Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Особенно это различие важно для Российского бизнеса и его выхода на международный рынок, так как опыт международной деятельности большинства российских компаний ограничен относительно узкими временными рамками.
Цель работы – рассмотреть понятие международного бизнеса. Задачи работы: - рассмотреть особенности международного бизнеса, такие как его формы, этапы его развития, проанализировать мировые рынки, рассмотреть стратегии международного развития компаний.

Содержание

Введение 3
Глава1 Теоретические особенности международного бизнеса 5
1.1 Сущность международного бизнеса 5
1.2 Формы международного бизнеса 7
1.3 Этапы развития международного бизнеса. 9
1.4.Характерные черты современного бизнеса. 16
1.5. Знания как условие развития международного бизнеса 18
Глава 2. Характеристика мировых рынков 19
2.1 Рынки стран Западной Европы 19
2.2 Рынки стран Центральной и Восточной Европы 21
2.3 Азиатские рынки 23
2.4 Ближний Восток 28
2.5 Латинская Америка 29
Глава 3 Стратегии международного развития компаний 30
3.1 Причины выбора международных стратегий 30
3.2. Направления международного стратегического развития 32
Заключение 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

 

             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

(МЭСИ)»

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине:  Менеджмент

 

На тему: Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

 

 

Экстерн:

Научный руководитель:

 

Дата сдачи курсовой работы:

 

Дата защиты курсовой работы:

 

 

МОСКВА 2013 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                              3

Глава1 Теоретические особенности международного бизнеса                         5

1.1 Сущность  международного бизнеса                                                           5

1.2 Формы  международного бизнеса                                                                7

1.3 Этапы  развития международного бизнеса.                                                 9

1.4.Характерные черты современного  бизнеса.                                                      16

1.5. Знания как условие развития международного бизнеса                         18

Глава 2. Характеристика мировых рынков                                                   19

2.1 Рынки стран Западной  Европы                                                                 19

2.2 Рынки стран  Центральной и Восточной Европы                                              21

2.3 Азиатские рынки                                                                                                 23

2.4 Ближний Восток                                                                                                 28

2.5 Латинская Америка                                                                                            29

Глава 3 Стратегии международного развития компаний                                       30

3.1 Причины выбора международных  стратегий                                                    30

3.2. Направления международного  стратегического развития                             32

Заключение                                                                                                                33

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже ХХ - ХХI века глобальная конкуренция становится настолько важной и неотъемлемой частью развития мировых и национальных экономик, что она начинает решающим образом влиять на стратегическое планирование и управление не только в крупных транснациональных корпорациях, но и в компаниях, которые традиционно ориентировались на рынок внутри страны. Компании прямо или косвенно включаются в процессы, протекающие в международном бизнесе.

Международный бизнес возникает вследствие развития и углубления международного разделения труда и формирования мирового рынка. Международный бизнес можно определить как деловое взаимодействие фирм разных форм собственности или их подразделений, находящихся в разных странах, главной целью которых является получение прибыли за счет выгод и преимуществ деловых международных операций.

Международный бизнес во многом схож с национальным бизнесом, однако имеются и существенные различия, которые необходимо принимать во внимание для успешной реализации международных стратегий. Главной проблемой, по моему мнению, является преодоление различий национальных культур, которые проявляются в особенностях ведения дела. Поскольку международный бизнес работает в странах с разной культурой, то при реализации одних и тех же задач и программ результаты могут быть различными.

Особенно это различие важно для Российского бизнеса и его выхода на международный рынок, так как опыт международной деятельности большинства российских компаний ограничен относительно узкими временными рамками.

Цель работы – рассмотреть понятие международного бизнеса. Задачи работы: - рассмотреть особенности международного бизнеса, такие как его формы, этапы его развития, проанализировать мировые рынки, рассмотреть стратегии международного развития компаний. 

Глава1 Теоретические особенности международного бизнеса

1.1 Сущность международного бизнеса

Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами как минимум из двух стран. Примером международного бизнеса могут послужить следующие операции: закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка в другую страну для дальнейшей переработки; перевозка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи; организация производства за рубежом с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены как физическими лицами, так и отдельными компаниями, группами компаний или государственными организациями.

Если предпринимательство внутри страны сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы данного государства, то международные деловые операции пересекают эти границы. Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие:

- в странах, вовлеченных в международный бизнес, используются разные валюты, что приводит к необходимости конвертирования валюты хотя бы одной из сторон;

- существует проблема различий в законодательстве разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством;

- между культурами разных  стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения так, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны;

Для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов.

В основном навыки и знания, необходимые для успешной работы менеджера в сфере международного и внутреннего бизнеса, одинаковы. Например, в любом случае необходим анализ нужд и пожеланий целевых потребителей независимо от того, заняты ли они в сфере международного бизнеса или бизнеса внутри страны. И все-таки не смотря на внешнюю схожесть менеджер, занятый в международном бизнесе должен быть более компетентным в ряде вопросов, специалисты занимающиеся международным бизнесом, должны быть хорошо осведомленными в вопросах культурных, законодательных, политических и социальных различий между странами. В круг обязанностей таких специалистов входит правильный выбор стран, где будет продаваться продукция компании, и стран, где будет приобретаться необходимое для производства продукции сырье. 

