Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА…………………….…….……5
1.1. Понятие и сущность международного разделения труда…………………5
1.2.Характеристика направления деятельности Украины в системе международного разделения труда………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ...................................11
2.1. Международная организация труда……………………………………..…11
2.2. Оценка участия стран в международном разделении труда……………..20
РАЗДЕЛ 3 ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ И МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ……………………………….…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………35
РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Международная организация труда
Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
МОТ выработала такие
критерии индустриального общества,
как восьмичасовой рабочий
МОТ является международной институциональной основой, позволяющей рассматривать такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий труда во всем мире.
Международная организация труда появилась вместе с Лигой Наций на основании Версальского договора в 1919 г. Она была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне.[15,с.234].
Одним из наиболее активных организаторов и первым ее руководителем (1919—1932 гг.) — Директором Международного бюро труда (МВТ) стал Альберт Тома — политический деятель и министр в правительстве Франции в годы Первой мировой войны.
В 1944 г., когда исполнилось 25 лет существования МОТ, Международная конференция труда в Филадельфии приняла Декларацию, которая вместе с Уставом определила цели и задачи организации, которые в основном сохраняют свое значение до настоящего времени.
В Декларации говорится: «Считая, что практика полностью подтвердила положение Устава Международной организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявляет, что:
а) все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;
б) достижение условий
при которых это будет
Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:
• разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
• создание и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;
• помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем, так называемое, техническое сотрудничество;
• защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);
• борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
• разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;
• содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;
• разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов. Перечисленные задачи были и остаются главным во всей деятельности
МОТ. В то же время в современных условиях возникла необходимость определить приоритеты ее деятельности. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:
• поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма, диалога между тремя названными партнерами в каждом государстве;
• продолжение борьбы с бедностью и, особенно, за счет увеличения занятости, в частности путем организации широкой переподготовки рабочей силы;
• защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.
В 1946 г. МОТ стала первым
специализированным учреждением в
системе вновь созданной
Первая Международная конференция труда состоялась в октябре-ноябре 1919 г. в Вашингтоне. На ней были приняты шесть конвенций.
Структура МОТ
Структура МОТ является довольно сложной и многослойной. Она представлена на схеме 2.1.
Международная конференция труда (МКТ). Это высший орган МОТ. Ее работа определяется специальным Регламентом. Международная конференция труда собирается ежегодно обычно в начале июня в Женеве. Каждое государство представлено на Конференции четырьмя делегатами с правом решающего голоса: двумя от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей. Кроме того, в состав делегаций многих стран входят советники, и состав крупных делегаций достигает 40—50 человек, а всего на сессии Конференции участвуют 1500—2000 представителей стран — членов МОТ. На каждой Конференции в качестве почетных гостей выступают один или два главы государств или правительств. Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, участвуют в Конференции в качестве наблюдателей.
Рис.2.1.Структура Международной организации труда
Все делегаты пользуются равными правами и голосуют в соответствии со своими убеждениями. При этом делегаты от трудящихся и предпринимателей голосуют независимо от представителей своих правительств и друг от друга.
Ф МКТ определяет в целом направление работы МОТ, обсуждает проблемы социального положения в мире труда, разрабатывает и утверждает международные нормы труда в виде конвенций и рекомендаций, принимает резолюции по отдельным вопросам деятельности Организации. Средства Организации формируются в основном за счет членских взносов государств-членов.
Один раз в три года на Генеральной конференции проводятся выборы нового Административного совета.
Большое внимание в работе организации уделено вопросам социально-трудовых отношений, организации трехстороннего сотрудничества, которая рассматривается как способ, помогающий найти наиболее приемлемые решения социально-экономических проблем. МОТ твердо верит, что демократизация глубоко укоренится в странах, избравших трехстороннее представительство (трипартизм) методом формирования социальных отношений и решения социально-трудовых проблем.
При этом под трехсторонним представительством понимается любая система трудовых отношений, когда правительства, предприниматели и трудящиеся выступают в качестве независимых сторон, каждая из которых выполняет свои особые функции. Это является не чем иным, как применением к социальным отношениям принципов политической демократии: свободы, плюрализма, участия заинтересованных сторон в принятии касающихся их решений.
Ряд комитетов, создаваемых на Конференции, являются постоянными. К ним относятся следующие:
Распорядительный комитет, регулирующий программу и время работы Конференции и комитетов, разрабатывающий и рассматривающий предложения по созданию новых комитетов.
