Мировая валютная система и ее эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда ( МРТ ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Содержание

Введение
1. Эволюция мировой валютной системы
. “Золотой стандарт” или Парижская валютная система
. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
. Ямайская система плавающих валютных курсов
2. Европейская валютная система
3. Мировая валютная система
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая валютная система и ее эволюция.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

по  причине  недостаточного  количества  валютных  резервов  Нацбанка    для

покрытия рублёвой денежной  массы . Выходом из  сложившейся  ситуации  может

стать параллельная фиксация  как к доллару , так  и  к  российскому  рублю  ,

что  фактически  и  проводится  монетарными  властями  Республики  Беларусь.

Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве  резервной

валюты , в то время  как  реальный  механизм  фиксации  будет  проводится  с

учётом кросскурсов  двух валют к доллару США и  взаимной  рыночной  котировке

на валютных рынках .

    Главным преимуществом реализации механизма валютного совета  для  РБ  ,

что  подтверждается   примерами   мирового   опыта   ,   станет   достижение

стабильности  цен в средне- и долгосрочном  периоде. Ещё одним  преимуществом

реализации механизма  валютного совета  а РБ станет отмена  практики  ”банкир

– клиент  ”  между  Нацбанком  и  правительством  ,  тем  самым  прекратится

кредитная эмиссия  в некоторые отрасли экономики .[18]

               Денежно-кредитная и валютная  политика РБ (2000-2002гг.).

Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и  валютной  политики

стали основой  для активизации сотрудничества  с  международными  финансовыми

организациями, центральными банками других государств. Так, на  состоявшемся

в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании  управляющих  МВФ  и  Всемирного

банка в Праге  руководство Фонда в  целом  положительно  оценило  достигнутые

результаты  денежно-кредитной  политики,  проводимой  в  республике.  В   IV

квартале был  подготовлен Меморандум о денежно-кредитной  политике  до  конца

2000 г. и на  I  квартал  2001  г.,  реализация  которого  позволила  начать

работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ.  И

здесь важно  отметить, что это необходимо не  только  и  даже  не  столько  с

точки зрения получения  финансовых  ресурсов  для  решения  стабилизационных

задач,  сколько  для  того,  чтобы   обеспечить   повышение   инвестиционной

привлекательности республики. В этом же  направлении  должны  действовать  и

другие органы государственного управления.

    Таким  образом, к важнейшим положительным  результатам  денежно-кредитной

политики 2000 г. можно  отнести следующие:

• переход  к  единому  обменному  курсу  белорусского  рубля  и  обеспечение

стабильности  его рыночных котировок;

   •   ужесточение  денежно-кредитной  политики,  выразившееся  в  том,   что

кредитование   народного   хозяйства   осуществлялось    в    основном    на

безэмиссионной  основе, рублевые и процентные ставки достигли  положительного

уровня в реальном выражении;

   • поддержание  параметров  кредитной  эмиссии,  которая  направлялась  на

финансирование    дефицита    государственного    бюджета,    в     пределах

запланированных значений.

    Вместе  с тем не удалось обеспечить  решение  ряда  задач.  В   частности,

недостаточными темпами шло  наращивание  финансового  потенциала  банковской

системы. Темпы  роста денежных агрегатов значительно  превышали  первоначально

планировавшиеся.  Не  обеспечено  доведение  размеров   чистых   иностранных

активов до размеров рублевой  денежной  базы.  В  определенной  мере  данные

обстоятельства  связаны  с  невыполнением   мероприятий   общеэкономического

характера,  реализация   которых   должна   была   вестись   параллельно   с

осуществлением  намеченной денежно-кредитной политики.

 

   В соответствии  с Основными направлениями

денежно-кредитной  политики на 2001 год

её  наиболее  важной  оперативной   целью   является   обеспечение   высокой

стабильности  и предсказуемости обменного  курса национальной  валюты  .   Во-

первых , это  является логичным продолжением монетарной политики 2000 года  ,

так как после  достижения единого курса белорусского рубля  не  менее  важной

задачей становится достижение его  стабилизации  и  конвертируемости  .  Во-

вторых , как  показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь ,  опыта

малых стран  как  с  рыночной  ,  так  и  с  переходной  экономикой  ,  такая

постановка задачи является наиболее рациональной  .  Если  денежно-кредитная

политика в  условиях малой экономики , сильно зависящей  от  внешнего  мира  ,

строится  таким  образом,  чтобы  обеспечить  стабильность  обменного  курса

национальной  валюты ,  то  это  создаёт  оптимальные  условия  для  развития

внешнеэкономических  связей  ,  достижение   высоких   темпов   роста   ВВП,

нормализации  инфляционной ситуации.

