Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг. А также проанализировать:
- динамику и отраслевую структуру сферы услуг;
- воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс);
- взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг;
- глобализацию услуг.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты международного рынка услуг
Сфера услуг в современном обществе
Экономическая сущность, классификация услуг
1.3 Рынок услуг
2 Мировой рынок услуг
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг
2.2 Пути совершенствования международного рынка услуг
2.3 Step и swot анализ международного рынка услуг, направленное совершенствование развития международного рынка услуг
3 Развитие сферы услуг по Казахстану на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Между тем, международная  торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей  товарами.

Во-первых, услуги в отличие  от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов  услуг базируется на прямых контактах  между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой  часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно  взаимодействует с торговлей  товарами и оказывает на нее все  возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все  больше услуг, начиная с анализа  рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке  во многом зависит от качества и  количества услуг, привлекаемых для  его производства и реализации (включая  послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг  обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем  сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука  во многих странах традиционно находятся  в полной или частичной собственности  государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают  общественность и правительства  многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед  международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный  хозяйственный оборот. В первую очередь  это относится к некоторым  видам услуг, поступающих преимущественно  в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

Причины, стимулирующие быстрый  рост мирового рынка услуг, следующие:

    • высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;
    • развитие всех видов транспорта, стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;
    • новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;
    • ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.

На современном этапе  международная торговля услугами характеризуется  следующими особенностями:

- снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

- увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

- наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент «особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги;

- происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг;

- возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Сянган и Сингапур ориентированы на финансовые услуги. Доля стран Латинской Америки и Африки в МТУ снизилась;

- в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%).

Современная международная  торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики  и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в  социальной жизни всех стран. Этот процесс  является объективным следствием все  возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин «международная торговля услугами» охватывает международный  обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными  особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

Рассмотрим мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2.

 

Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям

 

Объем, млрд.долл. США

Доля от общего объема услуг, %

 

2009

2005

2006

2007

2008

2009

Экспорт

Всего коммерческие услуги

3350

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Транспортные услуги

700

23,4

23,3

22,9

23,7

20,9

Поездки

870

32,1

27,7

25,7

25,1

26,0

Другие коммерческие услуги

1780

44,5

49,0

51,4

51,1

53,1

Импорт

Всего коммерческие услуги

3145

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Транспортные услуги

835

28,7

29,1

29,0

30,0

26,6

Поездки

790

29,8

27,1

25,6

24,4

25,1

Другие коммерческие услуги

1520

41,5

43,8

45,4

45,5

48,3

Источник: данные ВТО 2005-2009 гг.


 

Мировая статистика свидетельствует  о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 2.

Также стоит заметить, что  существенную долю занимают «Поездки», но к 2009 году их доля начинает снижаться  с 32,1% до 26 %. А доля прочих коммерческих услуг с каждым годом увеличивает, причем данная тенденция наблюдается  как в экспорте, так и в импорте.

Теперь необходимо рассмотреть  экспорт коммерческих услуг по категориям и регионам в таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Рост экспорта коммерческих услуг по категориям и по регионам, 2005-2009 (годовое процентное изменение)

 

Весь мир

Северная Америка

Южная и Центральная Америка

Европа

СНГ

Африка

Средний Восток

Азия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Коммерческие услуги

2005

5

7

6

...

...

...

...

4

2006

9

6

9

10

16

...

...

11

2007

20

15

18

21

27

18

...

22

2008

13

9

16

12

28

16

...

16

2009

-12

-9

-8

-14

-17

-9

-4

-12

Окончание таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Транспортные услуги

2005

3

3

1

3

...

...

...

3

2006

8

4

8

9

13

...

...

8

2007

20

12

16

21

20

12

9

24

2008

17

16

20

16

26

19

17

18

2009

-23

-21

-18

-22

-17

-14

-20

-26

Поездки

2005

3

6

7

2

...

6

...

2

2006

7

2

6

7

15

12

...

10

2007

15

11

12

14

27

17

21

20

2008

10

11

9

9

23

9

16

13

2009

-9

-11

-6

-13

-22

-5

2

-3

Другие коммерческие услуги

2005

7

11

9

...

...

...

...

6

2006

12

8

13

12

23

...

...

13

2007

23

18

27

24

36

30

...

22

2008

12

7

21

13

34

29

...

16

2009

-9

-5

-4

-11

-15

-11

0

-8


 

Из таблицы 4 видно, что  по всем категориям услуг до 2009 года наблюдался рост, но в 2009 году произошло  снижение и это можно связать  с последствиями мирового глобального  экономического кризиса 2008-2010 гг.

Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг  составляет около 75%, развивающихся  и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%.

Среди причин, стимулирующих  быстрое возрастание мирового рынка  услуг, выделяются следующие:

  • зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;
  • развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
  • новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Примерно ¼ международной  торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран  характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства  основную часть экспортных доходов  получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских  государств большое значение имеет  экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

 

    1.  Рынок услуг

 

С одной стороны рынок  услуг достаточно старое (даже древнее) явление, так как с появлением обмена и денег всегда был хотя бы небольшой круг услуг, которые  покупались и продавались: услуги ростовщиков, писарей и т.д. С другой стороны, рынок услуг в развитом современном  его виде появился совсем недавно  и все еще находится в процессе активного развития. Международный  же рынок услуг как целостная  система еще только формируется.

Рынок услуг – одна из разновидностей рынка, выделившаяся из ранее единого рынка физических товаров и услуг. Объектом продажи  на этом рынке выступают разнообразные  услуги – от самых простых до сложнейших. Вместе с тем рынок материально-вещественных товаров и рынок услуг четко разделить невозможно, поскольку продажа услуги часто сопряжена с продажей и эксплуатацией физических товаров, и, напротив, сама услуга в случае ее купли-продажи приобретает «товарность», т.е. становится товаром.

Рынок услуг – это совокупность экономических отношений между  производителями и потребителями  услуг в связи с куплей –  продажей разнообразных услуг. Он является составной частью сферы обмена, организованной по законам товарного производства и обращения.

Как подсистема рыночного  хозяйства рынок услуг функционирует  в рамках существующих отношений  собственности и развивается  по мере развития всего рыночного  хозяйства.

Рынок услуг выступает  как система, увязывающая между  собой спрос и предложение  на услуги; производителей услуг и  их потребителей – собственников  денег. Более того, роль рынка услуг  состоит еще и в том, что  он способствует развитию рынка материально-вещественных благ, обеспечению сбалансированности воспроизводственного процесса, соответствующего качества жизни путем удовлетворения разнообразных потребностей населения. В современных условиях степень  развития рынка услуг, его структура  представляет собой один из важнейших  критериев конкурентоспособности  страны.

Изучение рынка услуг  и особенно практика его функционирования выявили его специфику, без знания и учета которой невозможно добиться успеха в самых разнообразных  видах услуговой деятельности. На это все более настойчиво обращают внимание как западные специалисты, так и российские.

В современной специальной  литературе, как правило, отмечают следующие  особенности рынка услуг:

    1. Высокая динамичность рыночных процессов.  Это обусловлено таким свойством услуг, как несохраняемость.
    2. Более выраженная сегментированность спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, а также от национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;
    3. Высокая степень дифференциации услуг как рыночного продукта по потребительным характеристикам и по уровню качества. Это объясняется тем, что спрос на услуги всегда персонифицирован, индивидуализирован и выступает мощным стимулом для разработки все новых услуг, причем по мере роста благосостояния населения, усложнения материального производства и его результатов указанная характерная черта рынка услуг проявляется все более отчетливо. Эти свойства рынка услуг, по мнению специалистов, можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, «поиск услуги-новинки становиться перманентным процессом».
    4. Более выраженная территориальная сегментация и локальный характер рынка услуг по сравнению с рынком физических товаров. Действи<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Международный рынок услуг