Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:44, лекция

Краткое описание

Сущность и сегменты международного рынка услуг.
Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.
Государственное регулирование международной торговли услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Международный рынок услуг.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

• преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов;

• получению новых стратегических возможностей развитии.

Таким образом, можно говорить о том, что от участи в МНТО страны получают определенные выгоды. Так, экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что:

  1. продажа технологий — это источник получения доходов;
  2. передача технологий за рубеж — форма борьбы за товарный рынок;
  3. это также способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта;
  4. это способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т. п.;
  5. предоставление технологии — способ обеспечения доступа к другому новшеству через «перекрестное лицензирование»;
  6. это также возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя.

Экономическая  целесообразность  импорта технологии объясняется тем, что:

1) импорт технологии — это  доступ к новшествам высокого технического уровня;

2) это средство  экономии затрат на НИОКР;

3) это средство уменьшения  валютных расходов на товарный импорт и одновременно обеспечения использования национального капитала и рабочей силы;

    4) импорт технологии — это условие расширения экспорта продукции,  выпускаемой по зарубежным технологиям,  причем,  как показывает опыт,  во многих странах Доля изделий,  выпускаемых по лицензии,  в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве;

5) импорт технологии — это гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца, что обеспечивает, как правило, техническую обработанность новшества.

 Мировой  рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития

Вышеизложенные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий. Его субъектами выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Мировой рынок технологий неоднороден по своей структуре. Так, здесь можно выделить 4 сегмента.

1. Рынок патентов и лицензий (суммарный объем 30 млрд долл. в 1990 г.1)

2. Рынок науко- и технологически емкой продукции.

3. Рынок высокотехнологичного капитала.

4. Рынок научно-технических специалистов.

Наиболее весомую роль на всех сегментах мирового рынка технологий в последнее десятилетие играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на индустриальные страны приходится около 90% мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу. На долю же развивающихся государств приходится всего около 10%.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность — 19%, общее машиностроение — 18%, химическую промышленность — 17,4%, транспортное машиностроение — 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Сложившийся на сегодняшний день мировой рынок технологий имеет свои особенности.

1  Мировой рынок технологий  способствует интеллектуализации мировой экономики в целом.

2. Главными субъектами выступают  ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального.

3. Крупнейшие  ТНК (например, «Кодак Истмен», «Боинг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. Так, уровень монополистического контроля в области технологии достигает 80-90%, а расходы на НИОКР 300 ведущих ТНК мира в 1997 г. составили 216 млрд долларов.

4. Стратегия  поведения ТНК на мировом рынке  технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологии: 1 этап — предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализуются новые идеи, 2 этап — технологический обмен сопровождается или осуществляется в форме . ПЗИ, 3 этап — чистое лицензирование, т. е. уступка прав собственности на технологию, ее использование. Таким образом, новейшие технологии в основном используются в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий (это дает около 15% прибылей ТНК).

5. Начиная с 80-х годов около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологий ТНК. На долю внутрикорпорационных поступлений приходится свыше 60% лицензионных поступлений промышленно-развитых стран: причем в США —6  80%, в Англии - 50%.

6. Технологический разрыв, существующий между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру мирового рынка технологий:

а) высокие технологии (уникальные и прогрессии ные) обращаются между промышленно развитыми странами. Причем лидирующие позиции здесь принадлежат США, расходы на НИОКР которых составляют столько же, сколько у Германии, Франции, Англии, Италии и Японии вместе взятых (97 млрд долл. в 1997 г.);

б) низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся и бывших социалистических стран. Причем зачастую передаваемая сюда технология плохо приспособлена к возможностям этих стран, поскольку разработана применительно к уровню развития и структуре промышленно развитых стран с учетом развитой инфраструктуры и высококвалифицированного персонала.

Технологии, создаваемые в развитых странах, — трудо-и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии развивающихся стран — трудосберегающие, но ресурсе- и капиталоемкие. Таким образом, международная торговля технологиями на практике ограничена развитием адаптационных возможностей в их применении в той или иной стране. 7. Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего  функционирования — Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС),  Координационный  комитет по контролю за экспортом (КОКОМ),  Совещание  специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

 

3.2. Основные формы передачи научно-технических знаний

Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

Наиболее распространены следующие   основные каналы передачи технологии:

а) внутрифирменный  — заграничным филиалам ТНК;

б) межфирменный — по лицензионным, кооперационным, управленческим и другим долгосрочным соглашениям с иностранными фирмами;

в)  внешнеторговый   — вместе  с экспортными поставками машин, оборудования и другой промышленной продукции. Кроме того, различают   две основных формы передачи технологии..

1. На некоммерческой основе, если между сторонами не возникает денежных обязательств. Таковыми являются:

• научно-технические публикации — научная, техническая и учебная литература, компьютерные банки данных, справочники и обзоры, технические стандарты и инструкции, фирменные каталоги и проспекты, патентные описания. Это старейшая форма распространения информации о результатах НИОКР, не связанных с секретами производства и патентоспособными изобретениями;

• личные контакты ученых и специалистов в ходе обмена информацией на международных конференциях, выставках, симпозиумах, семинарах, а также в результате командирования за границу, обучения, стажировок;

• одной из наиболее  эффективных форм передачи технологии является миграция ученых и специалистов, так называемая «утечка умов».

В целом основной поток передачи технологий на некоммерческой основе — это фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и запатентованные изобретения.

2 На коммерческой основе, когда покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания Наиболее распространенной формой передачи научно технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий. Следует подчеркнуть, что некоммерческие формы передачи технологии осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации. Коммерческие формы передачи технологии оформляются в виде договора (как правило, лицензионный договор либо договор о совместном производстве, о научно-техническом сотрудничестве или договор купли-продажи).

Торговля лицензиями и ноу-хау

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т. п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение. Различают лицензии на запатентованные научно-технические разработки, а также беспатентные лицензии, когда продается научно-техническое открытие, авторство и новизна которого не зарегистрированы в соответствующих официальных учреждениях (например, «ноу-хау»).

В международной деловой практике торговля лицензиями и услугами ноу-хау является одним из наиболее взаимовыгодных видов коммерческой деятельности.

Торговля лицензиями означает разрешение на передачу прав и использование запатентованного изобретения или иного технического достижения, которое выдается покупателю (лицензиару) владельцем патента.

Запатентованные изобретения — это технические решения, защищенные действующими патентами в стране лицензиара или и стране лицензиата и в третьих странах. Патентом называется предоставленное государством изобретателю исключительное право производить, использовать и продавать свое изобретение и течение установленного с момента регистрации периода. Продолжительность его действия зависит от оплаты, последующих регулярных взносов, включая пошлину, уплаченную при регистрации изобретения. Для получения патента изобретатель может обратиться в патентное бюро.

Принято, что изобретение не может быть запатентовано, пока не будет доказана его новизна, а также то, что это изобретение или его использование не вступает в противоречие с законностью и моралью. Изобретение в области медицины или производства продуктов питания должно обладать иными свойствами, нежели ингредиенты, в него входящие.

Кроме изобретения патентуется торговая марка — буква, слово, эмблема или символ, используемые в качестве фирменного наименования при продаже товаров для указания на их производителя.

Торговая марка используется производителем для индивидуализации и рекламы своего товара и регистрируется в патентном бюро с одновременной уплатой регистрационной пошлины и последующих ежегодных взносов.

Регистрация обеспечивает защиту владельца торговой марки от неправомерного использования ее конкурентами. По договору франшизы владелец торговой марки передает право на ее использование другой фирме для производства и сбыта определенной продукции или услуг.

Франчайзинг - предоставление крупной «родительской» фирмой мелкой фирме права использования ее товарного знака, торговой марки или знака обслуживания.

Фирменное наименование — это название, под которым изделие (продукт) известно потребителю. Фирменное наименование также служит в целях индивидуализации товара и защищается свидетельством, как и торговая марка.

Торговля ноу-хау, т.е. техническими знаниями, опытом, навыками научного, технического, производственного, коммерческого и иного характера, выраженными в форме документации (не запатентованной в официальном порядке и не ставшей всеобщим достоянием), дополняется опытом специалиста — владельца ноу-хау, например, по осуществлению пуско-наладочных работ, процесса и изготовления продукции и т.д.

Лицензионный обмен осуществляется по двум каналам — во-первых, торговля «чистыми» лицензиями и, во-вторых, торговля сопутствующими (поставка машин, оборудования) лицензиями и ноу-хау.

При этом продажа лицензий предполагает передачу за вознаграждение и на определенный срок на основе лицензионных соглашений юридических прав на использование в производстве, при сооружении и реконструкции объектов и при выполнении других работ запатентованных изобретений.

Нелицензионная продажа сопутствующих лицензий и предоставление услуг ноу-хау осуществляется по контрактам при экспорте разрозненного или комплектного оборудования, строительстве и реконструкции объектов за рубежом, экспорте услуг типа «инжиниринг».

Стоимость лицензии или нелицензионного ноу-хау представляет собой сумму денежного вознаграждения, полученного лицензиаром от лицензиата за передачу соответствующей технологии, за весь период действий лицензионного соглашения или в соответствии с условиями контракта на поставку оборудования, сооружения предприятия или оказания инжиниринговых услуг.

Информация о работе Международный рынок услуг