Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:49, дипломная работа
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг. А также проанализировать:
- динамику и отраслевую структуру сферы услуг;
- воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс);
- взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг;
- глобализацию услуг.
Введение
Теоретические аспекты международного рынка услуг
Сфера услуг в современном обществе
Экономическая сущность, классификация услуг
1.3 Рынок услуг
2 Мировой рынок услуг
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг
2.2 Пути совершенствования международного рынка услуг
2.3 Step и swot анализ международного рынка услуг, направленное совершенствование развития международного рынка услуг
3 Развитие сферы услуг по Казахстану на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Между тем, международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие
от товаров производятся и потребляются
в основном одновременно и не подлежат
хранению. Поэтому большинство видов
услуг базируется на прямых контактах
между производителями и
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг
обычно больше защищена государством
от иностранной конкуренции, чем
сфера материального
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:
- снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
- увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
- наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент «особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги;
- происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг;
- возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Сянган и Сингапур ориентированы на финансовые услуги. Доля стран Латинской Америки и Африки в МТУ снизилась;
- в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%).
Современная международная
торговля услугами быстро расширяется,
оказывая все более существенное
влияние на развитие национальной экономики
и мирового хозяйства в целом:
приобретает растущее значение в
социальной жизни всех стран. Этот процесс
является объективным следствием все
возрастающих потребностей научно-технического
прогресса и дальнейшего
Рассмотрим мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2.
Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям
Объем, млрд.долл. США |
Доля от общего объема услуг, % | |||||
2009 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Экспорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
3350 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Транспортные услуги |
700 |
23,4 |
23,3 |
22,9 |
23,7 |
20,9 |
Поездки |
870 |
32,1 |
27,7 |
25,7 |
25,1 |
26,0 |
Другие коммерческие услуги |
1780 |
44,5 |
49,0 |
51,4 |
51,1 |
53,1 |
Импорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
3145 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Транспортные услуги |
835 |
28,7 |
29,1 |
29,0 |
30,0 |
26,6 |
Поездки |
790 |
29,8 |
27,1 |
25,6 |
24,4 |
25,1 |
Другие коммерческие услуги |
1520 |
41,5 |
43,8 |
45,4 |
45,5 |
48,3 |
Источник: данные ВТО 2005-2009 гг. |
Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 2.
Также стоит заметить, что существенную долю занимают «Поездки», но к 2009 году их доля начинает снижаться с 32,1% до 26 %. А доля прочих коммерческих услуг с каждым годом увеличивает, причем данная тенденция наблюдается как в экспорте, так и в импорте.
Теперь необходимо рассмотреть экспорт коммерческих услуг по категориям и регионам в таблице 3.
Таблица 3 - Рост экспорта коммерческих услуг по категориям и по регионам, 2005-2009 (годовое процентное изменение)
Весь мир |
Северная Америка |
Южная и Центральная Америка |
Европа |
СНГ |
Африка |
Средний Восток |
Азия | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Коммерческие услуги | ||||||||
2005 |
5 |
7 |
6 |
... |
... |
... |
... |
4 |
2006 |
9 |
6 |
9 |
10 |
16 |
... |
... |
11 |
2007 |
20 |
15 |
18 |
21 |
27 |
18 |
... |
22 |
2008 |
13 |
9 |
16 |
12 |
28 |
16 |
... |
16 |
2009 |
-12 |
-9 |
-8 |
-14 |
-17 |
-9 |
-4 |
-12 |
Окончание таблицы 3 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Транспортные услуги | ||||||||
2005 |
3 |
3 |
1 |
3 |
... |
... |
... |
3 |
2006 |
8 |
4 |
8 |
9 |
13 |
... |
... |
8 |
2007 |
20 |
12 |
16 |
21 |
20 |
12 |
9 |
24 |
2008 |
17 |
16 |
20 |
16 |
26 |
19 |
17 |
18 |
2009 |
-23 |
-21 |
-18 |
-22 |
-17 |
-14 |
-20 |
-26 |
Поездки | ||||||||
2005 |
3 |
6 |
7 |
2 |
... |
6 |
... |
2 |
2006 |
7 |
2 |
6 |
7 |
15 |
12 |
... |
10 |
2007 |
15 |
11 |
12 |
14 |
27 |
17 |
21 |
20 |
2008 |
10 |
11 |
9 |
9 |
23 |
9 |
16 |
13 |
2009 |
-9 |
-11 |
-6 |
-13 |
-22 |
-5 |
2 |
-3 |
Другие коммерческие услуги | ||||||||
2005 |
7 |
11 |
9 |
... |
... |
... |
... |
6 |
2006 |
12 |
8 |
13 |
12 |
23 |
... |
... |
13 |
2007 |
23 |
18 |
27 |
24 |
36 |
30 |
... |
22 |
2008 |
12 |
7 |
21 |
13 |
34 |
29 |
... |
16 |
2009 |
-9 |
-5 |
-4 |
-11 |
-15 |
-11 |
0 |
-8 |
Из таблицы 4 видно, что по всем категориям услуг до 2009 года наблюдался рост, но в 2009 году произошло снижение и это можно связать с последствиями мирового глобального экономического кризиса 2008-2010 гг.
Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%.
Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие:
Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
С одной стороны рынок услуг достаточно старое (даже древнее) явление, так как с появлением обмена и денег всегда был хотя бы небольшой круг услуг, которые покупались и продавались: услуги ростовщиков, писарей и т.д. С другой стороны, рынок услуг в развитом современном его виде появился совсем недавно и все еще находится в процессе активного развития. Международный же рынок услуг как целостная система еще только формируется.
Рынок услуг – одна из разновидностей рынка, выделившаяся из ранее единого рынка физических товаров и услуг. Объектом продажи на этом рынке выступают разнообразные услуги – от самых простых до сложнейших. Вместе с тем рынок материально-вещественных товаров и рынок услуг четко разделить невозможно, поскольку продажа услуги часто сопряжена с продажей и эксплуатацией физических товаров, и, напротив, сама услуга в случае ее купли-продажи приобретает «товарность», т.е. становится товаром.
Рынок услуг – это совокупность
экономических отношений между
производителями и
Как подсистема рыночного
хозяйства рынок услуг
Рынок услуг выступает
как система, увязывающая между
собой спрос и предложение
на услуги; производителей услуг и
их потребителей – собственников
денег. Более того, роль рынка услуг
состоит еще и в том, что
он способствует развитию рынка материально-вещественных
благ, обеспечению сбалансированности
воспроизводственного процесса, соответствующего
качества жизни путем удовлетворения
разнообразных потребностей населения.
В современных условиях степень
развития рынка услуг, его структура
представляет собой один из важнейших
критериев
Изучение рынка услуг и особенно практика его функционирования выявили его специфику, без знания и учета которой невозможно добиться успеха в самых разнообразных видах услуговой деятельности. На это все более настойчиво обращают внимание как западные специалисты, так и российские.
В современной специальной литературе, как правило, отмечают следующие особенности рынка услуг: