Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является Международный Валютный Фонд.
Предметом исследования является история и кредитная деятельность МВФ.
Целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение истории, целей, задач, структуры МВФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История и цели Международного Валютного Фонда……………..5
1.1. История возникновения МВФ……………………………………………..5
1.2. Цели МВФ и роль его кредитов в обеспечении сбалансированности платёжных балансов стран-участниц………………………………………….7
1.3. Структура органов управления………………………………………….10
Глава 2 Кредитная деятельность Международного Валютного Фонда......13
2.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании…………………………………………………13
2.2. Кредитный механизм предоставления займов в иностранной валюте…15
2.3. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений……………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………..33
Приложения……………………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

МВФ.docx

— 63.38 Кб (Скачать файл)

     2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о  квоты) стран-импортеров зерна,  испытывающих трудности в связи  с ростом мировых цен на  зерно: с декабря 1990 г. по  июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров  нефти, нефтепродуктов и природного  газа:

     3) с 1988 г. компенсационное финансирование  непредвиденных потерь для помощи  странам, испытывающим влияние  непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

     Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

     2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования  буферных (резервных) запасов для  оказания помощи странам, участвующим  в создании подобных запасов  сырьевых товаров в соответствии  с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный  баланс. Лимит -- 30% квоты.

     3. С 1989 г. функционирует Фонд  финансовой поддержки операций  по сокращению и обслуживанию  внешнего долга. Это объясняется  активной ролью МВФ в урегулировании  долгового кризиса развивающихся  стран в 80-х годах. При предоставлении  резервных или расширенных кредитов  странам-должникам часть суммы  этих кредитов (до 25%) может быть  зарезервирована в целях сокращения  основного долга. Кроме того, в  целях частичной компенсации  процентных платежей либо дополнительного  обеспечения основного долга  при обмене по паритетной стоимости  долговых обязательств на облигации  с более низкой процентной  ставкой МВФ может выделять  дополнительные средства сверх  резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с  ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически  величины дополнительного кредита  определяются Фондом в результате  рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей страны.

     4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд  поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на  страны, осуществляющие переход  к рыночной экономике путем  радикальных экономических и  политических реформ. Поводом для  его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений  от экспорта вследствие перехода  к многосторонней, основанной на  рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение  стоимости импорта из-за мировых  цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих  этих явлений. Предоставление  кредитов в данном случае обусловливается  выполнением страной-заёмщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.

     Получение странами членами МВФ средств  из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование  страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся  в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения  кредитных долей.

     Кроме функционирующих ныне четырех специальных  фондов МВФ периодически создает  временные кредитные фонды в  целях решения острых проблем  международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:

     1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974-1976 гг.), предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

     2) Доверительный фонд - в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976 -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

     3) Фонд дополнительного кредитования  или фонд Виттевеена-по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 1979-1984 гг. Цель этого фонда - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран:

     4) Фонд расширенного доступа к  ресурсам МВФ; преемник фонда  дополнительного кредитования, функционировал в 1992 гг. Цель фонда предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита.

      5) Фонд структурной перестройки  (с марта 1986 г.): предоставляет  льготные кредиты беднейшим развивающимся  странам, испытывающим хронический  кризис платежного баланса в  целях осуществления среднесрочных  программ макроэкономической и  структурной перестройки. По состоянию  на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили  эти льготные кредиты в сумме  1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых:  погашение в течение 10 лет;  т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) - погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;

     6) Расширенный фонд структурной  перестройки; с декабря 1987 г.  предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).8

     В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки - правопреемник предыдущего. Объем нового фонда - 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки - до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

     Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования  ресурсов у других стран-членов - это  одно из проявлений процесса адаптации  системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к  меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств. 

     2.3 Роль МВФ в регулировании  международных валютно-кредитных  отношений 

     МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

     Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

     После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ  расширены возможности стран  использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными  Фондом владельцами этих резервных  активов без его активного  посредничества, как это было прежде. Операции в СДР дают возможность  странам в известной мере покрывать  дефицит их платежного баланса.9

     Предполагалось, что СДР будут выступать в  роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.

     Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки  на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных  ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных  золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.10

     Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости  СДР.

     В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ  должен руководствоваться в своих  действиях «целью не допускать регулирования  цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

Информация о работе Международный валютный фонд