Метрология стандартизация сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Метрология (от греч. слов «метрон» – мера и «логос» – учение) начала развиваться как наука с 1949 г., когда появился научный труд Петрушевского Ф. И. « Общая метрология» ч. 1 и 2, СПб. Первый Указ о калибрах стандартных был издан в 1555 г. во время царствования Ивана Грозного. При Петре I в период его революционных реформ стандартизация получила широкое развитие:
1) в Москве начали строить типовые дома;

Вложенные файлы: 1 файл

метрология стандсертиф.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

    Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

    ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

На сегодняшний день в состав ИСО входит 163 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

6. Международная электротехническая комиссия (МЭК): состав, структура и методическая деятельность.

    Международная электротехническая комиссия (МЭК; англ. International Electrotechnical Commission, IEC) — международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).

     МЭК составлена из представителей национальных служб стандартов. МЭК была основана в 1906 году и в настоящее время в её состав входят более 76 стран. Первоначально комиссия располагалась в Лондоне, с 1948 года по настоящее время штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария. В настоящее время имеет региональные центры в Юго-восточной Азии (Сингапур), Латинской Америке (Сан-Пауло, Бразилия) и Северной Америке (Бостон, США).

МЭК способствовала развитию и распространению стандартов для единиц измерения, особенно гаусса, герца, и вебера. Также МЭК предложила систему стандартов, которая в конечном счёте стала единицами СИ. В 1938 году был издан международный словарь с целью объединить электрическую терминологию. Эти усилия продолжаются и Международный электротехнический словарь остаётся важной работой в электрических и электронных отраслях промышленности.

Членство в Международной Электротехнической Комиссии открыто только для признанных организаций национальных стандартов. Полноправными членами комиссии являются 57 стран.

 

 

 

7. Понятие качества, аспекты качества.

Европейская организация по  качеству (ЕОК): состав,

структура и методическая деятельность.

       Качество товаров, работ, услуг - это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия. В этом, по-видимому, и заключается сущность понятия качества. Исчезновение свойств и характеристик, присущих данному товару, работам, услугам приводит к потере предмета, которому они принадлежали, и исчезновению объекта торговли. Согласно основным положениям стандартов ИСО 8402 и ИСО 9000:2000, а также словарю Европейской организации по качеству (ЕОК) и другим источникам смысл термина "качество" определен как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

стороны. Положительное или отрицательное отношение к качеству продукции проявляется у потребителей и зависит от того, какие у нее свойства и характеристики и насколько они удовлетворяют потребности тех, кто ее приобретает.

      В определении качества употребляется словосочетание "совокупность свойств". В связи с этим необходимо отметить, что качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п. 

   Как экономическая категория качество представляет собой совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности. Качество - это такое свойство товара, которое отражает также потребительную стоимость, внешнюю форму товара при применении.

     Качество в экономическом аспекте включает в себя свойства товара, т.е. технико-экономические и эстетические свойства, обусловливающие способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара: назначение объекта, технологичность, эргономичность, транспортабельность, характеристики товара (проектные, строительные, эксплуатационные, натуральные и стоимостные, общие и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).

Понятие качества включает в себя:

1)     соответствие требованиям стандарта. В данном пункте необходимо отметить, что любой товар должен соответствовать стандартам, установленным государством для такого рода товаров, т.е. удовлетворять тем требованиям и нормам, которые описаны в руководстве, технических требованиях и характеристиках. Соответствие стандарту определяет качество товара, который производится в соответствии с определенным изготовителем назначением, правилами использования.

2)     соответствие применению - свойство товара, посредством которого гарантируется удовлетворение нужд покупателя. Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Данный аспект определяет, возможно ли применение и использование продукта так, как хотят потребители;

3)     соответствие стоимости, т.е. товар должен быть высокого качества и иметь цену, доступную для потребителя;

4)     соответствие скрытым потребностям - определяется как способность товаров, работ, услуг удовлетворять потребности более широкого круга потребителей, нежели потребность одного, т.е. возможность наиболее широкого применения в области, для которой этот товар предназначен.

European Organization for Quality (EOQ)

   Европейская организация качества – независимая некоммерческая ассоциация, объединяющая 34 национальные организации качества европейских стран. Ее членами являются также компании и частные лица. Она была создана в 1956 году и имеет штаб-квартиру в Брюсселе (Бельгия).

   Руководит работой ЕОК правление, в которое входят представители от каждой национальной организации. Правление ЕОК выступает в качестве координатора деятельности национальных организаций и проводит свои заседания два раза в год. В перерыве между заседаниями работой руководит исполнительный комитет, состоящий из шести членов, которые выбираются от национальных организаций. Исполком заседает пять раз в год. Такая структура позволяет для текущей организационной работы содержать только небольшой штат постоянных сотрудников. Раз в год проводится Конгресс ЕОК, который представляет собой крупнейший форум в Европе, на котором обсуждаются проблемы качества. Конгресс привлекает более тысячи участников.

   Свою миссию ЕОК видит в повышении конкурентоспособности европейских организаций на основе использования достижений в области менеджмента качества.

Деятельность ЕОК осуществляется в тесном сотрудничестве с другими международными и национальными организациями, основными среди которых являются Европейская комиссия, Европейский фонд управления качеством (ЕФУК), Американское общество качества (АОК), Японский союз научных работников и инженеров.

8. Международные стандарты ИСО

серии 9000-2000 по системам обеспечения качества.

Основные понятия и принципы системы менеджмента качества.

Самыми востребованными являются международные стандарты (МС) ИСО серии 9000. В настоящее время они применяются в 150 странах мира и во многих государствах приняты как национальные стандарты. К концу 1999 года число сертифицированных систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 9000, приблизилось к 350 тыс.

МС ИСО серии 9000 версий 1987 и 1994 годов разработаны техническим

комитетом 176 ИСО (ИСО ТК 176 - "Менеджмент качества и обеспечение

качества").

С 1994 года шла постоянная работа по актуализации МС ИСО

серии 9000. В этой работе принимали участие эксперты более чем из 60

стран мира и в конце 2000 года принята окончательная версия стандартов.

Причин для внесения изменений в предыдущую версию накопилось достаточно

много и с ними тесно связаны те особенности, которые характеризуют

стандарты новой версии. Рассмотрим 9 наиболее важных причин пересмотра

стандартов.

 

1. Периодическая актуализация международных стандартов

Важным принципом ИСО является постоянная актуализация (как правило,раз в

5 лет) принятых организацией документов. Учитывая рекордную

популярность МС ИСО серии 9000:94, работа по их пересмотру велась уже

несколько лет и закончена 15 декабря 2000 года. Россия принимает

активное участие во всех работах, проводимых под эгидой ИСО ТК 176, и,

в частности, в актуализацию стандартов ИСО серии 9000 российские

специалисты внесли свой вклад. С 15 августа 2001 года у нас в стране

введены национальные стандарты ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО

9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001, полностью аналогичные перечисленным

выше международным стандартам.

2. Облегчение пользования стандартами

При работе со стандартами предыдущей версии у пользователей часто возникали

сложности, связанные с большим количеством стандартов семейства ИСО

9000. В настоящее время число действующих стандартов новой версии

уменьшилось с 21 до 4:

МС ИСО 9000:2000 - Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

МС ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества. Требования.

МС ИСО 9004:2000 - Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

МС ИСО 19011:200? - Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

3. Уменьшение количества обязательных документов

Стандарты ИСО серии 9000 предыдущих версий были преимущественно

ориентированы на разработку систем качества крупных промышленных

предприятий. Предприятия малого бизнеса и сферы услуг испытывали

значительные трудности при разработке и внедрении комплекта

обязательной документации, требуемой для сертификации систем качества

своих организаций. В новой версии МС ИСО серии 9001 требования к объему

обязательной документации существенно сокращены.

 

4. Совершенствование терминологии

Многие термины, используемые в стандартах, были уточнены и упрощены. Например, исключено понятие "субпоставщик". Остались понятия "поставщик",

"потребитель" и т.д. Добавлены термины "валидация", "верификация",

"информация", "постоянное улучшение" и др.

5. Переход к методам управления, ориентированным на процессы

Большинство предприятий в России в настоящее время работают в соответствии со своей функциональной организацией. Главная причина потерь (времени, качества и т.д.) при такой организации работы состоит в наличии "белого пространства" между функциональными областями, которые не входят в сферу управления, т.е. задержками, потерями и недоразумениями, которые обычно случаются, когда работа переводится из одной функциональной сферы в другую.

При процессном подходе вся работа рассматривается как определенное

количество рабочих шагов-этапов, которые пронизывают всю организацию,

пересекая функциональные границы. Процессно-ориентированные предприятия

имеют ряд существенных преимуществ перед предприятиями, работающими по

функциональному принципу.

6. Улучшение совместимости с требованиями экологических стандартов (ИСО серии 14000)

Эта серия стандартов включает экологические требования, и их реализация

направлена на удовлетворенность общества. Для улучшения совместимости

стандартов ИСО серий 9000 и 14000 структура их построения будет однотипна, и это позволит, кроме других очевидных преимуществ, пользоваться при проведении аудита требованиями одного стандарта (МС ИСО 19011:200?). В этом стандарте имеется в виду аудит не только системы качества, но и аудит процесса, продукта и аудит экологии.

7. Усиление роли менеджмента ресурсов

В предыдущих версиях стандарта отсутствовала четкая регламентация в области

менеджмента ресурсов. В новой версии этот раздел значительно расширен и

конкретизирован. Отдельно выделены людские ресурсы и требования к ним,

обслуживающие устройства и производственная среда.

 

8. Облегчение проведения самооценки

Совершенствоваие деятельности организации невозможно без периодического

анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов.

Опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и попытаться

реализовать следующие шаги в улучшении деятельности.

Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название

самооценки. Этот метод широко применяется при подготовке предприятий к

участию в международных и национальных конкурсах на соискание премий в

области качества. Самооценка является для организации способом

сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью работы

организации, являющейся образцом для других.

9. Обеспечение постоянного улучшения

Под постоянным улучшением в стандартах новой версии понимается "повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования".

При сопоставлении стандартов МС ИСО 9001:2000 и МС ИСО 9004:2000

очевидно, что первый устанавливает требования системы менеджмента

Информация о работе Метрология стандартизация сертификация