Методология экономической теории и методы экономического анализа: обобщения, абстракции и допущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества. Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия.

Содержание

Введение
1.Методология экономической теории и методы экономического анализа: обобщения, абстракции и допущения.
2.Государственная собственность.
3.Предпринимательство: понятие и функции.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика контрольная.docx

— 39.25 Кб (Скачать файл)

разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

осуществление полномочий собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом;

осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Установлена предельная численность работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в количестве 530 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов в количестве 3251 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

 Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо  муниципальных образований, являются  государственной собственностью.

 Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными  предприятиями и учреждениями  во владение, пользование и распоряжение  в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

 Государственное управление  как управляющая система должно  приобрести характер опережающего  состояния, предложить обществу  новую стратегию и подходы  развития. ХХ век прошел под  знаком индустриального развития, научно- технической революции.

 Много было достижений  – научных, материальных, военно - технических, в освоении космоса и других, но многое было и потеряно – в сфере духовности, культуры, гуманизма, преданы забвению идеи, вдохновлявшие людей в прежние эпохи.

 Пришло время не  разбрасывать, а собирать камни, выстраивать новую систему ценностей  во имя Человека.

 В России нельзя  строить систему управления умозрительно, согласно чьим-то представлениям  об идеальной демократии, полагаясь  на стихийное пробуждение инициативы.

 В стране 2/3 территории  – Север и зоны рискованного  земледелия, громоздкие затратные  инфраструктуры, транспортная сеть, уязвимые границы.

 Надежное функционирование  и воспроизводство хозяйства  страны, даже только того, что  есть, требует эффективной системы  государственного управления по  вертикали и горизонтали, жесткая  централизация оскудевших бюджетных  средств, консолидации общества  на базе решения конкретных  задач.

 Государственное управление  должно обеспечить функционирование  хозяйственного механизма; развитие  социальной, экологической и других  сфер, где применение рыночных  отношений нецелесообразно и  неэффективно; укрепление российской  государственности и позиции  страны в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Предпринимательство: понятие и  функции.

 

Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда.

Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.

Важнейшие черты предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность и  независимость хозяйствующих субъектов.

 Любой предприниматель  свободен в принятии решения  по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых  норм;

2) экономическая заинтересованность.

 Главная цель предпринимательства  – получение максимально возможной  прибыли. Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы  получения высокого дохода, предприниматель  способствует и достижению общественного  интереса;

3) хозяйственный риск  и ответственность

 При любых самых  выверенных расчетах неопределенность  и риск остаются.

 Главная задача предпринимательской  деятельности в сфере производства  – это удовлетворение спроса  на товары и услуги путем  изготовления и продажи этих  продуктов с целью получения  прибыли. Предприниматель может  сам организовывать производство  либо выступать в качестве  посредника, он может быть собственником  предприятия либо наемным менеджером. Но в любом случае предприниматель  является активным агентом рынка, который развивает производство  и устанавливает рыночные связи.

Факторы, оказывающие влияние на процесс предпринимательства:

1) экономические условия  – это в первую очередь предложение  товаров и спрос на них;

2) социальные условия  – это прежде всего стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;

3) правовые условия –  это наличие законов, регулирующих  предпринимательскую деятельность  и создающих наиболее благоприятные  условия для ее развития.

 Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение  результатов над затратами, т. е. достижение как можно большей  прибыли или более высокой  рентабельности

К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. Таким образом, предприниматель — это лицо, занимающееся организацией экономических процессов. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.

Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Причина этого явления видится в результате действия, по меньшей мере, трех факторов.

 Первый фактор, это  результат технического прогресса, научно-технической революции, в  ходе которой была создана  чрезвычайно производительная техника. Повысилась роль информатизации  общества, значимость информационных  услуг, которые могут предоставляться  небольшими коллективами или  предпринимателями, работающими индивидуально  с персональным компьютером, в  ряде случаев на дому.

