Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 02:16, курсовая работа
Краткое описание
Одна из целей деятельности Консультативного совета по стандартам (КСС) - сближение международных стандартов финансовой отчетности – (МСФО) с национальными стандартами отчетности. Достижению этому мешает то что идея сближения с национальными стандартами концептуально не решена. Одна из научных задач этого направления - разработка методик и профессиональных рекомендаций, способствующих приведению национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. Накопленной практики пока недостаточно для обеспечения российских организаций соответствующей методикой подготовки финансовой отчетности, к тому же российские организации действуют в условиях развивающегося рынка.
Содержание
Введение 3 1. Концепции бухгалтерской отчетности в России 4 1.1 Понятие бухгалтерских стандартов 4 1.2 Регулирование учета и отчетности в России 5 2. Международные стандарты финансовой отчетности 9 2.1 Основные стандарты МСФО 9 2.2 Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации 14 3. Отличия МСФО от российских стандартов 15 3.1 Анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности 15 Заключение 20 Список используемой литературы 21
Поскольку внешняя экономическая
среда оказывает существенное воздействие
на систему бухгалтерского учета, то в
странах с похожими социально-экономическими
условиями бухгалтерский учет имеет много
общего. По этому признаку принято различать
три следующие основные модели бухгалтерского
учета.
Британско-американская модель.
Основополагающие принципы в указанную
модель внесли Великобритания и Голландия.
Главная идея модели состоит в ориентации
бухгалтерского учета на нужды инвесторов
и кредиторов. Модель применяют следующие
страны: Австралия, Багамы, Барбадос,
Бермуды, Великобритания, Гонконг, Индия,
Индонезия, Канада, Кения, США, Мексика,
Нигерия, Нидерланды и другие.
Континентальная модель. Основополагающие
принципы в данную модель внесли развитые
страны континентальной Европы и Японии.
Главная идея состоит в ориентации на
удовлетворение требований правительства,
в частности к налоговому законодательству.
Модель применяют следующие страны: Австрия, Алжир, Бельгия, Гвинея,
Греция, Египет, Испания, Италия, Люксембург,
Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.
Южноамериканская модель. Основополагающие
принципы в данную модель внесли страны
Южной Америки. Главная идея модели состоит
в ориентации на потребности государственных
плановых органов, в том числе на контроль
исполнения налоговой политики и на корректировку
бухгалтерской отчетности в соответствии
с темпами инфляции. Модель применяют
следующие страны: Аргентина, Боливия,
Бразилия, Парагвай, Чили.
2.2 Общие международные
требования к качеству бухгалтерской
информации
Для того чтобы бухгалтерская
информация могла быть использована не
только на внутреннем российском рынке,
но и на международном уровне, она должна
отвечать следующим требованиям:
Понятность. Информация должна
быть понятной пользователям.
Уместность. Информация считается
уместной, если она оказывает помощь пользователям
в оценке прошлых, настоящих и будущих
событий, если она подтверждает и вносит
коррективы в предыдущие оценки, а также
влияет на принятие экономических решений.
Достоверность. Чтобы быть пригодной,
информация должна быть достоверной. В
ней не должно быть материальных ошибок,
способных повлиять на экономические
решения пользователей.
Сопоставимость. Пользователи
должны быть в состоянии сравнивать финансовую
отчетность предприятия через определенные
промежутки времени, чтобы иметь возможность
выявить тенденцию его экономического
положения и развития.
3. Отличия МСФО от российских
стандартов.
3.1 Сравнительный анализ
российских и международных стандартов
бухгалтерского учета и финансовой
отчетности
Анализ российских и международных
стандартов позволяет отметить целый
ряд отличий российской системы бухгалтерского
учета и отчетности от обобщенной международной
системы. Основное различие заключается
в том, что российское государство ставит
управление административно-политической
сферой выше управления в области экономики.
Это выражается в том, что в современной
России юридические нормы имеют приоритет
по отношению к экономическим правилам.
В системе МСФО провозглашены
следующие основные постулаты
составления отчетности:
Максимальное соблюдение интересов
инвесторов.
Объективное отражение информации
о финансовом состоянии предприятия.
Обеспечение контроля активов
с позиций возможного извлечения выгод.
Осмотрительность (консерватизм)
при признании доходов и расходов.
В России они трансформируются
в такие правила ведения бухгалтерского
учета и составления отчетности:
Максимально полное соблюдение
интересов контролирующих органов.
