Международная экономическая интервенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора, то есть происходит интернационализация хозяйственной жизни. Для неё характерны следующие этапы: поначалу она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением её в мировую. С конца ХХ века международное движение капиталов уверенно вступает в международные экономические отношения и в настоящий момент занимает в них 1-е место.

Содержание

Введение 3
1. Интеграция – высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса :
1.1. Международная экономическая интеграция.
4
1.2. Предпосылки интеграции. 5
1.3. Содержание и формы международной экономической интеграции.
6
1.4. Факторы, определяющие интеграционные процессы. 8
1.5. Цели международной экономической интеграции. 9
1.6. Этапы международной экономической интеграции. 11
1.7. Международные интеграционные объединения. 13
1.8. Главные интеграционные группировки мира. 17
2. Государственное регулирование процесса интеграции :
2.1. Роль государства в осуществлении процесса интеграции. 21
2.2. Методы регулирования внешнеэкономических связей. 22
2.3. О выборе модели развития внешнеэкономических связей (ВЭС) России.
24
3. Внешнеэкономические связи Российской Федерации :
3.1.Место России в мировом хозяйстве.
27
3.2. Экономические отношения России с государствами ближнего зарубежья.
33
3.3. Экономическая зависимость России от стран СНГ. 34
3.4. Современные тенденции международных экономических отношений. 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

1 Международная экономическая интеграция.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

     Что касается российского  импорта в 1998 г., то его как  товарная структура, так и объем по сравнению с 1996 г. не претерпели существенных изменений. Его основу составляют продовольственные товары и продукция машиностроения.(9;85)

    При этом следует отметить, что конъюнктурная ситуация для  российских импортеров по ряду важнейших импортируемых товаров сложилась весьма благоприятно, о чем свидетельствует довольно значительное снижение закупочных цен.(9;85) 

   Вместе с тем  доля России в мировом экспорте и импорте продолжала оставаться на очень низком уровне.   Обусловлено это тем, что в последние годы резко сократилось присутствие России на многих важных мировых региональных и товарных рынках как в результате сложного социально-экономического положения в стране, так и низкой конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей на основных мировых товарных рынках. В отношении международной конкурентоспособности экономики России в целом характерны следующие оценки.(9;85)

   В конце 1995 г.  Всемирным экономическим форумом  и Международным институтом менеджмента и развития был подготовлен доклад об уровне конкурентоспособности 48 стран мира. В докладе приводится список наиболее конкурентоспособных стран мира, в котором Россия занимает последнее, 48-е место.(9;85)

    Российская  экономика постепенно эволюционирует  в сторону экономики рыночного типа, возрастает воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Однако кризисный характер современного состояния и противоречивость экономического развития самой России в 1991—1999 гг. не приблизили ее к ведущим промышленно развитым странам, а скорее отодвинули к развивающимся странам, что особенно заметно на фоне динамичного развития новых индустриальных государств.(9;86)

    В соответствии  с оценками Международной организации  труда и Экономического и социального совета ООН к международному форуму в Копенгагене (март 1995 г.) положение России в мировой экономике выглядит следующим образом (см. табл. 1.2).(9;86)

 

 

 

 

                                        Таблица 1.2.

 

Основные  показатели, характеризующие место  РФ в мировой экономике в среднем за 1992—1994 гг.

 

Показатель

Величена показателя

Место России в мире

Доля в совокупном мировом ВВП

2.5% 725 млрд. долл.

10

Доля в совокупном мировом промышленном производстве

4% 310 млрд. долл.

5

ВВП на душу населения  за год

4850 долл.

59

Совокупная промышленная продукция на душу населения за год

2050 долл.

53

Годовая выработка условно-чистой продукции на одного занятого (производительность труда)

10 000 долл.

70

Экологическое состояние окружающей среды

58


 

Источник. Чичкин А. Внешняя торговля РФ в мировом контексте/БВ, 1995. № 12.

