Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:49, дипломная работа
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг. А также проанализировать:
- динамику и отраслевую структуру сферы услуг;
- воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс);
- взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг;
- глобализацию услуг.
Введение
Теоретические аспекты международного рынка услуг
Сфера услуг в современном обществе
Экономическая сущность, классификация услуг
1.3 Рынок услуг
2 Мировой рынок услуг
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг
2.2 Пути совершенствования международного рынка услуг
2.3 Step и swot анализ международного рынка услуг, направленное совершенствование развития международного рынка услуг
3 Развитие сферы услуг по Казахстану на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Еще более динамично росли
потребности в услугах со стороны
производства, и расходы такого рода
стали во всех отраслях крупной статьей
общих издержек бизнеса. Традиционные
виды затрат на сырье, материалы, транспорт
и связь всюду существенно
дополняются расходами на маркетинг,
рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные
услуги, консалтинг разного профиля,
страхование, услуги по связям с общественностью
и т. д. Особенно велики расходы на
услуги в высокотехнологичных
Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.
Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).
Глубочайшее и многоплановое
воздействие на сферу услуг оказала
крупномасштабная структурно-технологическая
перестройка материального
В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.
В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.
Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.
Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).
По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».
Рассмотрим объем мирового экспорта и импорта услуг на современном этапе (таблица 4).
Из таблицы 4 видно, что по всем странам импорт услуг превышает экспорт, а также нельзя скрыть тот факт, что по всем странам в 2009 году произошел спад, как импорта, так и экспорта. Очевидно, что на это повлиял мировой экономический кризис.
Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.
Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.
Также вкратце были рассмотрены
факторы, влияющие на развитие международного
рынка услуг и нормативно-
А теперь рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на рынок услуг.
Таблица 4 - Объем мирового экспорта и импорта услуг 2005 – 2009 гг. (млн. долл. США)
Экспорт |
Импорт | |||||||||
Весь мир |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Северная Америка |
132500 |
144567 |
165764 |
185676 |
173545 |
247500 |
260931 |
283916 |
299005 |
278023 |
США |
102393 |
132986 |
141786 |
150865 |
145324 |
205580 |
231069 |
255455 |
286700 |
268092 |
Латинская Америка |
42500 |
57094 |
63980 |
77923 |
64788 |
64900 |
71234 |
77881 |
80923 |
79084 |
Западная Европа |
449900 |
675654 |
709809 |
907532 |
798543 |
716000 |
921100 |
1097754 |
1209906 |
1176003 |
Австрия |
17844 |
25065 |
26454 |
30090 |
26787 |
34441 |
51098 |
62655 |
66567 |
64095 |
Франция |
54572 |
75231 |
101450 |
109865 |
86989 |
68171 |
73774 |
80954 |
81560 |
78650 |
Германия |
97864 |
106653 |
112097 |
124687 |
116098 |
149107 |
176209 |
201980 |
231657 |
222099 |
Италия |
57962 |
74797 |
96432 |
107287 |
105687 |
61485 |
82098 |
85822 |
87988 |
86000 |
Нидерланды |
37799 |
46765 |
60241 |
81097 |
64064 |
55745 |
75651 |
77433 |
90653 |
84900 |
Испания |
20249 |
28342 |
29097 |
34987 |
32194 |
37620 |
45980 |
52357 |
60732 |
55690 |
Великобритания |
50879 |
73922 |
84021 |
97653 |
89432 |
101408 |
133009 |
154783 |
160900 |
157983 |
Россия |
24970 |
31102 |
39256 |
51131 |
41656 |
38745 |
44715 |
58145 |
75467 |
61746 |
Aфрика |
29400 |
34987 |
35420 |
42672 |
33665 |
40300 |
47676 |
61003 |
67456 |
63001 |
Азия |
215100 |
276097 |
290433 |
301865 |
276082 |
366800 |
444000 |
512073 |
609239 |
576777 |
Китай |
9207 |
15087 |
30532 |
46976 |
37978 |
46080 |
49898 |
54070 |
57091 |
53099 |
Индия |
6615 |
10936 |
13328 |
16089 |
15986 |
21786 |
25451 |
26038 |
30134 |
29013 |
Япония |
92323 |
99671 |
104531 |
110980 |
106799 |
106612 |
109990 |
131723 |
130980 |
117856 |
Сингапур |
9430 |
9346 |
10666 |
11091 |
9767 |
20551 |
22206 |
21245 |
24090 |
22432 |
Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг.
1.2 Экономическая сущность, классификация услуг
Наряду с мировыми рынками
товаров, капиталов, рабочей силы существует
и взаимодействует с ними мировой
рынок услуг. Специфическая особенность
услуги как товара состоит в том,
что она не имеет вещественной
формы, а выступает как результат
определенной деятельности. Производство
и купля-продажа услуг
Причины длительного игнорирования
услуг в контексте изучения глобализации
коренятся и в особенностях продуктов
труда, выраженных в форме услуги:
неосязаемый характер осложняет
учет и мониторинг их производства
и потребления, как и внешнеэкономических
операций. Крайней неопределенностью
отличается и само понятие "услуга".
При общепринятом широком подходе
этим термином обозначают хозяйственную
деятельность, результаты которой выражены
в нематериальной форме, совпадают
по месту и времени с
Международный рынок услуг – это купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что:
Этим обусловливаются
особенности международной
Существует два вида услуг:
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:
- регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;
- отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;
- услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;
- производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;
- международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;
- не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).
Основными формами услуг
для предпринимательства
Торговля услугами - важная
часть мирохозяйственных
Выделяют следующие
- отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
- наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
- услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
- неоднородны или изменчивы по качеству;
- производятся и потребляются одновременно;
- при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
- не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.
Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения).
Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.
Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.
Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.
Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.
Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая
система регулирования
Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия: