Мексика присоединилась к нему в 1992 г., степень взаимодействия и интегрирования североамериканской экономики не уступает западноевропейской.(9;80)

   Длительное время  интеграционные проекты протекали  преимущественно на корпорационном и отраслевом уровне и не были связаны с межгосударственным (надгосударственным) регулированием.(9;81)

    О масштабах  экономической взаимозависимости  этих стран на основе взаимной  торговли, движения капиталов и  производственного сотрудничества можно судить на основе следующих данных. В начале 90-х годов в США реализовывалось около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Для США канадский рынок тоже самый крупный- из зарубежных. Доля в иностранных, прямых инвестициях у США в Канаде — свыше 75% и 9% — у Канады в США. Жизненно важное значение имеют экономические связи с США для Мексики. В США в начале 90-х годов направлялось около 70% мексиканского экспорта и оттуда поступило 65% мексиканского импорта. Одновременно быстро росла торговля, развивались финансовые и другие связи Мексики с Канадой.(9;81)

    Соглашение  о свободной торговле предполагает  постепенную ликвидацию тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле и меры, облегчающие взаимные капиталовложения. Кроме того, этим соглашением предусмотрен порядок урегулирования торговых конфликтов, возникающих между его участниками.(9;81)

   Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС): оно объединяет как развитые страны — Японию, Австралию, Новую Зеландию, так и большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии (в том числе участников региональной группировки АСЕАН)4, а также Китай и Океанию. АТЭС как оформленная региональная группировка только складывается, поэтому в ней идут интенсивные поиски схемы сотрудничества, а сама она состоит как бы из разных блоков. Так, АСЕАН, включающая Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд. Бруней, возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать в течение ближайших 15 лет зону региональной, свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Что касается хозяйственного сближения стран АСЕАН, взаимодополняемости их экономик, внутрирегиональной торговли, то эти процессы еще не получили широкого развития.(9;81)

   В действительности  каждая из стран АСЕАН полнее связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальными странами Азии (Сянганом, Южной Кореей, Тайванем). Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры. Очень важно значение японо-американо-канадо-австралийских взаимных связей.(9;82)

    Модели североамериканской  и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций.(9;82)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Государственное регулирование процесса интеграции.

 

2.1. Роль государства  в осуществлении процесса интеграции

 

"Открытость" национальной  экономики и развитие интеграционных связей между странами - взаимообусловленные процессы: открытая экономика формируется на базе более полного включения страны в мирохозяйственные связи. Мировой опыт показывает, что важную роль в формировании открытой экономики играет внешнеэкономическая стратегия государства.(7;203)

   Интеграция России  в мировое экономическое пространство  так же немыслима без регулирующей роли государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Полагаться на спонтанно-стихийный путь вхождения было бы глубоко ошибочно и, более того, экономически и политически небезопасно.(7;203)

   Система внешнеэкономических  связей, как одна из наиболее  сложных сфер экономики любой страны, представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Роль внешнеэкономического фактора для России в последние годы существенно возрастает. Радикально изменившиеся условия требуют выработки новой внешнеэкономической политики России и механизма ее реализации. Теперь главной задачей государства становится выработка такой внешнеполитической стратегии, которая соответствовала бы рыночным принципам регулирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.(7;203)

  В определении  стратегии и тактики достижения "открытости" российской экономики возможны два подхода (и оба они у нас имели место на разных этапах реформирования экономики): быстрая либерализация внешнеэкономической деятельности и, напротив, постепенно осуществляемый процесс при активной регулирующей роли государства. Раннему этапу (1992-1994 гг.) больше была свойственна спонтанность и неупорядоченность многих мер, частая смена методов экспортно-импортного регулирования. В последующие годы в большей степени стало приходить понимание необходимости проведения со стороны государства четко скоординированных действий как в области ценовой, валютной и внешнеторговой политики, так и при принятии практических решений различными ведомствами и регионами. Можно считать, что сейчас в России в основном завершено формирование механизма внешнеэкономической деятельности, отвечающего условиям переходного периода.(7;204)

 

2.2. Методы регулирования внешнеэкономических связей.

 

 

 При осуществлении внешнеэкономической деятельности регулирующая роль государства будет в наибольшей степени эффективна в случае умелого использования и рационального сочетания экономических и административных методов. С одной стороны, рыночной системе хозяйства в большей степени присущи экономические методы регулирования внешнеэкономических связей. А с другой - на разных этапах реформирования экономики и особенно при становлении ее "открытости" невозможно обойтись без применения жестких административных методов регулирования, например, экспортно-импортных операций.(7;204)

 На основании мирового  опыта можно сделать вывод  о наличии такой взаимосвязи:  чем более зрелы рыночные отношения  в стране, чем более стабильна  ее экономика, гармоничнее пропорции между различными отраслями и взаимоотношения с мировым хозяйством, тем меньше национальная экономика испытывает потребность в экстренных мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Российской же экономике, переживающей в настоящее время сложный переходный период, нужен весь инструментарий внешнеторгового регулирования, включая защитные (протекционистские) меры.(7;204)

 Можно констатировать, что в России уже создан  и функционирует механизм реализации внешнеэкономической интеграционной политики. Конечно, он далеко не совершенен, но в целом соответствует переходному состоянию нашей экономики и начальному этапу включения ее в систему мировых хозяйственных связей. Для этого механизма характерно использование различных методов для защиты внутреннего рынка. Вышеназванный механизм предусматривает как преимущественное применение тарифных методов регулирования внешней торговли, так и ограниченное использование нетарифных методов регулирования экспорта и импорта некоторых стратегически важных товаров5. Основные элементы этого механизма следующие.(7;204)

Тарифное регулирование. Использование тарифных методов регулирования внешней торговли предусматривает введение импортных и экспортных тарифов (налоговых ставок на ввоз и вывоз определенных товаров и услуг). Импортный тариф в условиях рыночной экономики является главным инструментом регулирования внешней торговли. Его установление исходит из приоритетов внешнеэкономической, в том числе и промышленной политики и преследует цель защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и устранить тем самым возможный ущерб из-за несовершенства национального налогообложения и ценообразования. Экспортный тариф используют в качестве инструмента ограничения вывоза товаров. Применение этого инструмента у нас было оправданным, так как оно направлено против полного "оголения" внутреннего рынка.(7;205)

Информация о работе Международная экономическая интервенция