Международная экономическая интервенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора, то есть происходит интернационализация хозяйственной жизни. Для неё характерны следующие этапы: поначалу она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением её в мировую. С конца ХХ века международное движение капиталов уверенно вступает в международные экономические отношения и в настоящий момент занимает в них 1-е место.

Содержание

Введение 3
1. Интеграция – высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса :
1.1. Международная экономическая интеграция.
4
1.2. Предпосылки интеграции. 5
1.3. Содержание и формы международной экономической интеграции.
6
1.4. Факторы, определяющие интеграционные процессы. 8
1.5. Цели международной экономической интеграции. 9
1.6. Этапы международной экономической интеграции. 11
1.7. Международные интеграционные объединения. 13
1.8. Главные интеграционные группировки мира. 17
2. Государственное регулирование процесса интеграции :
2.1. Роль государства в осуществлении процесса интеграции. 21
2.2. Методы регулирования внешнеэкономических связей. 22
2.3. О выборе модели развития внешнеэкономических связей (ВЭС) России.
24
3. Внешнеэкономические связи Российской Федерации :
3.1.Место России в мировом хозяйстве.
27
3.2. Экономические отношения России с государствами ближнего зарубежья.
33
3.3. Экономическая зависимость России от стран СНГ. 34
3.4. Современные тенденции международных экономических отношений. 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

1 Международная экономическая интеграция.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Среди инструментов нетарифного регулирования выделяют количественные (квотирование и лицензирование) и неколичественные (регистрация спецэкспортеров и сертификация продукции).(7;205)

Внешнеторговая квота - это количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее. Применение импортной квоты дает возможность точно установить объем ввозимой в страну продукции (в отличие от импортного тарифа). Однако импортная квота может быть полезна лишь при наличии свободной конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. Квотирование экспорта применяется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом.(7;205)

Соблюдение внешнеторговых квот контролируется с помощью лицензий. Лицензия - это разрешение на вывоз или ввоз указанного в ней товара в установленный срок. Наилучшими способами распределения лицензий являются аукционы, торги или другие формы конкурса.(7;205)

Регистрация спецэкспортеров стратегически важных сырьевых товаров предусматривает ограничение числа предприятий, имеющих право заключать сделки на внешнем рынке. Эта мера служит, в первую очередь, для обеспечения валютного контроля и контроля за вывозом из России валютоемких товаров. Однако по мере формирования системы валютного контроля со стороны Центрального банка России необходимость в специальном режиме экспорта сырьевых товаров через зарегистрированные организации устраняется.(7;205)

   Что касается сертификации экспортно-импортных операций, то эта мера, препятствующая ввозу на территорию страны продукции низкого качества, отнюдь не потеряла своей актуальности и в настоящее время. К тому же она стимулирует отрасли национальной экономики производить продукцию не ниже определенного уровня качества.(7;205)

 Эти и другие  многочисленные аспекты мирохозяйственных  связей России определяет Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", подписанный Президентом РФ 13.10.1995 г. В этом документе определяются принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и ее участники, полномочия субъектов Российской Федерации (то есть региональных властей в лице местных администраций), решается проблема прав и ответственности органов государственной власти и управления, физических и юридических лиц за соблюдение норм экспортного, таможенного и валютного регулирования. В отдельных статьях Закона определены также защитные меры в отношении импорта товаров, запреты и ограничения как экспорта, так и импорта, исходя из национальных интересов России. С принятием данного Закона создана правовая основа для формирования нормативной базы в сфере внешнеэкономической деятельности6, что имеет большое значение в продвижении российской экономики по пути интеграции в мировое сообщество.(7;206)

 

 

 

2.3. О выборе модели  развития внешнеэкономических связей (ВЭС) России

 

 Следует подчеркнуть тесную взаимосвязь национальной модели внешнеэкономической деятельности и вполне определенных, а точнее, соответствующих ей организационно-управленческих структур. Необходимость научной разработки данной проблемы проявилась со всей остротой в последние годы, когда Россия встала на путь формирования рыночных отношений и постепенного включения в мировое экономическое сообщество. Именно в настоящее время происходит становление новой для России организационно-экономической структуры управления внешнеэкономической деятельностью. Разумеется, включение российской экономики в систему мировых хозяйственных связей - процесс многофакторный, но организационно-управленческий аспект занимает в нем далеко не последнее место.(7;206)

 Анализируя региональные  и общемировые процессы экономической интеграции, условно можно выделить три модели внешнеэкономических связей: снабженческо-сбытовую, торговую (или торгово-посредническую) и воспроизводственную.(7;206)

