Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг. А также проанализировать:
- динамику и отраслевую структуру сферы услуг;
- воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс);
- взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг;
- глобализацию услуг.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты международного рынка услуг
Сфера услуг в современном обществе
Экономическая сущность, классификация услуг
1.3 Рынок услуг
2 Мировой рынок услуг
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг
2.2 Пути совершенствования международного рынка услуг
2.3 Step и swot анализ международного рынка услуг, направленное совершенствование развития международного рынка услуг
3 Развитие сферы услуг по Казахстану на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Еще более динамично росли  потребности в услугах со стороны  производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей  общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт  и связь всюду существенно  дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью  и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или  иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности  в услугах, прежде всего бытовых  и социальных, порождал непрерывный  процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения  в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.

Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством  прямо связано развертывание  системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный  по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни  массовая автомобилизация: ускоренно  развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись  сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).

Глубочайшее и многоплановое  воздействие на сферу услуг оказала  крупномасштабная структурно-технологическая  перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой  экономический кризис 2008-2010 гг., с  наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе  которой стоят высокотехнологичные  отрасли промышленности и сфера  услуг. На этой волне особенно энергично  стали выдвигаться на передовые  позиции в хозяйственной структуре  «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.

В кризисной ситуации к  тому же резко возросли потребности  промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению  многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.

В последние два десятилетия  на мировом рынке услуг четко  проявились следующие тенденции  в развитии его отдельных сегментов.

Снизилась доля фрахта и  других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с  уменьшением удельного веса сырья  в международной торговле.

Увеличилась доля туризма  в экспорте услуг, что обусловлено  ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).

По темпам абсолютного  роста и по значимости в общем  объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся  стал сегмент «особые частные  услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».

Рассмотрим объем мирового экспорта и импорта услуг на современном  этапе (таблица 4).

Из таблицы 4 видно, что  по всем странам импорт услуг превышает  экспорт, а также нельзя скрыть тот  факт, что по всем странам в 2009 году произошел спад, как импорта, так  и экспорта. Очевидно, что на это  повлиял мировой экономический  кризис.

Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка  услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается  такая особенность, что место  деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические  услуги и поездки.

Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным  в данной главе.

Также вкратце были рассмотрены  факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг и нормативно-правовые документы регулирующие данное развитие. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран.

А теперь рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на рынок услуг.

 

 

 

Таблица 4 - Объем мирового экспорта и импорта услуг 2005 – 2009 гг. (млн. долл. США)

 

Экспорт

Импорт

Весь мир

2005

2006

2007

2008

2009

2005

2006

2007

2008

2009

Северная Америка

132500

144567

165764

185676

173545

247500

260931

283916

299005

278023

США

102393

132986

141786

150865

145324

205580

231069

255455

286700

268092

Латинская Америка

42500

57094

63980

77923

64788

64900

71234

77881

80923

79084

Западная Европа

449900

675654

709809

907532

798543

716000

921100

1097754

1209906

1176003

Австрия

17844

25065

26454

30090

26787

34441

51098

62655

66567

64095

Франция

54572

75231

101450

109865

86989

68171

73774

80954

81560

78650

Германия

97864

106653

112097

124687

116098

149107

176209

201980

231657

222099

Италия

57962

74797

96432

107287

105687

61485

82098

85822

87988

86000

Нидерланды

37799

46765

60241

81097

64064

55745

75651

77433

90653

84900

Испания

20249

28342

29097

34987

32194

37620

45980

52357

60732

55690

Великобритания

50879

73922

84021

97653

89432

101408

133009

154783

160900

157983

Россия

24970

31102

39256

51131

41656

38745

44715

58145

75467

61746

Aфрика

29400

34987

35420

42672

33665

40300

47676

61003

67456

63001

Азия

215100

276097

290433

301865

276082

366800

444000

512073

609239

576777

Китай

9207

15087

30532

46976

37978

46080

49898

54070

57091

53099

Индия

6615

10936

13328

16089

15986

21786

25451

26038

30134

29013

Япония

92323

99671

104531

110980

106799

106612

109990

131723

130980

117856

Сингапур

9430

9346

10666

11091

9767

20551

22206

21245

24090

22432




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг.

 

 

 

 

1.2 Экономическая сущность, классификация услуг

 

 

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность  услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это  поступающие на внешний рынок  услуги, т.е. потребительские стоимости.

Причины длительного игнорирования  услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов  труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет  учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических  операций. Крайней неопределенностью  отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе  этим термином обозначают хозяйственную  деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают  по месту и времени с производством  и не могут накапливаться и  храниться. То есть к "услугам" практически  относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие  вещную форму. Любопытно в этой связи  весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное во многих изданиях:

Международный рынок услуг  – это купля-продажа услуг  на мировом рынке.

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в  полезном эффекте, способном удовлетворить  ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.

Понятие «услуга» имеет широкий  спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные  виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличия услуг от товаров  в материальной форме в том, что:

    • во-первых, они невидимы;
    • во-вторых, не поддаются хранению;
    • в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами.

Существует два вида услуг:

      • услуги, которые опосредуются вечно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);
      • услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные);
      • специфической отраслью услуг является международный туризм.

К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:

- регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;

- отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;

-   услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;

- производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;

-   международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;

-   не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).

Основными формами услуг  для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и  объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно  связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности  производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в  промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.

Выделяют следующие особенности  услуг как предмета торговли:

- отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);

- наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);

- услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;

-  неоднородны или изменчивы по качеству;

-  производятся и потребляются одновременно;

-  при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;

- не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);

  • имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
  • ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
  • имеют специфическую нормативно-правовую базу своегс регулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь  промышленный характер или удовлетворять  личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный  оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и  здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.

Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.

Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.

Регулирование международной  торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним  разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи  не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его  на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение  услуг в составной элемент  внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня  вопрос о необходимости регулирования  рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует  на нескольких уровнях, для каждого  из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Государство защищает внутренний рынок  в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

Информация о работе Международный рынок услуг