Международное разделение труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА…………………….…….……5
1.1. Понятие и сущность международного разделения труда…………………5
1.2.Характеристика направления деятельности Украины в системе международного разделения труда………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ...................................11
2.1. Международная организация труда……………………………………..…11
2.2. Оценка участия стран в международном разделении труда……………..20
РАЗДЕЛ 3 ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ И МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ……………………………….…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

курс.р. международное разделение труда.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРА И   РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

2.1. Международная организация  труда

 

Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ выработала такие  критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям.

МОТ является международной  институциональной основой, позволяющей рассматривать такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий труда во всем мире.

Международная организация  труда появилась вместе с Лигой  Наций на основании Версальского договора в 1919 г. Она была учреждена  для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне.[15,с.234].

Одним из наиболее активных организаторов и первым ее руководителем (1919—1932 гг.) — Директором Международного бюро труда (МВТ) стал Альберт Тома — политический деятель и министр в правительстве Франции в годы  Первой мировой войны.

В 1944 г., когда исполнилось 25 лет существования МОТ, Международная конференция труда в Филадельфии приняла Декларацию, которая вместе с Уставом определила цели и задачи организации, которые в основном сохраняют свое значение до настоящего времени.

В Декларации говорится: «Считая, что практика полностью  подтвердила положение Устава Международной организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявляет, что:

а)  все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право  на осуществление своего материального  благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

б)  достижение условий  при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики.

Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:

•   разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

•   создание и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;

•   помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем, так называемое, техническое сотрудничество;

•  защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);

•  борьба с бедностью  за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

•   разработка программ улучшения условий труда и  производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;

•  содействие организациям трудящихся и предпринимателей в  их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

•  разработка мер  по защите наиболее  уязвимых групп  трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов. Перечисленные задачи были и остаются главным во всей деятельности

МОТ. В то же время в  современных условиях возникла необходимость  определить приоритеты ее деятельности. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:

•   поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма, диалога между тремя названными партнерами в каждом государстве;

•   продолжение  борьбы с бедностью и, особенно, за счет увеличения занятости, в частности путем организации широкой переподготовки рабочей силы;

•  защита трудовых и  гражданских прав трудящихся во всех ее формах.

В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением в  системе вновь созданной Организации  Объединенных Наций. В 1969 г. в связи  с 50-летней годовщиной МОТ ей была присуждена Нобелевская премия мира.

Первая Международная  конференция труда состоялась в  октябре-ноябре 1919 г. в Вашингтоне. На ней были приняты шесть конвенций.

Структура МОТ

Структура МОТ является довольно сложной и многослойной. Она представлена на схеме 2.1.

Международная конференция труда (МКТ). Это высший орган МОТ. Ее работа определяется специальным Регламентом. Международная конференция труда собирается ежегодно обычно в начале июня в Женеве. Каждое государство представлено на Конференции четырьмя делегатами с правом решающего голоса: двумя от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей. Кроме того, в состав делегаций многих стран входят советники, и состав крупных делегаций достигает 40—50 человек, а всего на сессии Конференции участвуют 1500—2000 представителей стран — членов МОТ. На каждой Конференции в качестве почетных гостей выступают один или два главы государств или правительств. Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, участвуют в Конференции в качестве наблюдателей.

Рис.2.1.Структура Международной организации труда

 

Все делегаты пользуются равными правами и голосуют в  соответствии со своими убеждениями. При  этом делегаты от трудящихся и предпринимателей голосуют независимо от представителей своих правительств и друг от друга.

Ф МКТ определяет в  целом направление работы МОТ, обсуждает  проблемы социального положения в мире труда, разрабатывает и утверждает международные нормы труда в виде конвенций и рекомендаций, принимает резолюции по отдельным вопросам деятельности Организации. Средства Организации формируются в основном за счет членских взносов государств-членов.

Один раз в три  года на Генеральной конференции  проводятся выборы нового Административного  совета.

Большое внимание в работе организации уделено вопросам социально-трудовых отношений, организации трехстороннего сотрудничества, которая рассматривается как способ, помогающий найти наиболее приемлемые решения социально-экономических проблем. МОТ твердо верит, что демократизация глубоко укоренится в странах, избравших трехстороннее представительство (трипартизм) методом формирования социальных отношений и решения социально-трудовых проблем.

При этом под трехсторонним  представительством понимается любая  система трудовых отношений, когда правительства, предприниматели и трудящиеся выступают в качестве независимых сторон, каждая из которых выполняет свои особые функции. Это является не чем иным, как применением к социальным отношениям принципов политической демократии: свободы, плюрализма, участия заинтересованных сторон в принятии касающихся их решений.

Ряд комитетов, создаваемых  на Конференции, являются постоянными. К ним относятся следующие:

Распорядительный комитет, регулирующий программу и время  работы Конференции и комитетов, разрабатывающий и рассматривающий предложения по созданию новых комитетов.

Комитет по проверке полномочий, осуществляющий проверку полномочий делегатов и их советников, а также рассмотрение жалоб в связи с полномочиями. После проверки полномочий публикуется список всех делегатов и участников Конференции.