 Второй фактор, способствующий  расцвету предпринимательства, - это  усложнение индивидуальных и  общественных потребностей людей. В основе этого - опять же технический  прогресс: сегодняшняя эпоха отличается  от других не только тем, как, какими орудиями труда производятся  товары, но и тем, что, какие потребительские  товары производятся. Потребности  современного общества столь  многообразны, что только предпринимательство  с его гибкостью и быстрым  реагированием способно их более  или менее успешно удовлетворять. Запросы общества, направленные  на удовлетворение потребностей, как раз и служат толчком  к расширению сферы предпринимательской  активности. Отвечая на эти запросы, предприниматели обеспечили рост  эффективности производства, дали  миру множество новинок. В мелких фирмах, созданных талантливыми предприимчивыми людьми, появились первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры мгновенной фотографии, копировальные аппараты, аэрозольные баллончики, пенные огнетушители, застежки-молнии, безопасные бритвы, компьютеры и многие-многие другие, ныне широко используемые товары. И сегодня очень много прогрессивных идей рождаются и превращаются в инновации именно в мелких фирмах, где дух предпринимательства особенно силен. Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость предпринимательства в обществе. В связи с тем, что экономика начинает характеризоваться все в большей степени процессом создания и распространения разнообразных новшеств во всех ее сферах, среди движущих сил экономического роста значительно возрастает роль невещественных условий.

 Третий фактор расцвета  предпринимательства в последние  годы - фактор политический. Развитие  предпринимательства в США и  других странах т.н. рыночной экономики  свидетельствует о том, что старый  корпоративный капитализм постепенно  превращается в общество с  гораздо большей степенью экономической  свободы, чем ранее. Свобода в  принятии решений и их реализации - это необходимое условие для  предпринимательства. Она, разумеется, сопряжена с полной экономической  ответственностью за результаты  деятельности.

Основные функции предпринимательской деятельности

 В рыночной экономике  предпринимательство выполняет  общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую  функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна  и политическая функция, которую  осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

1. Общеэкономическая функция  в развитой рыночной экономике  является определяющей. Она объективно  обусловлена ролью предпринимательских  организаций и индивидуальных  предпринимателей в качестве  субъектов рынка, действующих под  ответственность юридического лица  и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени  и под свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность  направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание  услуг) и их доведение до конкретных  потребителей: домохозяйств, других  предпринимателей, государства. Она  осуществляется ее субъектами  под воздействием всей системы  экономических законов рыночной  экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что  составляет объективную основу  проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства  является одним из определяющих  условий экономического роста, увеличения  объемов валового внутреннего  продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает  как проявление общеэкономической  функции в системе хозяйственных  отношений.

2. Ресурсная функция предпринимательства  является важнейшей. Развитие предпринимательства  предполагает эффективное использование  как воспроизводимых, так и ограниченных  ресурсов. Под ресурсами следует  понимать все материальные и  нематериальные условия и факторы  производства, конечно, в первую  очередь, трудовые ресурсы, землю  и природные ресурсы, все средства  производства и научные достижения, а также предпринимательский  талант. Предприниматель может добиться  наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

3. Инновационная (творческо - поисковая) функция свойственна предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

4. Социальная функция  заключается в возможности каждого  дееспособного лица быть собственником  дела, лучше проявлять свои индивидуальные  таланты и возможности. Эта функция  предпринимательства больше выражается  в формировании нового слоя  людей - предприимчивых, склонных к  самостоятельной хозяйственно-экономической  деятельности, способных преодолевать  сопротивление среды и добиваться  поставленной цели. Чем эффективнее  функционируют предпринимательские  организации, тем значительнее поступление  средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

5. Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.

6. Политическая функция  предпринимательства состоит в  том, что на определённом этапе  своего развития, окрепший, количественно  и качественно изменившийся слой  мелких, средних, а иногда и крупных  предпринимателей нуждается в  том, чтобы эффективно доносить  свои пожелания до исполнительной  власти страны, снимать бюрократические  препоны на пути развития своего  бизнеса. Сверхкрупные компании  работают с государством напрямую, а все остальные могут себе  это позволить только объединившись в союзы.

Информация о работе Методология экономической теории и методы экономического анализа: обобщения, абстракции и допущения