Методы принятия стратегических решений организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизма разработки и принятия стратегических управленческих решений в организации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть Понятие стратегических решений в организации.
2. Изучить методологические основы принятия стратегических решений.
3. Исследовать этапы разработки и выбора стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………....5
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………….………………………………………7
Глава 3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ…………………………………………………………….…...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………20

Вложенные файлы: 1 файл

Методы принятия управленческих решений.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ «  Менеджмент  »

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: Методы принятия управленческих решений

 

На тему: Методы принятия стратегических решений организации.

 

Вариант № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ишанкулов Турсунбай

Студент  3  курса

6  семестр

 

 

 

 

 

 

Ташкент, 2015

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

Глава 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………....5

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………….………………………………………7

Глава 3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ…………………………………………………………….…...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……………..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования .Стремление совершенствовать организацию и управление предприятием предполагает разработку программ функционирования и эффективного использования ресурсного потенциала в соответствии с требованиями, предъявляемыми рынком. В основе таких программ ложатся стратегии предприятия.

Очевидно, что процессы принятия стратегических управленческих решений являются центральным пунктом деятельности руководителей, поскольку именно эффективные решения управляющих обеспечивают движение предприятия к рыночному успеху. Адекватность стратегии зависит от уровня соответствия внутренних параметров организации состоянию внешней среды, которое достигается путем принятия управленческих решений по организационным проблемам. Характер этого соответствия до сих пор остается недостаточно изученным.

В связи с этим необходимо исследовать процессы принятия стратегических управленческих решений для того, чтобы выявить их основные характеристики: этапы, основные элементы, методы принятия, процедуры, эффективность.

Такой анализ позволит усовершенствовать процессы принятия стратегических управленческих решений, устранить запаздывание реагирования предприятия на изменения во внешней среде и установить механизмы взаимодействия различных служб предприятия в рамках формирования стратегии. Все это будет способствовать улучшению рыночной стратегии, а, следовательно, и достижению желаемых результатов.

Учитывая, что стратегические управленческие решения охватывают все процессы, которые имеют место на предприятии (маркетинг, финансы, персонал, производство, логистика и т.д.), актуальным становится анализ процессов принятия стратегических решений с целью организации более эффективного формирования стратегии поведения предприятия на рынке.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе развития стратегического управления.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты методов принятия стратегических решений организации.

Целью работы является исследование механизма разработки и принятия стратегических управленческих решений в организации.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть Понятие стратегических решений в организации.

2. Изучить методологические основы принятия стратегических решений.

3. Исследовать этапы разработки и выбора стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Стратегическое менеджмент появилось путем эволюционного развития из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий. Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в 1960-70-х гг. для того, чтобы отражать отличие менеджмента, осуществляемого на высшем уровне, от текущего менеджмента на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса1.

В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного менеджмента, явилась мысль необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Среди всех функций управления функция принятия решения занимает особое место. Первый шаг в принятии решения - определение проблемы.

Затем формулируется цель. Знание цели, в свою очередь, позволяет уточнить и сформулировать задачу. Технология международного менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Начиная исследование теоретических основ механизмов принятия стратегических решений в организации, хотелось бы дать определение следующих понятий: стратегии и стратегического решения.

Стратегия организации - это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, следовательно, формирует наш образ мышления2.

Под стратегическим управленческим решением понимается результат конкретного управленческого труда по анализу, прогнозированию, оптимизации, экономическому обоснованию и выбору альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы управления.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы. Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: начнем с анализа организационного механизма принятия стратегических решений (МПСР). Основные компоненты этого механизма определяются ответами на следующие три группы вопросов3.

Группа 1. Распределение функций в процессе принятия решений. Кто:

– инициирует решение проблемы (ставит вопрос);

– готовит (прорабатывает) решение;

– обсуждает возможные варианты решения;

– принимает решение.

