Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:51, контрольная работа
Метрология (от греч. слов «метрон» – мера и «логос» – учение) начала развиваться как наука с 1949 г., когда появился научный труд Петрушевского Ф. И. « Общая метрология» ч. 1 и 2, СПб. Первый Указ о калибрах стандартных был издан в 1555 г. во время царствования Ивана Грозного. При Петре I в период его революционных реформ стандартизация получила широкое развитие:
1) в Москве начали строить типовые дома;
Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.
ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
На сегодняшний день в состав ИСО входит 163 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).
6. Международная электротехническая комиссия (МЭК): состав, структура и методическая деятельность.
Международная электротехническая комиссия (МЭК; англ. International Electrotechnical Commission, IEC) — международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).
МЭК составлена из представителей национальных служб стандартов. МЭК была основана в 1906 году и в настоящее время в её состав входят более 76 стран. Первоначально комиссия располагалась в Лондоне, с 1948 года по настоящее время штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария. В настоящее время имеет региональные центры в Юго-восточной Азии (Сингапур), Латинской Америке (Сан-Пауло, Бразилия) и Северной Америке (Бостон, США).
МЭК способствовала развитию и распространению стандартов для единиц измерения, особенно гаусса, герца, и вебера. Также МЭК предложила систему стандартов, которая в конечном счёте стала единицами СИ. В 1938 году был издан международный словарь с целью объединить электрическую терминологию. Эти усилия продолжаются и Международный электротехнический словарь остаётся важной работой в электрических и электронных отраслях промышленности.
Членство в Международной Электротехнической Комиссии открыто только для признанных организаций национальных стандартов. Полноправными членами комиссии являются 57 стран.
7. Понятие качества, аспекты качества.
Европейская организация по качеству (ЕОК): состав,
структура и методическая деятельность.
Качество товаров, работ, услуг - это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия. В этом, по-видимому, и заключается сущность понятия качества. Исчезновение свойств и характеристик, присущих данному товару, работам, услугам приводит к потере предмета, которому они принадлежали, и исчезновению объекта торговли. Согласно основным положениям стандартов ИСО 8402 и ИСО 9000:2000, а также словарю Европейской организации по качеству (ЕОК) и другим источникам смысл термина "качество" определен как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
стороны. Положительное или отрицательное отношение к качеству продукции проявляется у потребителей и зависит от того, какие у нее свойства и характеристики и насколько они удовлетворяют потребности тех, кто ее приобретает.
В определении качества употребляется словосочетание "совокупность свойств". В связи с этим необходимо отметить, что качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п.
Как экономическая категория качество представляет собой совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности. Качество - это такое свойство товара, которое отражает также потребительную стоимость, внешнюю форму товара при применении.
Качество в экономическом аспекте включает в себя свойства товара, т.е. технико-экономические и эстетические свойства, обусловливающие способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара: назначение объекта, технологичность, эргономичность, транспортабельность, характеристики товара (проектные, строительные, эксплуатационные, натуральные и стоимостные, общие и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).
Понятие качества включает в себя:
1) соответствие требованиям стандарта. В данном пункте необходимо отметить, что любой товар должен соответствовать стандартам, установленным государством для такого рода товаров, т.е. удовлетворять тем требованиям и нормам, которые описаны в руководстве, технических требованиях и характеристиках. Соответствие стандарту определяет качество товара, который производится в соответствии с определенным изготовителем назначением, правилами использования.
2) соответствие применению - свойство товара, посредством которого гарантируется удовлетворение нужд покупателя. Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Данный аспект определяет, возможно ли применение и использование продукта так, как хотят потребители;
3) соответствие стоимости, т.е. товар должен быть высокого качества и иметь цену, доступную для потребителя;
4) соответствие скрытым потребностям - определяется как способность товаров, работ, услуг удовлетворять потребности более широкого круга потребителей, нежели потребность одного, т.е. возможность наиболее широкого применения в области, для которой этот товар предназначен.
European Organization for Quality (EOQ)
Европейская организация качества – независимая некоммерческая ассоциация, объединяющая 34 национальные организации качества европейских стран. Ее членами являются также компании и частные лица. Она была создана в 1956 году и имеет штаб-квартиру в Брюсселе (Бельгия).
Руководит работой ЕОК правление, в которое входят представители от каждой национальной организации. Правление ЕОК выступает в качестве координатора деятельности национальных организаций и проводит свои заседания два раза в год. В перерыве между заседаниями работой руководит исполнительный комитет, состоящий из шести членов, которые выбираются от национальных организаций. Исполком заседает пять раз в год. Такая структура позволяет для текущей организационной работы содержать только небольшой штат постоянных сотрудников. Раз в год проводится Конгресс ЕОК, который представляет собой крупнейший форум в Европе, на котором обсуждаются проблемы качества. Конгресс привлекает более тысячи участников.
Свою миссию ЕОК видит в повышении конкурентоспособности европейских организаций на основе использования достижений в области менеджмента качества.
Деятельность ЕОК осуществляется в тесном сотрудничестве с другими международными и национальными организациями, основными среди которых являются Европейская комиссия, Европейский фонд управления качеством (ЕФУК), Американское общество качества (АОК), Японский союз научных работников и инженеров.