1.2 Формы международного бизнеса

Первыми формами международных деловых отношений стали экспорт и импорт, в настоящее время известны другие формы международного бизнеса.

Понятие «экспорт» происходит от лат. «exporto», что переводится как «вывозить товары и услуги из порта страны». Покупателя таких товаров и услуг принято именовать страной - «импортёром», тогда как внешнего продавца страной - «экспортёром». В настоящее время импорт любых товаров или услуг, осуществляемый законным способом из одной страны в другую, является одним из самых распространённых видов деятельности в торговой сфере. Именно поэтому, наряду с экспортом, импорт составляет основу международных экономических отношений. Экспортно-импортные операции подразделяются на следующие группы:

- Экспорт товаров – вывоз материальных благ определённого свойства.

- Экспорт услуг – возмещаемое предоставление зарубежным партнёрам услуг производственного или потребительского характера.

- Экспорт капитала - инвестирование средств в целях организации собственного производства за рубежом.

Первая группа - это торговля материальными продуктами, такими как предметы одежды, бытовая техника, сырье и т.д.

Вторая группа - это торговля нематериальными продуктами, такими как банковские, транспортные, информационные услуги.

Третья группа - это зарубежные инвестиции, или передача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны. Такие инвестиции подразделяются на две категории: прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции - это вложение капитала с целью приобретения и осуществления реального контроля над объектами собственности, активами и целыми компаниями в других странах Портфельные инвестиции - инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги. 

1.3 Этапы развития международного бизнеса.

Во второй половине ХХ века произошло ускорение темпов интернационализации бизнеса, что повлекло за собой необходимость разработки схем управления международными компаниями, действующими в разнообразных политических, экономических и культурных условиях. Понимание влияния среды международного бизнеса на формирование менеджмента позволило американскому исследователю Р. Д. Робинсону в 1964 году предложить свою версию этапов развития международного бизнеса. Робинсон разделил все развитие международного бизнеса на 5 основных эр, полагая, что каждая из них обладала своими особенностями мотивации и структурой взаимоотношений политики и бизнеса:

  1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.)

Робинсон обосновывает выбор начала периодизации тем, что именно в эпоху великих географических открытий впервые в истории развития цивилизации был налажен обмен товарами во всемирном масштабе, в то время как в прежнее время такой обмен был региональным характер (например, торговля между  соседними странами). В эту эру главным мотивом людей, занимавшихся международным бизнесом, было личное обогащение. Международная торговля позволяла получать сотни и даже тысячи процентов прибыли. Этой чрезвычайно выгодной деятельности сопутствовал, громадный личный и коммерческий риск.

В эти годы появляются первые международные компании и сразу же возникают проблемы их эффективного функционирования. Основная задача менеджмента в это время - эффективное управление в условиях бурного роста. Управленческие проблемы решались тогда на уровне интуиции отдельных предпринимателей, так же следует отметить практически полную самостоятельность компаний расположенных в других странах. Стоит отметить, что именно в коммерческую эпоху впервые ставится проблема взаимодействия политики и экономики в условиях международного бизнеса.

 

  1. Эра экспансии (1850-1914 гг.)

Одним из последствий 1-ой промышленной революции является переход в международном бизнесе к эре экспансии. Главным мотивом бизнеса в эту эру стало строительство промышленных империй. В это время происходит интенсивное формирование мировых колониальных империй (деление на страны - метрополии и страны - колонии). Страны - метрополии стали использовать в своей промышленности сырье, вывозимое из колоний, а в самих колониях начинает развиваться современная промышленность, рационализируется сельское хозяйство. Колониальные страны начинают специализироваться в производстве какого-либо продукта.

В этот период применяется система сохранения и использования в своих интересах той политической структуры, которая сложилась у местных лидеров, туземной аристократии. Именно искусство управления через местные политические структуры дало возможность, например, Британской империи управлять огромной территорией, используя всего порядка 10 тыс. военнослужащих и колониальную администрацию в несколько тысяч человек.

В колониях с развитием производства появляется множество местных наемных рабочих. Естественно, встают проблемы, связанные с управлением ими. Использовались жесткие методы, схожие с управлением рабским трудом, в то же время отдельные работы и технологические операции на колониальных предприятиях требовали соответствующих технологий и профессионального уровня работников, и эта проблема, как правило, решалась привлечением на колониальные предприятия квалифицированного персонала из метрополий и других развитых стран. Соответственно, уже на этом этапе появлялись проблемы взаимодействия этого персонала с местными работниками и учет этого взаимодействия в менеджменте. Главным вопросом было: как сделать эффективным управление местными рабочими в существующих условиях. В результате западная политическая система и западные ценности отчасти заместили местные.

Если сегодня достаточно много говорится по поводу торговых войн между странами, то следует помнить, что уже конец XVIII в., и XIX в., это эпоха почти непрерывных конфликтов такого рода. Для примера напомним, что именно в итоге такого рода конфликтов Россия добилась режима наибольшего благоприятствования в торговле с ведущими европейскими странами в последнем десятилетии прошлого века. Следствием всего этого стало развитие производственных предприятий и филиалов фирм за рубежом.

Информация о работе Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты