Место Западной Европы в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 5
2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО РАЗВИТИИ. 10
2.1. ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА. 10
2.2. ЦЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ. 14
2.3. РАСШИРЕНИЯ ЕС 17
2.4. ЕДИНЫЙ РЫНОК – ЕДИНАЯ ВАЛЮТА. 23
2.4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ ЕДИНОГО РЫНКА 26
2.4.2. ЭКЮ 29
2.4.3. ЕВРО КАК НОВАЯ ВАЛЮТА 30
3. ОТСТАВАНИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОТ США 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Вложенные файлы: 1 файл

КР по мировой экономике.doc

— 666.50 Кб (Скачать файл)

2. Создание Европейского  экономического сообщества  и некоторые вехи  в его развитии

2.1. Первые шаги к европейской интеграции. Создание Европейского Сообщества

 

     Интенсификация  усилий по объединению Европы после  Второй мировой войны происходила  из-за того, что в Европе не видели другого способа положить конец истории военных конфликтов, кровопролития, страданий и разрушений.

     Как было сказано в главе 1, Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии, который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру. Черчилль же предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера, чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно вступило в силу, план Шумана стал реальностью. «Отцы-основатели» нового Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно было стать создание Европейской Конституции.

     В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано, Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности (ЕСБ), которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию. Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять единственным выходом было привязать Германию к многонациональному Сообществу - на этот раз военному - для усиления контроля за разоружением. Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение, тем самым давая выход амбициям национального суверенитета.

     Провал  Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой «создания объединенной Европы».

     На  конференции в Мессине они  решили вернуться к цели, которой  было большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ЕОУС - то есть прежде всего экономической интеграции. Хотя план ЕСБ имел более высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более реалистично. Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел Бельгии, Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность продумать шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою работу, и его отчет лег в основу переговоров, результатом которых явилось соглашение, учреждающие Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом), подписанное странами Шестерки в марте 1957 года и вступившее в силу 1 января 1958 года. Тогда же, 25 марта 1957 года, был подписан Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) как зоны таможенного союза и экономической интеграции. Первоначальное название после заключения Маастрихтского договора было заменено на Европейское Сообщество.

     Страны, вошедшие в Сообщество, кроме ликвидации таможенных барьеров и формирования единого импортного тарифа на товары, ввозимые в страны Сообщества, решили гармонизировать законы, регулирующие деятельность предприятий, а именно: законы конкуренции, правила бухгалтерского учета, патентное законодательство и т.д.

     Создание  Европейского Экономического Сообщества явилось завершением предпринятых с конца второй мировой войны усилий по объединению Западной Европы. Основные вехи на этом пути:

  • создание таможенно-экономического союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкса) в 1948 году,
  • Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951-1952 гг.

     ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали

  • Европейского Экономического Сообщества (известного как Общий Рынок) и Европейского Сообщества по Атомной Энергии в 1957 г., а также неудавшаяся попытка образовать в 1954 году Европейское Оборонительное Сообщество.

     Начиная с 1958 года экономика стран-членов ЕЭС достигла в своем развитии определенных результатов, которые частично можно приписать Общему рынку, создание которого не нанесло ущерба экономическому росту государств-членов, но повлекло за собой широкое развитие товарообмена между ними и значительно увеличило их взаимосвязь. Реализуя поставленную в Риме задачу, страны ЕЭС провели равномерное ступенчатое снижение общего уровня таможенных тарифов во взаимной торговле. В 1959 г. таможенные тарифы были понижены на 10%, в 1960 г. - еще на 20%, а далее ежегодно предполагалось их снижение на 10%. К 1 июля 1968 г. внутренние таможенные границы были упразднены, а на внешних границах сообщества были установлены общие таможенные тарифы. Таким образом в 1968 г. ЕЭС перешло на вторую стадию интеграции - образование таможенного союза, что открыло уже новые горизонты в интеграции - построение Общего рынка. Наибольшее внимание в Общем рынке предполагалось уделять рынку аграрной продукции и отраслям добывающей промышленности. Была проведена унификация косвенного налогообложения: 1973 г. во всех странах ЕЭС был введен НДС и поставлено условие о наличии НДС в налоговой системе страны, вновь присоединяющейся к ЕЭС.

     Интеграция  осуществлялась также в кредитно-денежной и валютной сферах. Был создан Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд валютного сотрудничества. В 1971 г. премьер-министр Люксембурга Пьер Вернер предложил программу перехода к экономическому и валютному союзу стран ЕЭС, создание европейской денежной единицы экю. Эта программа известна как «План Вернера», и она предусматривала создание экономического и валютного союза (ЭВС) к 1980 г. Однако последовавшие в начале 1970-х гг. изменения в мировой валютной системе (крах Бреттон-Вудской системы) вызвали ее значительное расстройство и девальвацию многих ведущих мировых валют. Нефтяной шок 1973 г. осложнил положение, вызвав рост цен на промышленные товары и нарушение платежных балансов европейских стран (60% энергоресурсов стран Западной Европы импортировалось). Осуществление плана Вернера на неопределенное время приостановилось. Однако, видя экономические успехи стран-членов ЕЭС и преимущества сотрудничества, к сообществу в 1973 г. присоединились Великобритания, Ирландия и Дания.