  С точки зрения  критериев рыночной экономики  РФ имеет утяжеленный первичный сектор (добывающая промышленность и сельское хозяйство), несбалансированный вторичный сектор (обрабатывающая промышленность, где развито машиностроение с преобладанием отраслей и производств военно-промышленного комплекса) и неразвитый третичный сектор (сектор услуг), в котором одновременно сосуществуют слабо развитые традиционные услуги и огромный потенциал современного (но в значительной степени невостребованного) научно-технического сервиса.(9;86)

  Огромным преимуществом  России при этом является обладание почти полным классическим набором важнейших видов полезных ископаемых.(9;86)

   Несмотря на  кризисный характер современного  экономического положения, Россия сохраняет мощный научно-технический потенциал, огромные, не реализуемые в полной мере интеллектуальные ресурсы, высокий общеобразовательный и культурный уровень основной части населения.(9;87)

   Однако коренные  преобразования в механизме функционирования российской экономики, достаточно болезненный переход к рыночной экономике требуют определенного времени для адаптации важнейших факторов развития к новым условиям хозяйственной жизни. В России формируется и совершенствованная соответствующая рыночная инфраструктура: банковская система, фондовый рынок, страховые институты и т.д.(9;87)

    Вместе с  тем целый ряд проблем из  области внешнеэкономических связей остаются весьма сложными. Одна из них — проблема внешней задолженности. Другая, не менее важная проблема — привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи.(9;87)

    Однако с  точки зрения долгосрочных перспектив  Российская Федерация, безусловно, обладает очень большой привлекательностью для иностранных инвесторов. Это определяется как общими масштабами сферы приложения иностранных инвестиций, так и позитивными сдвигами в процессе рыночных преобразований, в стабилизации политической обстановки. Действует и ряд дополнительных факторов, связанных, в частности, с присоединением России в 1992 г. к ведущим международным финансовым организациям — Международному валютному фонду (МВФ), Мировому банку (МБ), Международной финансовой корпорации (МФК). Россия заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), учрежденном в 1991 г. специально для содействия реформам, проводимым странами Восточной Европы. В течение 1995—1997 гг. Россия продолжала активно решать проблему вступления в ГАТТ/ВТО (Всемирную торговую организацию).(9;87)

   Широкое включение  в международное разделение труда и мировую экономику — необходимое условие превращения в демократическое государство с рыночным хозяйством. Особое значение для решения этой задачи имеет развитие связей с СНГ, одним из трех главных промышленных, финансовых и торговых центров мира.(9;87)

    В июне 1994 г.  между Россией и СНГ было  подписано Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве сроком на 10 лет с шансами на продолжение. В соглашении были зафиксированы основные принципы свободы движения товаров, услуг и капиталов. Вместе с тем в соглашение не вошли аспекты создания зоны свободной торговли между Россией и СНГ. Переговоры о создании такой зоны намечены лишь на 2005 г.(9;88)

   На Европейском  континенте сферу особых экономических интересов России представляют страны Восточной Европы, в первую очередь бывшие члены Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия). Снижение абсолютных и относительных показателей во внешней торговле РФ с бывшими европейскими странами СЭВ сопровождается также ухудшением ее товарной структуры. Вместе с тем во взаимодействии стран Центральной и Восточной Европы и России в последние годы наметились положительные сдвиги. В частности, постепенно решается сложная проблема взаимной задолженности, уходит в прошлое эйфория начала 90-х годов от больших ожиданий, связанных с возможным активным выходом на рынок западноевропейских стран после распада СЭВ.(9;88)

    Значительные  усилия в последние годы Россия  прилагает к тому, чтобы расширить внешнеэкономические связи с государствами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). В рамках сотрудничества в АТР, а не на двусторонней основе Россия сможет эффективнее решать такие проблемы, как развитие морского, трубопроводного, авиа и железнодорожного транспорта, создание системы телекоммуникаций, расширение экспорта своей машиностроительной и военно-технической продукции в страны Юго-Восточной Азии, и ряд других проблем.(9;88)

   Весьма перспективны  экономические и научно-технические  взаимосвязи России и Китая, который в последние годы превратился в одного из крупнейших внешнеэкономических партнеров России — и как потребитель российской промышленной продукции, и как поставщик легкой промышленности.(9;88)

      В этих  условиях наибольший интерес  для России представляет Западная Европа, особенно страны ЕС, а также североамериканский регион, а в нем главным образом США. (9;88)

      В условиях  перехода к открытой экономике  для Российской Федерации жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики своего эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия основывается на деполитизации международных экономических отношений и их развитии на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (и переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, и прежде всего со странами СНГ.(9;89)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.   Экономические  отношения Росси с государствами ближнего зарубежья.

 

 

С распадом СССР перед  Российской Федерацией встала неотложная проблема формирования качественно  иных экономических отношений с  возникшими на его территории суверенными государствами. Причём речь идёт не о пересмотре каких-либо принципов, а именно о       разработке совершенно нового направления внешнеэкономической политики.(4;160)

Суверенные государства  предпочитают не долгий переходный период к обретению всех атрибутов независимой государственности, а форсированное  их создание: на территории бывшего Союза ССР возникают национальные армии, границы, валюта, дипломатия.(4;161)

Объективной реальностью  является разнонаправленность экономических интересов  суверенных государств. Субъективные моменты - националистические настроения в массах населения, до конца не изжитая привычка руководителей к авторитарным методам принятия решений, отсутствие опыта и процедур во «внутренней дипломатии»- могут только усугублять положение.(4;161)

Среди новых суверенных государств есть и глубокие экономические различия.(4;161)

Россия, Казахстан и  Азербайджан обладают мощной сырьевой базой и обрабатывающей промышленностью, но не обеспечивают себя продовольствием.(4;162)

Украина, Беларусь, Молдова, государства Балтии имеют развитую обрабатывающую промышленность и относительно лучше обеспечены продовольствием, но лишены собственного сырья, а многие из них - и кормовой базы для животноводства.(4;162)

Бывшие советские среднеазиатские  республики не имеют развитой промышленности, но являются поставщиками сырья, хотя обеспечены им в различной степени. Среди них выделяется Туркменистан с относительно небольшой численностью населения.(4;162)

Армения и Грузия находятся  в крайне сложном экономическом  положении и не обеспечены в достаточной степени сырьём и собственным промышленным потенциалом.(4;162)

Вместе с тем центрально-азиатские  и закавказские государства имеют достаточно многочисленное сельское население, способное прокормить себя и взять на обеспечение значительную часть городского населения, связанного с ним традиционными узами.(4;162)

Независимые государства, сформировавшиеся на территории бывшего СССР, несомненно, объективно заинтересованы в поддержании устойчивых взаимных экономических связей. Для большинства государств характерно стремление к немедленному изменению ситуации и пересмотру характера экономических отношений в свою пользу как можно быстрее.(4;163)

Характер нынешних экономических  и политических взаимоотношений между бывшими республиками СССР полностью определяется особенностями переходного этапа от их былого сосуществования в рамках единого государства к национальной государственности. С одной стороны сохраняется глубокая взаимозависимость в экономике, науке, культурных и демографических взаимосвязях. С другой стороны, дают о себе знать по мере становления самостоятельных экономик, культур, внешних связей дистанцирование по многим направлениям, размежевание.(4;163)

Отсюда, несмотря на объективную  потребность в тесном взаимодействии в сфере промышленного производства, в совместном использовании инфраструктуры, сложившейся в рамках союзного разделения труда, на протяжении последних лет падение объёмов межреспубликанского товарообмена приобрело обвальный характер.(4;163) 

 

 

 

    1. Экономическая зависимость России от стран СНГ.

 

  Дело в том, что степень экономической взаимозависимости со  странами СНГ остается весьма значительной. По имеющимся оценкам, даже в 1995 г. уровень взаимозависимости стран СНГ оставался выше в 5—6 раз, чем был у шести стран Западной Европы, когда они приступили к созданию общего рынка, и в большинстве случаев значительно превышал уровень внешнеторговой взаимозависимости 12 стран, входивших в ЕС к концу 1994 г. Однако в последние годы наибольшим оказалось падение внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если еще в конце 1992 г. на страны бывшего СССР приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в 1995 г. доля стран СНГ упала соответственно до 15,4 и 16,4%. Причины резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись прежде всего стремлением, экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались на уровне существенно ниже мировых.(7;89)

  Учитывая кризисное  состояние экономики стран СНГ  в современных условиях, следует подчеркнуть, что иных, более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономических отношений на постсоюзном пространстве для обеспечения жизненно важных потребностей каждой из этих стран в минимально достаточных объемах, ни внутри, ни за пределами новых независимых государств, по существу, нет.(7;89)

  Поэтому заинтересованными  странами СНГ предпринимаются попытки реинтеграции на основе выработки эффективного рыночного механизма экономического взаимодействия.(7;88)

Информация о работе Международная экономическая интервенция