Соответствие информации о
финансовом состоянии действующим нормативным
актам.
Обеспечение контроля активов
на основе осмотрительности, но только
при наличии оправдательных документов.
Правила применения плана счетов
и кодирования хозяйственных операций
в системах международного бухгалтерского
учета более свободные, нежели в российском
учете. Российский план счетов представляет
собой хорошо отработанный на практике
и достаточно строго регламентированный
документ. Его преимущества состоят в
том, что он позволяет составить достаточно
подробную и четко работающую математическую
модель хозяйственной деятельности предприятия
и одновременно придает ей стандартный
характер.
Согласно общему уравнению
баланса план счетов в системе международных
бухгалтерских стандартов обычно включает
в себя следующие основные разделы:
активы
пассивы
собственный капитал
доходы (выручка)
расходы
налоги от прибыли.
При этом счета актива, пассива
и собственного капитала носят характер
постоянных счетов, сальдо которых всегда
отражается в балансе. Исключение составляют
только счета собственного капитала, носящие
название “Изъятие капитала” и “Вложения
капитала” для предприятий единоличного
владения и товариществ. Данные счета
могут закрываться при реформировании
баланса.
При анализе хозяйственной
деятельности конкретного предприятия
целесообразно использовать международные
рекомендации и опыт. Правда с учетом того,
что в России управление дебиторскими
задолженностями в современных условиях
затруднено из-за целого ряда причин, главные
из которых: нечеткость законодательства,
низкая исполнительность судебных решений
и значительно более высокие ставки факторинговых
операций. Действующее Положение по бухгалтерскому
учету “События после отчетной даты”
ПБУ 7/98 и Положение по бухгалтерскому
учету “Условные факты хозяйственной
деятельности” ПБУ 8/01 дали импульс к использованию
вероятностных оценок. Дополнительную
возможность для применения в практической
деятельности подобных вероятностных
оценок предоставили также Положение
по бухгалтерскому учету “Доходы организации”
ПБУ 9/99 и Положение по бухгалтерскому
учету “Расходы организации” ПБУ 10/99.нужны
научные методологические разработки.
В международных стандартах четко прописана
возможность капитализации расходов на
содержание основных средств и на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Расходы на содержание основных
средств капитализируются при одном из
условий:
увеличивается срок их полезного использовании;
увеличиваются их мощность
и производительность;
улучшается качество выпускаемой
продукции;
расходы на НИОКР капитализируются
при наличии совокупности следующих условий;
имеется проект, и расходы на
НИОКР выделены отдельно от других;
четко выражено намерение руководства
или собственников производить и продавать
результат реализации проекта;
проведен анализ рынка или установлена
полезность использования НИОКР внутри
производства;
у предприятия в наличии достаточно
средств для завершения проекта и вывода
его на рынок.
В российской практике бухгалтерского
учета капитализация затрат на содержание
основных средств разрешена Положением
по бухгалтерскому учету “Учет основных
средств” ПБУ 6/01 примерно при тех же условиях,
однако опыта применения его мало и отсутствуют
практические рекомендации. Относительно
расходов на проведение НИОКР в российском
бухгалтерском учете в настоящее время
существует два варианта капитализации
расходов:
если они попадают в категорию
затрат на нематериальные активы, которые
зарегистрированы государственными органами
соответствующим образом;
если они не подлежат включению
в категорию нематериальных активов или
являются таковыми, но их правовая охрана
не оформлено соответствующим образом.
Порядок составления бухгалтерской
отчетности, соответствующие международным
стандартам, отличается от российской
практики несколько большей скрупулезностью
и наличием дополнительных этапов.
Особое место в бухгалтерском
учете, проводимом по международным стандартам,
занимают вопросы отражения прибыли и
начисления налогов на прибыль.
Заметно отличается российский
бухгалтерский учет от учета по международным
стандартам способами внесения исправлений
в составленную отчетность. За рубежом
исправления, связанные с изменением учетной
политики, обычно производят по решению
руководства предприятия или в связи с
изменениями стандартов. При этом изменения
вносят во все предшествующие периоды,
а общий результат корректировок включают
в отчет о прибылях и убытках текущего
периода. Способы анализа хозяйственной
деятельности предприятия, применяемые
в международных стандартах, разнообразнее
используемых в практике российского
бухгалтерского учета. Предпочтение отдается
сравнительным методам, например анализу
изменений во времени и составлению с
отраслевыми показателями. Широко используется
метод определения функций чувствительности
финансового результата по различным
параметрам. Способ коэффициентов, отражающих
разнообразные аспекты деятельности предприятия,
наиболее распространенный в России, западные
специалисты считают добротным, ном менее
эффективным. Использование международного
опыта бухгалтерского учета на базе международных
стандартов позволит обогатить российскую
практику. Кроме того, целый ряд положений
этих стандартов может быть включен в
бухгалтерские математические модели,
отображающие хозяйственную деятельность
предприятий, для решения проблем налогового
планирования и прогнозирования финансового
результата этой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
анализа можно заключить, что данные отчетности,
составленной по российским правилам,
по-прежнему существенно отличается от
финансовой информации, подготовленной
в соответствии с МСФО.
Спорным является мнение, получившее
достаточно широкое распространение,
согласно которому переход к использованию
международных стандартов рассматривается
в качестве конечной и чуть ли не единственной
цели реформирования системы, адекватной
новому типу хозяйственных отношений
в российской экономике. В результате
реформы должны быть созданы условия для
формирования хозяйствующими субъектами
полезной информации об их финансовом
положении и результатах деятельности,
а также обеспечены достоверность и надежность
бухгалтерской отчетности как важнейшего
источника информации для принятия решений
широким кругом заинтересованных пользователей.
Внедрение МСФО не подразумевает
одномоментного изменения всей системы
учета и отчетности в России. Переход к
использованию международных стандартов,
несомненно, должен быть постепенным и
целенаправленным процессом. Смысл такого
процесса заключается в том, чтобы недостатки
и несоответствия отечественной системы
бухгалтерского учета устранялись последовательно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О бухгалтерском учете»
№ 129-ФЗ от 21 ноября 1996г. (с изменениями
от 30.06.2003г.).
Положения по бухгалтерскому
учету "Учет договоров (контрактов)
на капитальное строительство" (ПБУ
2/94) (утв. приказом Минфина РФ от 20 декабря
1994 г. N 167)
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации (утв. приказом Минфина РФ от
29 июля 1998 г. N 34н с изм. и доп. от 30 декабря
1999 г., 24 марта 2000 г.).
Положение по бухгалтерскому
учету "Учетная политика организации"
ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря
1998 г. N 60н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.).
Положение по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская отчетность организации"
ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля
1999 г. N 43н "Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организации" ПБУ 4/99").
Положение по бухгалтерскому
учету "Учет активов и обязательств,
стоимость которых выражена в иностранной
валюте" ПБУ 3/2000" (утв. приказом Минфина
РФ от 10 января 2000 г. N 2н).
Положение по бухгалтерскому
учету "Информация об аффилированных
лицах" ПБУ 11/2000 (утв. приказом Минфина
РФ от 13 января 2000 г. N 5н с изм. и доп. от
30 марта 2001 г).
Положение по бухгалтерскому
учету "Информация по сегментам"
ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27
января 2000 г. N 11н).
Положение по бухгалтерскому
учету "Учет государственной помощи"
ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16
октября 2000 г. N 92н)
План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций (утв. приказом Минфина РФ
от 31 октября 2000 г. N 94н, с изм. и доп. от 7
мая 2003 г.).
Решение Методологического
совета бухгалтерского при Минфине РФ
от 15 мая 2003г. «О концепции развития бухгалтерского
учета и отчетности в Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (2004-2010г).
Терехова В.А. Международные
и национальные стандарты бухгалтерского
учета и финансовой отчетности. – СПБ.: Питер, 2011.
«Нормативная база бухгалтерского
учета: Сборник официальных материалов»,
/ Предисл. И сост. А.С. Бакаев, М., «Бухгалтерский
учет», 2011 г.
Стуков Л.С. «Реформирование
системы бухгалтерского учета и международные
стандарты финансовой отчетности», «Аудиторские
ведомости», № 3, 2012 г.
Правовые основы бухгалтерского
и налогового учета, аудита в Российской
Федерации / Отв. ред. Е.М. Ашмарина. – М.: Юристъ, 2010.
Бухгалтерский учет. В.Я. Кожинов. – М.: Издательство “Экзамен”, 2011
Палий В.Ф. “Международные стандарты
учета и финансовой отчетности” – М.: РИОР, 2010
Мощенко Н.П. “Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности” - М.: Издательство “Экзамен”,
2012.