Комитет по проверке полномочий, осуществляющий проверку полномочий делегатов и их советников, а также рассмотрение жалоб в связи с полномочиями. После проверки полномочий публикуется список всех делегатов и участников Конференции.
Комитет по резолюциям существовал до 1995 г. Вне повестки дня он рассматривал и вырабатывал окончательные тексты резолюций, выносимых на утверждение Конференции. Проектов резолюций представлялось обычно довольно много. Поэтому работа комитета начиналось с определения приоритета проектов резолюций, который устанавливался путем голосования. Проекты резолюций нередко носили ярко выраженный политический характер, и их обсуждение вызывало острые дискуссии. С 1995 г. решено комитет по резолюциям не учреждать[15,с.234].
Финансовый комитет
правительственных
Комитет по применению конвенций и рекомендаций рассматривает сведения и доклады о выполнении ратифицированных конвенций, представляемых правительствами стран — членов МОТ, заслушивает правительственных представителей некоторых стран по этим вопросам и представляет Конференции доклад. Большую подготовительную работу для этого комитета Конференции проводит Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета.
На каждой конференции
работают один или несколько комитетов,
разрабатывающих новые
Кроме того, время от времени созываются трехсторонние технические совещания для других отраслей.
Региональные конференции. Региональные конференции созываются для поддержания постоянных связей МОТ с различными районами мира и изучения происходящих там социально-экономических перемен.
Конференции созываются периодически по мере необходимости и возможностей. На них рассматриваются вопросы, представляющие особый интерес для данного региона.
В Азии, Америке, Африке в
промежутках между
Комитеты, как и конференции,
имеют трехстороннее
совет избирает Генерального директора МВТ и контролирует его работу, рассматривает проект бюджета, представленный МВТ, а также финансовые сметы, которые затем выносятся на одобрение сессии Конференции. Административный совет собирается три раза в год и на каждой его сессии обсуждается по двадцать и более вопросов. Следует отметить, что члены Административного совета от правительств высказываются в нем только от имени своих стран. Члены же совета от трудящихся и предпринимателей предварительно обсуждают вопросы повестки дня на заседании своих групп и на Административном совете выступают уже с коллективным мнением.
Административный совет располагает довольно широким и действенным контрольным механизмом. Прежде всего, он включает Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, о котором говорилось выше. Он состоит в последнее время из 12-ти независимых видных специалистов в правовой или социальной области и готовит обстоятельный и обоснованный доклад для трехстороннего Комитета МКТ, который активно работает на каждой ежегодной Конференции. [21,с.234].
Контролю за применением трудовых норм способствуют и процедуры, предусмотренные Уставом МОТ. Это право организаций трудящихся и предпринимателей подавать в МВТ представление на несоблюдение той или иной страной-членом ратифицированной им конвенции. Если Административный совет принимает жалобу к рассмотрению, то он назначает трехстороннюю комиссию, которая готовит ему по данному вопросу до- . клад, заключение и рекомендации.
Наряду с этим каждая страна — член МОТ имеет право подать в МВТ жалобу на другую страну, входящую в Организацию, которая по ее мнению, не обеспечивает должным образом соблюдение какой-либо концепции, которую они обе ратифицировали. Административный совет создаст при этом Комиссию для рассмотрения жалоб и протестов или доклада по ней. Международное бюро труда (МВТ). МВТ, штаб-квартира которого находится в Женеве, является постоянным секретариатом МОТ, ее административным и исполнительным органом, исследовательским и информационным центром.
МВТ выполняет роль мирового исследовательского и социально-информационного центра по социально-трудовым проблемам. Оно осуществляет сбор и распространение информации по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положению трудящихся. Бюро изучает вопросы, которые предполагается поставить на рассмотрение Конференции, в том числе с целью принятия международных конвенций и рекомендаций, а также проводит различные специальные обследования, предусмотренные двухгодичными программами. По поручению Административного совета бюро готовит документацию по вопросам повестки дня Конференции и Административного совета, оказывает помощь правительствам по их просьбе и по мере своих возможностей в выработке проектов национальных законодательных актов; наблюдает за соблюдением принятых и ратифицированных конвенций; издает различного рода книги по социально-трудовым вопросам, представляющим международный интерес.