Комитет по резолюциям существовал  до 1995 г. Вне повестки дня он рассматривал и вырабатывал окончательные  тексты резолюций, выносимых на утверждение Конференции. Проектов резолюций представлялось обычно довольно много. Поэтому работа комитета начиналось с определения приоритета проектов резолюций, который устанавливался путем голосования. Проекты резолюций нередко носили ярко выраженный политический характер, и их обсуждение вызывало острые дискуссии. С 1995 г. решено комитет по резолюциям не учреждать[15,с.234].

Финансовый комитет  правительственных представителей, рассматривающий вопросы уплаты правительствами членских взносов, выплаты задолженностей, бюджетные сметы, предложения по распределению расходов по программам и регионам. В него входят по одному правительственному делегату от каждого представленного на Конференции члена Организации.

Комитет по применению конвенций  и рекомендаций рассматривает сведения и доклады о выполнении ратифицированных конвенций, представляемых правительствами стран — членов МОТ, заслушивает правительственных представителей некоторых стран по этим вопросам и представляет Конференции доклад. Большую подготовительную работу для этого комитета Конференции проводит Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета.

На каждой конференции  работают один или несколько комитетов, разрабатывающих новые конвенции  и рекомендации. Все комитеты трехсторонние, кроме финансового. Отраслевые  комитеты.   Отраслевые  комитеты  созданы  вне  рамок Конференции для обсуждения на международном уровне социально-трудовых проблем, характерных для отдельных отраслей народного хозяйства. Отраслевые комитеты охватывают наиболее важные отрасли, такие как химическая, угольная, строительная, пищевая, сфера обслуживания, внутренний транспорт, металлургическая, нефтяная, металлообрабатывающая, текстильная, лесообрабатывающая промышленность, а также плантации. Комитеты являются постоянными органами, но собираются на заседания нерегулярно — один раз в несколько лет. По типу отраслевых комитетов функционируют Консультативный комитет по вопросам труда служащих и работников умственного труда и Консультативный комитет по развитию сельских районов.

Кроме того, время от времени созываются трехсторонние технические совещания для других отраслей.

Региональные  конференции. Региональные конференции созываются для поддержания постоянных связей МОТ с различными районами мира и изучения происходящих там социально-экономических перемен.

Конференции созываются периодически по мере необходимости  и возможностей. На них рассматриваются  вопросы, представляющие особый интерес для данного региона.

В Азии, Америке, Африке в  промежутках между Конференциями  созываются совещания региональных консультативных комитетов с примерно такими же задачами.

Комитеты, как и конференции, имеют трехстороннее представительство  и содействуют преемственности  и осуществлению усилий МОТ в  регионах. Административный совет. Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он управляет работой МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, заблаговременно определяет повестку дня Конференции и других совещаний, координирует деятельность Международного бюро труда (МВТ), а также различных комитетов, создаваемых при Административном совете. Административный

совет избирает Генерального директора МВТ и контролирует его работу, рассматривает проект бюджета, представленный МВТ, а также  финансовые сметы, которые затем выносятся на одобрение сессии Конференции. Административный совет собирается три раза в год и на каждой его сессии обсуждается по двадцать и более вопросов. Следует отметить, что члены Административного совета от правительств высказываются в нем только от имени своих стран. Члены же совета от трудящихся и предпринимателей предварительно обсуждают вопросы повестки дня на заседании своих групп и на Административном совете выступают уже с коллективным мнением.

Административный совет  располагает довольно широким и  действенным контрольным механизмом. Прежде всего, он включает Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, о котором говорилось выше. Он состоит в последнее время из 12-ти независимых видных специалистов в правовой или социальной области и готовит обстоятельный и обоснованный доклад для трехстороннего Комитета МКТ, который активно работает на каждой ежегодной Конференции. [21,с.234].

Контролю за применением трудовых норм способствуют и процедуры, предусмотренные  Уставом МОТ. Это право организаций трудящихся и предпринимателей подавать в МВТ представление на несоблюдение той или иной страной-членом ратифицированной им конвенции. Если Административный совет принимает жалобу к рассмотрению, то он назначает трехстороннюю комиссию, которая готовит ему по данному вопросу до- . клад, заключение и рекомендации.

Наряду с этим каждая страна —  член МОТ имеет право подать в  МВТ жалобу на другую страну, входящую в Организацию, которая по ее мнению, не обеспечивает должным образом соблюдение какой-либо концепции, которую они обе ратифицировали. Административный совет создаст при этом Комиссию для рассмотрения жалоб и протестов или доклада по ней. Международное бюро труда (МВТ). МВТ, штаб-квартира которого находится в Женеве, является постоянным секретариатом МОТ, ее административным и исполнительным органом, исследовательским и информационным центром.

МВТ выполняет роль мирового исследовательского и социально-информационного центра по социально-трудовым проблемам. Оно осуществляет сбор и распространение информации по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положению трудящихся. Бюро изучает вопросы, которые предполагается поставить на рассмотрение Конференции, в том числе с целью принятия международных конвенций и рекомендаций, а также проводит различные специальные обследования, предусмотренные двухгодичными программами. По поручению Административного совета бюро готовит документацию по вопросам повестки дня Конференции и Административного совета, оказывает помощь правительствам по их просьбе и по мере своих возможностей в выработке проектов национальных законодательных актов; наблюдает за соблюдением принятых и ратифицированных конвенций; издает различного рода книги по социально-трудовым вопросам, представляющим международный интерес.

Информация о работе Международное разделение труда