Механизм валютного регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

В работе мы рассмотрим основные понятия, основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, органы валютного регулирования, вопросы осуществления валютного контроля за экспортными и импортными поставками, а также выявим существующие проблемы и обозначим перспективы в данной теме.

Содержание

Введение…………………………..……………………………... 3
1. Историческая справка: от Государственной валютной монополии к валютному регулированию……………………….. 4
2. Законодательная и нормативная база регулирования валютных операций в Российской Федерации…………............. 9
3. Роль Центрального Банка России в регулировании валютных отношений……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Механизм валютного регулирования в РФ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Иностранная валюта, полученная предприятиями (организациями) - резидентами  в результате внешнеэкономической  деятельности, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ (ст. 5 п. 1 Закона, ст. 6 раздела "Основных положений"). Это бланкетная норма закона по существу и является правовым основанием привлечения к уголовной ответственности руководителя организации за невозвращение из-за границы валюты на счет в уполномоченном банке.

Уполномоченными банками, согласно п. 11 ст. 1 Закона, являются банки  и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

В целях обеспечения  требований валютного законодательства статьей 11 Закона установлено, что органами валютного контроля в РФ является Центральный банк РФ, а так же Правительство РФ. Здесь же вводится понятие "агенты валютного контроля", которые подотчетны органам валютного контроля. Такими агентами являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ.

Основным источником получение  дохода в иностранной валюте резидентами-организациями  в настоящее время является экспортная деятельность (а, кроме того, импортные, бартерные операции и др.).

Механизм осуществления  валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров  определен Инструкцией Центрального банка России N 86-И и ГТК РФ N 01-23/26541 от 13.10. 99 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров". Особенностью этого механизма является принцип информационного обмена между таможенными органами и уполномоченными банками, осуществляющими расчетное обслуживание резидентов-экспортеров. Надлежащая организация валютного и таможенного контроля может относительно своевременно выявить признаки возможной противоправной деятельности. При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов:

- предварительный контроль

- информационно-аналитический контроль

- окончательный документальный контроль

Предварительный контроль включает в  себя определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.

Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.

Информационно-аналитический контроль предполагает формирование учетной  карточки на основании ГТД, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара, и передачу этой карточки в уполномоченный банк. Учетная карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы РФ. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар.

При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном  научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России по истечении 180 дней со дня экспорта товаров производят их анализ. При выявлении учетных карточек, в которых содержится информация о не зачислении валютных средств от экспорта товаров, такие учетные карточки передаются в таможенный орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности предположительно не обеспечивший зачисление валютной выручки.

При осуществлении окончательного документального контроля таможенными  органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления валютной выручки. В  случае подтверждения таких фактов применяются санкции, установленные Таможенным кодексом РФ.

Помимо учетных карточек экспортируемых товаров базовым документом таможенно-банковского  контроля является паспорт экспортной сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.

Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный экспортером договор  в двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в  котором впоследствии должна поступить  от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для оформления паспорта сделки в уполномоченный банк экспортером предоставляется наряду с оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал и надлежащим образом заверенная копия внешнеторгового контракта. На основании которого был составлен паспорт сделки.

Паспорт сделки содержит следующую обязательную информацию:

- реквизиты уполномоченного банка

- реквизиты экспортера

- реквизиты иностранного покупателя

- реквизиты и условия контракта

Каждому паспорту сделки присваивается  свой номер. Являющийся сложным кодом, в котором присутствуют четыре части:

- первая часть кода состоит из одной арабской цифры «1»,означающей, что паспорт используется для валютного контроля за экспортными поступлениями

- вторая часть кода - это восемь цифр, составляющих код (по ОКПО) уполномоченного банка, на счет которого будут зачислены валютные средства

- третья часть представлена тремя цифрами, составляющими номер, присвоенный филиалу уполномоченного банка ЦБ РФ. Филиал уполномоченного банка фигурирует в паспорте сделки в том случае, когда транзитный валютный счет экспортера, на который должна поступить валютная выручка по указанному в паспорте контракту, ведется в филиале уполномоченного банка. Если же этот счет ведется в головной конторе уполномоченного банка или у последнего вообще нет филиалов, в третьей части кода вообще указывается «000»

- четвертая часть кода представляет собой порядковый номер данного паспорта в журнале, который ведется уполномоченным банком для отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля

 Схема контроля  вкратце такова:

Экспортер заключает  экспортный контракт. По каждому контракту  оформляется паспорт сделки (ПС), являющийся базовым документом валютного  контроля и содержащий все необходимые сведения о сделке. ПС подписывается от имени экспортера лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в банке. С подписанием ПС, это лицо принимает на себя ответственность не только за правильность всех сведений, но и за поступление валютной выручки из-за границы в предельный срок. Во многих уполномоченных банках сложилась порочная практика, когда ПС разрешается подписывать не только лицу, имеющему право первой подписи, но и любому работнику предприятия, образцы подписи которого имеются в банке (заместители, бухгалтера и проч.). Это нарушение требований Инструкции порой исключает привлечение к уголовной ответственности конкретного руководителя организации.

Заполненный и подписанный  ПС в двух экземплярах экспортер представляет в уполномоченный банк (далее - "банк") вместе с оригиналом соответствующего контракта.

Банк обязан, в том  числе, проверить соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие предусмотренных  им валютных операций требованиям законодательства, наличие в контракте условий возврата валютной выручки на счет экспортера в банке и др. Только при соблюдении этих и других условий (п. 3.9 раздела 3 Инструкции) уполномоченный сотрудник банка подписывает оба экземпляра ПС. Один из них возвращается экспортеру, а другой остается в банке и служит основанием для открытия досье. Если в дальнейшем условия сделки изменились, экспортер в 10-ти дневный срок с даты внесения изменений обязан представить в банк оригинал или копию соответствующего документа и дополнительные листы к ПС. Заверенная руководителем организации-экспортера копия ПС (и дополнительных листов) декларантом (он может не совпадать с экспортером) вместе с грузовой таможенной декларацией (ГТД) представляется в таможенный орган для таможенного оформления.

Таможенный орган обязан так же проверить соответствие сведений из ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, а так же условиям контракта  и информации из других документов. Только при отсутствии расхождений  в документах и при выполнении всех требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии ПС и заверяет ее своей личной номерной печатью. Далее таможенный орган проводит соответствующее оформление и возвращает копию ГТД с отметкой о выпуске товара экспортеру (раздел 4 Инструкции). В таможенном органе остается копия ГТД и ПС. Экспортер в 15-ти дневный срок с даты принятия решения о выпуске товаров, представляет в уполномоченный банк ксерокопию третьего листа ГТД. Этот экземпляр остается в формируемом банком досье. Кроме того, на основании данных деклараций, ГТК РФ составляет учетную карточку (УК) таможенно-банковского контроля. Учетные карточки, направляемые в один банк, включаются в реестр, который передается по каналам специальной связи. В банке реестр регистрируется в журнале и изготавливается второй экземпляр реестра, который не позднее контрольного срока, указанного в реестре, возвращается в ГТК РФ.

При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки  от экспорта товаров, банк направляет ему извещение. Затем экспортер должен дать банку письменное поручение на обязательную продажу 75% этой выручки и на перевод остальной части средств на свой текущий валютный счет. После окончания этих операций банк заполняет второй экземпляр реестра и направляет его в ГТК РФ.

Если валютная выручка  в установленный срок не поступила, либо поступила не полностью то, как видно из приведенной схемы, включаются механизмы как банковского, так и таможенного контроля. Кроме  того, органы валютного контроля - Центральный банк РФ и Правительство РФ, осуществляют контроль и проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов.

В отношении валютного  контроля за импортными и бартерными операциями резидентов необходимо отметить, что механизм банковского и таможенного контроля в принципе аналогичен механизму по экспортным операциям. Этот механизм по импортным сделкам подробно изложен в Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ N 91-И/01-11/28644 от 04.10.00 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (введена в действие с 01.01.01) и в Указе Президента РФ N 1163 от 21.11.95 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации". Особенности механизма валютного контроля по бартерным сделкам отмечены в Указе Президента РФ N 1209 от 18.08.96 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".

С того момента, когда  в полном объеме «заработал» механизм валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как заключение фиктивного контракта т.е., российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую не поставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление).  Также существует практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. По данным Банка России, основанным на отчетности коммерческих банков по «бестоварным» переводам по фиктивным импортным контрактам из России ежемесячно уходило около 400 млн. долларов.

Валютный контроль за импортными поставками был введен для того, чтобы искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих «перекачивать» иностранную валюту за границу.

Действующий сейчас механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что  и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.

Импортеры-резиденты, заключившие  сделки, которые предусматривают  перевод из России иностранной валюты для приобретение товара, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Расчеты по внешнеэкономическим  сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт специальный транзитный счет или текущий счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Паспорт импортной сделки является базовым документов валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Он оформляется совместно импортером и уполномоченным банком в двух экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом валютного контроля. Реквизиты паспорта сделки являются практически аналогичными реквизитам паспорта экспортной сделки. Идентификация импортного характера сделки отражается в первой цифре сложного номера-кода присвоенного каждому такому документу - это цифра «2».

Информация о работе Механизм валютного регулирования в РФ