 Снабженческо-сбытовая  модель была представлена в рамках содружества стран-членов СЭВ. В границах этой модели заранее оговариваются объемы, сроки и условия поставок, что существенно ограничивает

рыночные отношения  и практически исключает конкуренцию. Этой модели соответствуют также своя специфическая организационная структура и институты управления7.(7;206)

   Наиболее зрелой  формой отношений внешнеэкономической  сферы экономики страны является торговая модель сотрудничества. В этом случае устраняются главные недостатки снабженческо-сбытовой модели, ибо мировые товарные рынки предоставляют большие возможности для экспортеров и импортеров продукции, предполагают развитие конкуренции, что, в свою очередь, способствует улучшению качественных характеристик производимой продукции.(7;207)

   Если в этом  случае выход на мировой рынок  происходит через посредника, то налицо посредническая форма торговой модели. В качестве посредника здесь сначала выступало исключительно государство, что снижало заинтересованность непосредственных производителей во внешнеэкономической деятельности. Расширение прав предприятия приблизило производителя к мировому рынку, но не изменило содержания самой этой модели развития внешнеэкономических связей: она осталась по сути торговой, ибо партнеры вступали в отношения только в сфере реализации товаров.(7;207)

   Наиболее зрелой  по своему содержанию предстает воспроизводственная модель, структуры которой в России только зарождаются. Отличительная особенность этой модели состоит в том, что в качестве партнеров во внешнеэкономических отношениях задействованы все звенья воспроизводственной цепи, что предполагает организацию сотрудничества по каждому ее элементу. А это, в свою очередь, ведет к мобилизации всех видов ресурсов, стимулирует проведение прогрессивных структурных преобразований. Перевод российской экономики на воспроизводственную модель международного сотрудничества - процесс долгий и трудный. Мы находимся в самом начале этого пути.(7;207)

   Разумеется, было  бы ошибочным полагать, что воспроизводственная  модель полностью и категорически отрицает торговую. Не отвергая в принципе торгово-посредническую модель внешнеэкономического взаимодействия стран8, воспроизводственная модель, представляющая собой несравненно более зрелую форму отношений, смешает центр тяжести в сторону взаимовыгодного производственного сотрудничества стран, расширяет и углубляет поле взаимодействия, поднимает его на качественно иной, более высокий уровень.(7;207)

 В настоящее время  происходит становление новой  для России функциональной и управленческой структуры ВЭС, предопределенной стратегическим курсом на интеграцию нашей экономики в мировую. И именно современный каркас мировой хозяйственной системы во многом обусловливает организационно-управленческую структуру национальной экономики, соответствующий набор ее необходимых элементов.(7;208)

 В этой связи  настоятельной потребностью для России становится выработка такой общенациональной доктрины развития ВЭС, которая позволила бы структурно перестроить экономику, включиться в мировую систему производственно-инвестиционного сотрудничества, на равных участвовать в международном разделении труда. И как раз переход на воспроизводственную модель развития внешнеэкономических связей, как имеющую больше точек соприкосновения национальной экономики с мировой хозяйственной системой, будет способствовать достижению этих целей.(7;208)

  И тогда удастся  избежать ныне вполне реальной  для России опасности попадания в своеобразную ловушку, когда мы, сохраняя перекошенную структуру нашей экономики, будем питать мировую экономическую систему без права пользования ее плодами и преимуществами. А именно такая перспектива ожидает Россию в случае ориентации на торговую модель внешнеэкономического сотрудничества, следование которой в лучшем случае может гарантировать только наращивание товарооборота с неэффективной структурой со всеми вытекающими отсюда неизбежными отрицательными последствиями.(7;208)

 Но для перехода  России к воспроизводственной  модели международного сотрудничества потребуется кардинальная перестройка существующей структуры управления внешнеэкономической деятельностыо, ибо система нынешнего Министерства внешнеэкономических связей во многом воспроизводит прежние подходы Министерства внешней торговли СССР (этой по своей природе сугубо посреднической организации) с его ориентацией на снабженческо-сбытовую и торговую модели интеграции.(7;208)

 Об этом говорит  фактическое возрождение монополии  внешней торговли путем перемещения ее с государственного уровня на отраслевой: формирующиеся гигантские концерны, а на самом деле это прежние отраслевые министерства, в частности, в газовой, нефтяной, угольной промышленности, подрывают экономическую свободу предприятий, что в отсутствие реальной конкуренции резко снижает эффективность их деятельности. Разрастающаяся ведомственность препятствует выработке целостной внешнеэкономической политики и единой стратегии. В то же время совершенно очевидна острая необходимость срочной разработки и принятия на общегосударственном уровне на базе воспроизводственной модели новой доктрины развития внешнеэкономических связей России, что позволит преодолеть инерцию снабженческо-сбытового и торгово-посреднического менталитета, устранить структурные перекосы нашей экономики.(7;208)

 Возврат же государственной  монополии внешней торговли подорвет начавшийся переход на воспроизводственную модель развития внешнеэкономических связей, которая только и даст возможность России стать полноправным участником мирового интеграционного сообщества.(7;209)

 

 

 

 

 

III. Внешнеэкономические связи Российской Федерации.

 

 

3.1. Место России  в мировом хозяйстве.

 

   Распад СССР вылился для Российской Федерации в огромные геополитические потери и существенно ухудшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далеко отодвинутой на северо-восток (если исходить из границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливо проявляться континентальный характер России, несмотря на то что она омывается тремя из четырех мировых океанов — Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери по незамерзающим портам.(9;82)

   В настоящее  время железнодорожные, автомобильные  магистрали, трубопроводы России на запад и юг и авиатрассы в воздушном пространстве проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации.(9;82)

   Учитывая то  обстоятельство, что около 70% территории  России располагается в зонах с суровыми климатическими условиями и только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого снижения урожайности и валового сбора зерна в 1991—1996 гг.(9;82)

    Российская Федерация  унаследовала от СССР около 60% его экономического потенциала. Однако в результате продолжительного недоинвестирования в последующие годы важнейшая часть этого потенциала — основные производственные фонды (особенно их активная часть — машины и оборудование) — продолжали изнашиваться, не обновлялись. В результате к 1996 г. около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более, т.е. фактически нуждаются в немедленной замене.(9;83)

   Российская Федерация унаследовала  и примерно 70% внешнеэкономических связей СССР. Однако следует отметить, что еще в составе СССР в 1986—1991 гг. внешнеторговый оборот РФ сократился почти вдвое, и эта тенденция падения сохранялась и в последующие годы. Переломным в этом отношении стал 1994 г. В 1994 г. объем российской внешней торговли по сравнению с 1993 г. увеличился на 52%. Внешнеторговый оборот России продолжал расти и в 1995-1999 г.г.(9;83)

    Положительные сдвиги  за указанный период были достигнуты  в наиболее трудной части внешней торговли — в области экспорта в страны дальнего зарубежья. Его объем в 1995 г. по сравнению с предшествующим годом вырос на 25%. Активно проходило развитие внешнеэкономических связей России и в 1997 г.(9;83)  

   В основе развития внешнеэкономических  связей в течение 1995—1999 гг. лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.(9;83)

    В части внешних факторов, содействовавших за последнее  время существенному расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках. С конца 1993 г. экономика большинства промышленно развитых и новых индустриальных стран находится в стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран большинства товаров российского экспорта. Такая ситуация содействует не только наличию спроса на эти товары, но и уровню внешних цен, что обеспечивает достаточный уровень валютной эффективности экспорта.(9;83)

    Отмеченные факторы продолжали  действовать и в 1997 г., что определило характер развития внешнеэкономических связей России в этот период. В 1998 г. отмечалось существенное расширение российского экспорта, хотя темпы этого роста значительно снизились. Так, общий объем экспорта в страны дальнего зарубежья и страны СНГ в 1997 г., по оценке, увеличился по сравнению с 1996 г. на 8,7%. Основная часть экспорта — 71 млрд. долл. по-прежнему направлялась в страны дальнего зарубежья (около 80%), а экспорт в страны СНГ составил всего 17 млрд долл. (около 19%).(9;83)

    Расширение российского  экспорта в 1998 г. было достигнуто как за счет увеличения физического объема поставок основных экспортных товаров, так и за счет благоприятного состояния внешних рынков и существенного роста уровня экспортных цен на важнейшие товары российского экспорта.(9;84)  

    В качестве специфической  особенности увеличения экспортных цен следует отметить, что их уровень при поставках в страны СНГ был выше, чем при поставках в страны дальнего зарубежья.(9;84)

    В части товарной структуры  российского экспорта в 1997 г.  по сравнению с предшествующим годом сколько-нибудь существенных изменений не произошло. Полностью сохраняется его сырьевая направленность, причем на узкую группу топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, каменный уголь) по-прежнему приходится более 45% стоимости всего экспорта. Среди других важных экспортных товаров можно отметить черные и цветные металлы, лесные и целлюлозно-бумажные товары. Одновременно следует отметить сохранение крайне низкой доли в экспорте продукции машиностроения. На эту обширную товарную группу в 1998 г. пришлось 9,4% объема экспорта (9,7% в 1997 г.).(9;84)

Информация о работе Международная экономическая интервенция