2.2. Цели объединения

 

     Все страны-участницы Сообщества были заинтересованы в разных результатах. Одни хотели пойти дальше простого таможенного союза и видели в перспективе политическое объединение. Другие же заботились только о расширении рынка и торговых связей, но при этом они вынуждены были искать в экономической интеграции средства гарантирования оптимальных условий для конкуренции.

     Исходя  из этого, Договор преследовал две общие и взаимодополняющие цели:

  • создание таможенного союза;
  • организацию экономического союза.

     Создание  таможенного союза базируется на двух основополагающих факторах: отмене ограничений и таможенных пошлин в отношениях между странами-членами в течение переходного периода, рассчитанного на 12-15 лет и разбитого на три этапа, и разработке по мере исчезновения препятствий для торговли общего внешнеторгового тарифа, с тем, чтобы противостоять третьим странам.

     Организация экономического союза опирается  на мероприятия по постепенному выравниванию условий конкуренции и на введение в действие факторов производства, а также на применение единой сельскохозяйственной политики, на координацию и согласование действий в области конъюнктурной политики и, наконец, на разработку политики совместной помощи развивающимся странам.

     Конференция глав государств в Гааге (1969 г.) и  последующие их встречи позволили  расширить и углубить перспективы создания Европейского сообщества, уточнить цели, стоящие перед экономическим и валютным союзом.

     Крупный прорыв в отношениях между странами Европейского Сообщества (ЕС) произошел  в 1986 году, когда главы 12 стран ЕС значительно расширили Римский Договор. Эти перемены превратили ЕС в уникальный единый рынок, предоставив предпринимателям любой страны из ЕС полную свободу действий на территории другого государства ЕС, как на своей собственной.

     Маастрихтский договор определил следующие  основные направления сотрудничества государств в составе Европейского Союза (ЕС).

     1. Экономический и валютный союз (ЕВС)

     ЕВС создается в соответствии с Маастрихтским  договором (Договором о Европейском  Союзе). Подписав Маастрихтский договор, государства-учредители Европейского Союза обязались добиваться создания ЕВС. Великобритания и Дания занимают по отношению к ЕВС особую позицию. Административные органы Европейского валютного союза размещены во Франкфурте. Экономический союз в Европейском Союзе должен обеспечивать:

  • постепенное выравнивание условий конкуренции;
  • введение единого социального законодательства;
  • стандартизацию условий заключения контрактов и соглашений;
  • обеспечение свободных условий для движения населения и капиталов;
  • координацию и объединение транспортных систем;
  • унификацию налоговой системы и налогового законодательства государств ЕС;
  • проведение единой политики в области сельского хозяйства;
  • взаимную поддержку национальных валют и постепенное вытеснение национальных валют единой общеевропейской валютой (ЭКЮ);
  • проведение единой валютной политики, основанной на использовании общеевропейской валюты;
  • проведение согласованной (совместной) экономической политики в отношении стран третьего мира.

     Пути  достижения и расширения экономического союза:

  • расширение единого рынка ЕС путем более тесного сотрудничества с другими европейскими зонами свободной торговли, экономическая интеграция с нейтральными европейскими государствами на основе неполитических союзов, расширение сотрудничества со странами Восточной Европы путем предоставления им статуса ассоциированных членов ЕС;
  • укрепление единой таможенной политики;
  • создание единых и всеобщих условий для экономической конкуренции.

     2. Проведение единой  внешней политики  и создание общей  системы безопасности

     Объединение усилий для обеспечения гарантий территориальной целостности и политической независимости государств-членов ЕС; сохранение демократических условий развития каждого государства, общества и нации; обеспечение экономической стабильности регионов ЕС и соседних стран.

     3. Правосудие и внутренние  дела государств

     Создание  ЕС призвано усилить чувство безопасности граждан и обеспечить гарантии на будущее.

     Основные  направления сотрудничества в области  правосудия и органов внутренних дел:

  • создание ЕВРОПОЛА;
  • усиление борьбы с наркотиками;
  • разработка общих правил предоставления убежища и гражданства;
  • введение общих визовых правил в отношении граждан третьих стран;
  • усиление сотрудничества в судопроизводстве.

     4. Расширение социального  содержания ЕЭС  в Европейском  Союзе

     5. Укрепление демократии и режима прозрачности

     Введение  единого европейского гражданства, укрепляющего и дополняющего гражданство  национальное.

     Формирование  единого европейского рынка было завершено 7 февраля 1992 г. подписанием  Маастрихтского договора, который вступил в силу в 1993 г.

     Европейское Экономическое Сообщество — переименованное  в Европейское Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем остальные два Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта, экологии, исследований, технологий и промышленности.

Информация о работе Место Западной Европы в мировом хозяйстве