Группа 2. Pаспределение интересов в процессе принятия решений. В чьих интересах принимаются основные решения:

– директора;

– директора и его – «команды» (заместителей);

- некоего  «руководства предприятия»;

– коллектива предприятия;

– ядра коллектива;

– собственников (акционеров, владельцев паев и т.п.);

– деловых партнеров предприятия;

– представителей административной среды;

– предприятия как – функционального субъекта в системе общественного разделения труда;

– предприятия как носителя производственного потенциала.

Группа 3. Порядок действий в процессе принятия решений. Как принимаются решения:

– в ходе коллегиального обсуждения директором;

– в – ходе коллегиального обсуждения голосованием;

– в ходе коллегиального – обсуждения на основе консенсуса (общего согласия);

– директором после – коллегиального обсуждения;

– директором единолично без коллегиального – обсуждения.

В зависимости от сочетания ответов на приведенные вопросы формируются типовые варианты организационных механизмов принятия стратегических решений:

Абсолютно авторитарный (директорский) механизм принятия решений предполагает единоличное принятие решений директором (генеральным директором), как правило, без консультаций с другими работниками предприятия.

Авторитарный механизм принятия решений характеризуется узким составом лиц, обсуждающих решение, слабым учетом их мнения, единоличным выбором варианта к исполнению.

Демократический механизм принятия решений характеризуется открытостью процесса инициации проблем, представительностью круга лиц, обсуждающих проблемы, коллегиальными способами выбора и принятия решений.

Олигархический механизм принятия решений характеризуется резкой и труднопреодолимой границей между ограниченной группой лиц, допущенных ко всем четырем стадиям процесса подготовки и принятия решений, и остальными участниками производства – работниками, собственниками. Само решение может приниматься коллегиально.

Стратегический механизм характеризуется значительнойдеперсонификацией процесса принятия стратегических решений. Предполагает наличие явно выраженной комплексной социально-экономической стратегии предприятия как относительно стабильной системы взаимоувязанных важнейших решений, определяющих в каждый текущий момент направления и точки фокусирования ресурсов и усилий предприятия. Реактивный механизм реализуется в условиях отсутствия комплексной стратегии и минимизации предварительных стадий принятия решений – подготовки и обсуждения. Предполагает быструю, но не всегда последовательную реакцию на поступающие сигналы. Процесс принятия стратегических решений при таком механизме отличается от принятия тактических и оперативных решений4.

Перейдем к рассмотрению второй составляющей системы принятия решений – возможных вариантов распределения интересов, учитываемых в этом процессе. В значительной степени организационный механизм принятия решений определяет и учет интересов в системе принятия решений. Вместе с тем здесь возможны разные сочетания организационных и ценностных вариантов.

В зависимости от того, чьи интересы в наибольшей степени учитываются в ходе процесса принятия решений, можно выделить следующие варианты целевой структуры системы принятия решений:

- эгоистический  – решения направлены на обеспечение  личных интересов дирекции (управляющей  олигархии) или лично руководителя  предприятия;

- коллективистский  – основным субъектом интересов  является трудовой коллектив  в целом;

- экстернальный  – решения принимаются в интересах  внешних для предприятия людей  или органов (собственников, спонсоров, смежников и др.);

- функциональный  – главной целью является наиболее  полная реализация социально-экономического  и технико-технологического потенциалов  предприятия как функционального  элемента в системе общественного  разделения труда.

Каждому типу структуры учитываемых интересов соответствует один или несколько организационных механизмов принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ

 

При разработке стратегии опираются на один из двух подходов: «от прошлого к будущему» или «от будущего к настоящему». Первый подход опирается на сложившиеся тенденции и закономерности, статистический прогноз будущего. Второй подход – это революционное изменение принципов деятельности предприятия, опирающееся на необходимость достижения сформулированных целей и достижения описанного состояния. Стратегическое решение требует мгновенного переключения на другие правила анализа и выработки вариантов решения.

Проведение анализа области деятельности и состояния предприятия выявляет круг проблем, стоящих перед коллективом, и некоторый набор способов их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть согласованы по целям действий, ресурсам и времени. Выбор стратегии - центральный момент стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. Каждый путь открывает разные возможности. Таким образом, организация может столкнуться с большим числом альтернативных стратегий:

Информация о работе Методы принятия стратегических решений организации