Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:16, реферат
В работе мы рассмотрим основные понятия, основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, органы валютного регулирования, вопросы осуществления валютного контроля за экспортными и импортными поставками, а также выявим существующие проблемы и обозначим перспективы в данной теме.
Введение…………………………..……………………………... 3
1. Историческая справка: от Государственной валютной монополии к валютному регулированию……………………….. 4
2. Законодательная и нормативная база регулирования валютных операций в Российской Федерации…………............. 9
3. Роль Центрального Банка России в регулировании валютных отношений……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………… 31
Если оплата импортируемого товара производиться со счета в иностранном банке, открытого в соответствии с лицензией Банка России, паспорт сделки подписывается территориальным учреждением Банка России по местонахождению импортера.
Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера и служит основанием для открытия досье валютного контроля. Другой - возвращается импортеру.
Паспорт импортной сделки
также необходим для
Особенностью валютного контроля импортных сделок резидентов РФ, является наличие нового документа в документообороте. Это карточка платежа, которая позволяет обмениваться информацией между ГТК России и уполномоченными банками. Остановимся на ней подробнее.
Банк импортера не позднее 15-го календарного дня с даты платежа за импортируемые товары (или с даты зачисления средств в иностранной валюте, поступивших на валютный счет импортера в качестве возврата средств, ранее переведенных им в оплату импортируемых товаров) составляет карточку платежа (возврата платежа), представляющую собой документ о движении денежных средств, который формируется банком импортера и отправляется в ГТК РФ при оплате импортируемого товара или возврате ему ранее уплаченных средств.
Банк заполняет карточки
платежа в части той
В карточке платежа содержится следующая информация:
- порядковый номер по паспорту сделки платежа, произведенного банком импортера единой суммой;
- номер паспорта сделки;
- номер валютного счета импортера в банке, через который осуществляются расчеты по паспорту сделки;
- сумма платежа;
- валюта, в которой произведен платеж суммы;
- дата валютирования платежа иностранной стороне по контракту или ее приказу (дата валютирования перевода денежных средств импортеру при возврате средств, ранее переведенных в оплату импортируемых товаров);
- используемая форма расчетов;
- номер соответствующий ГТД;
- сумма, засчитанная банком как фактически уплаченная за ввезенный товар, по которому в банк импортера поступила учетная карточка или ксерокопия ГТД;
- другие сведения.
Бумажная копия карточки платежа, отосланной в ГТК России, направляется импортеру для идентификации платежей по мере прохождения товарами таможенного оформления.
Импортер по имеющимся у него транспортным и расчетным документам отбирает из числа полученных от своего банка карточек платежа те из них, которые относятся к данной учетной карточке.
Далее банк импортера проверяет правильность отнесения импортером произведенных платежей к конкретным поставкам по учетной карточке. Сверяет фактические даты платежа с датами, указанными импортером, и, используя представленный импортером вариант заполнения учетной карточки, а также ГТД и иные документы, имеющиеся в досье, заполняет карточки платежа, соответствующие данной учетной карточке.
Заполненные таким образом карточки платежа направляются в ГТК РФ одновременно с учетными карточками не позднее установленного контрольного срока.
Электронные копии паспорта сделки, учетной карточки и карточки платежа формируются банком импортера с помощью унифицированных программных средств, разрабатываемых ГТК России.
Таким образом, валютное регулирование представляет собой:
•с одной стороны — элемент юридической (правовой) формы осуществления финансовой политики государства;
• с другой — часть общеэкономической политики, основной задачей которой выступает формирование и развитие валютно-финансовой системы.
Поэтому под валютным регулированием понимается комплекс правовых и экономических мер, направленных на поддержание правопорядка и обеспечение реализации интересов государства в сфере валютных ценностей. Оно выступает важнейшим направлением финансовой деятельности государства.
Нормативно-правовой базой валютного регулирования и валютного контроля являются Конституция РФ и Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 29.06.2004).
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле " устанавливает:
• правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;
• полномочия органов валютного регулирования;
• права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
• права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами;
• права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Основной целью поддержания правопорядка в сфере валютного регулирования является обеспечение:
• реализации единой государственной валютной политики;
• устойчивости валюты Российской Федерации;
•стабильности внутреннего валютного рынка РФ, как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Основные принципы валютного регулирования и контроля:
• приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
• единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
• единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
• обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Роль Центрального Банка России в регулировании валютных отношений
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Министерство финансов РФ контролирует, в частности, соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, и иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.
Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Его требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Так Центральный банк РФ:
1. определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
2. издает нормативные акты;
3. проводит все виды валютных операций;
4. устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
5. устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
6. устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
7. устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления;
8. готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;
9. выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ
В настоящее время ЦБ России выпустил следующие три нормативных акта в соответствии с новым законом «О валютном регулировании и валютном контроле»:
- Указание ЦБ России от 30 марта 2004 г. N 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом» (при наличии обеспечения резервирование по валютной операции не применяется; упомянутые критерии основаны на данных Moody’s, Standard and Poor’s, Fitch Ratings, Bankers’ Almanac);
- Указание ЦБ России от 30 марта 2004 г. N 1411-У «Об открытии физическими лицами -резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации»;
- Указание ЦБР от 30
марта 2004 г. N 1412-У «Об установлении
суммы перевода физическим лицо
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России. Уполномоченными называют коммерческие банки, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте, включая банки с участием иностранного капитала и банки, капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам. Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций действующему валютному законодательству и представляют в ЦБ РФ отчетность о проводимых валютных операциях по установленным формам. С заявкой на получение лицензии на операции в иностранной валюте могут обращаться коммерческие банки, функционирующие не менее года, т. е. закончившие полный финансовый год и подготовившие официальный годовой отчет.
Таким образом, в соответствии с новым законом «О валютном контроле и валютном регулировании» полномочия ЦБ РФ сильно ограничены, в основном установлением резервных требований, введением спецсчетов и требованием предварительной регистрации для определённых видов операций.
Заключение
Нормативная база валютного контроля в России находиться в состоянии постоянного развития. В действующие нормативные правовые акты вносятся изменения и дополнения, основная цель которых - оптимизировать механизм контроля за внешнеэкономической деятельностью.
Не отрегулированным до конца остается вопрос о контроле за поступлением выручки от экспорта работ и услуг. Необходимо ли банкам в качестве агентов валютного контроля проверять полноту и своевременность поступления экспортной выручки в валюте за выполнение работ и оказания услуг за рубежом, как этого часто требуют от них органы ВЭК России? В настоящее время, чаще всего о существовании таких внешнеторговых контрактов банки чаще всего узнают лишь при поступлении валютных средств на счета клиентов.
Негативно влияет на эффективность контроля за движением капитала нерешенность проблемы применения штрафных санкций к импортерам. Как справедливо отмечают в Управлении валютного контроля ГТК России, отсутствие правовой основы за применение таможенными органами санкций за необоснованные платежи в иностранной валюте при импорте товаров, выявленные в процессе валютного контроля, фактически разрывает целостность и логику построения системы таможенно-банковского, валютного контроля.