8. Международные стандарты ИСО
серии 9000-2000 по системам обеспечения качества.
Основные понятия и принципы системы менеджмента качества.
Самыми востребованными являются международные стандарты (МС) ИСО серии 9000. В настоящее время они применяются в 150 странах мира и во многих государствах приняты как национальные стандарты. К концу 1999 года число сертифицированных систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 9000, приблизилось к 350 тыс.
МС ИСО серии 9000 версий 1987 и 1994 годов разработаны техническим
комитетом 176 ИСО (ИСО ТК 176 - "Менеджмент качества и обеспечение
качества").
С 1994 года шла постоянная работа по актуализации МС ИСО
серии 9000. В этой работе принимали участие эксперты более чем из 60
стран мира и в конце 2000 года принята окончательная версия стандартов.
Причин для внесения изменений в предыдущую версию накопилось достаточно
много и с ними тесно связаны те особенности, которые характеризуют
стандарты новой версии. Рассмотрим 9 наиболее важных причин пересмотра
стандартов.
1. Периодическая актуализация международных стандартов
Важным принципом ИСО является постоянная актуализация (как правило,раз в
5 лет) принятых организацией документов. Учитывая рекордную
популярность МС ИСО серии 9000:94, работа по их пересмотру велась уже
несколько лет и закончена 15 декабря 2000 года. Россия принимает
активное участие во всех работах, проводимых под эгидой ИСО ТК 176, и,
в частности, в актуализацию стандартов ИСО серии 9000 российские
специалисты внесли свой вклад. С 15 августа 2001 года у нас в стране
введены национальные стандарты ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО
9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001, полностью аналогичные перечисленным
выше международным стандартам.
2. Облегчение пользования стандартами
При работе со стандартами предыдущей версии у пользователей часто возникали
сложности, связанные с большим количеством стандартов семейства ИСО
9000. В настоящее время число действующих стандартов новой версии
уменьшилось с 21 до 4:
МС ИСО 9000:2000 - Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
МС ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества. Требования.
МС ИСО 9004:2000 - Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
МС ИСО 19011:200? - Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
3. Уменьшение количества обязательных документов
Стандарты ИСО серии 9000 предыдущих версий были преимущественно
ориентированы на разработку систем качества крупных промышленных
предприятий. Предприятия малого бизнеса и сферы услуг испытывали
значительные трудности при разработке и внедрении комплекта
обязательной документации, требуемой для сертификации систем качества
своих организаций. В новой версии МС ИСО серии 9001 требования к объему
обязательной документации существенно сокращены.
4. Совершенствование терминологии
Многие термины, используемые в стандартах, были уточнены и упрощены. Например, исключено понятие "субпоставщик". Остались понятия "поставщик",
"потребитель" и т.д. Добавлены термины "валидация", "верификация",
"информация", "постоянное улучшение" и др.
5. Переход к методам управления, ориентированным на процессы
Большинство предприятий в России в настоящее время работают в соответствии со своей функциональной организацией. Главная причина потерь (времени, качества и т.д.) при такой организации работы состоит в наличии "белого пространства" между функциональными областями, которые не входят в сферу управления, т.е. задержками, потерями и недоразумениями, которые обычно случаются, когда работа переводится из одной функциональной сферы в другую.
При процессном подходе вся работа рассматривается как определенное
количество рабочих шагов-этапов, которые пронизывают всю организацию,
пересекая функциональные границы. Процессно-ориентированные предприятия
имеют ряд существенных преимуществ перед предприятиями, работающими по
функциональному принципу.
6. Улучшение совместимости с требованиями экологических стандартов (ИСО серии 14000)
Эта серия стандартов включает экологические требования, и их реализация
направлена на удовлетворенность общества. Для улучшения совместимости
стандартов ИСО серий 9000 и 14000 структура их построения будет однотипна, и это позволит, кроме других очевидных преимуществ, пользоваться при проведении аудита требованиями одного стандарта (МС ИСО 19011:200?). В этом стандарте имеется в виду аудит не только системы качества, но и аудит процесса, продукта и аудит экологии.
7. Усиление роли менеджмента ресурсов
В предыдущих версиях стандарта отсутствовала четкая регламентация в области
менеджмента ресурсов. В новой версии этот раздел значительно расширен и
конкретизирован. Отдельно выделены людские ресурсы и требования к ним,
обслуживающие устройства и производственная среда.
8. Облегчение проведения самооценки
Совершенствоваие деятельности организации невозможно без периодического
анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов.
Опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и попытаться
реализовать следующие шаги в улучшении деятельности.
Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название
самооценки. Этот метод широко применяется при подготовке предприятий к
участию в международных и национальных конкурсах на соискание премий в
области качества. Самооценка является для организации способом
сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью работы
организации, являющейся образцом для других.
9. Обеспечение постоянного улучшения
Под постоянным улучшением в стандартах новой версии понимается "повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования".
При сопоставлении стандартов МС ИСО 9001:2000 и МС ИСО 9004:2000
очевидно, что первый устанавливает требования системы менеджмента