    Однако , несмотря на то, что необходимость   ликвидации  множественности

обменных курсов была очевидной практически для  всех , осуществлению  данного

шага должна была предшествовать существенная  подготовительная  работа  ,  а

сама тактика перехода требовала соответствующего углубленного анализа  всего

комплекса возможных  последствий . Ведь до 14 сентября 2000 года  ,  когда  в

Беларуси  был  достигнут  единый  обменный  курс    белорусского   рубля   ,

отклонения рыночных  котировок  от  официального  курса достигали двух-  и

трёхкратной величины . И такая ситуация курсообразования  ,  по  существу  ,

представляла   собой   своеобразную   форму   скрытого   субсидирования   “’

критического  импорта”   (в  основном  энергоносителей  ,  а также зерна ,

некоторых других товарных групп) и сопровождалась проведением  весьма  мягкой

денежно-кредитной  политики  .  Размеры  процентных   ставок   по   рублевым

операциям часто  не  покрывали  уровень  инфляции  ,  а  масштабы  кредитной

эмиссии  Национального  банка  были   весьма   внушительны    .Экономика   и

банковская  система  во  многом  “привыкли”  к  такой  политике  .   Поэтому

следовало учитывать , что  резкое  изменение  денежно-кредитной  политики  в

плане её существенного  разового  ужесточения   и  проведения  скачкообразной

девальвации официального курса ,  по  которому  осуществлялся  бухгалтерский

учёт , могли  иметь как минимум две группы отрицательных  последствий  .  Во-

первых это  не могло подорвать ликвидность  банковской системы ,. И не  только

в краткосрочной  перспективе  .  Возврат  предоставленных  под  относительно

высокие  номинальные  процентные  ставки  банками  долго-  и   среднесрочных

кредитов оказался бы в существенной степени затруднен . С другой  стороны  ,

на банки легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Это  могло

привести к  наличию долгосрочных проблем с  ликвидностью и  рентабельностью  у

банков . Во-вторых ,  резкая  девальвация  официального  валютного  курса  в

условиях малой  открытости  экономики ведёт к существенным  изменениям  в

структурах балансов  предприятий  нефинансового  сектора  ,  большинство  из

которых так  или  иначе  являются  субъектами  внешнеэкономических  отношений

.Размер  кредитов  в  иностранной  валюте  ,  полученных  ими  от  банков  ,

превышает сумму  валютных депозитов и текущих  счетов примерно в два раза .  И

отрицательные  последствия  от  такой  переоценки   активов  и  пассивов   ,

вызванной  резкой  девальвацией  ,  могли  привести  к  неплатёжеспособности

многих предприятий ( включая экспортёров) , что весьма вероятно перевело  бы

возможный положительный  эффект от увеличения рентабельности экспорта  и  его

конкурентоспособности из категории среднесрочного в разряд заоблачного.

    В  2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной  политики,

в результате чего в феврале процентные ставки по  рублёвым  операциям  вышли

на положительный  уровень в реальном выражении,  а  их  номинальные  значения

затем начали  плавно  снижаться.  Размеры  кредитной  эмиссии  Национального

банка были значительно  ограниченны, при этом она направлялась  исключительно

на кредитование   дефицита  государственного  бюджета.  Всё  это  позволило,

начиная с апреля 2000 г., существенно  снизить  темпы  девальвации  рыночных

котировок рубля (с 2-5 % в среднем за месяц  до 0,5-1,5 %),  а  в  мае  была

начата ускоренная  корректировка его  официального  курса  .В  текущем  году

Национальный  банк   продолжил   ужесточение   денежно-кредитной   политики,

сокращая реальные размеры кредитной эмиссии и обеспечивая  уровень  рублёвых

процентных   ставок  выше  инфляции,  хотя  в  номинальном  выражении    они

постепенно снижаются. Прирост потребительских цен  сокращался  ежемесячно   и

в целом снизился 4,8 % в январе  до  0,8  в  августе.  Что касается  темпов

девальвации, то ожидается, что они в среднемесячном исчислении  составят  не

более 2,5 % к доллару  США и 2 % к российскому рублю.

    Не  менее важно и то, что,  с   одной  стороны  ,  позволило   значительно

повысить степень  доступности валютных ресурсов для предприятий   и  граждан,

с другой  –  нивелировало  основные  факторы  развития  теневых  операций  в

валютной сфере. Было снято множество ограничений, действовавших по  операция

как на наличном , так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении

нерезидентов)  .   И   сегодня   практически   достигнута   конвертируемость

белорусского  рубля по  текущим  операциям.  Национальный  банк  осуществляет

вместе с правительством работу с МВФ по  поводу  присоединения  к  статье  8

Устава   Фонда,   в   которой   сформулированы   критерии   конвертируемости

национальной  денежной единицы по текущим операциям.

    Данные  изменения  в  денежно-кредитной   и  валютной  политике  показали

существенное  положительное влияние на состояние  внешнеэкономических  связей

нашей страны . В 2001 году  практически впервые  после 1991 года , т.  е.  за

всё время существования  Беларуси как  независимого  государства,  достигнуто

положительное сальдо баланса текущих операций. За 6  месяцев  текущего  года

оно составило  плюс 239,8 млн.долл. США (за  аналогичный  период  прошлого  –

минус 257,6 млн. долл.). Экспорт товаров в долларовом  выражении  увеличился

на 14,6 %. Причём его  рост был характерен для  всех  основных  его  товарных

групп: экспорт  машин и оборудования – на 13,8 %, транспортных средств  –  на

11,4 %, недрагоценных  металлов -15,4 %.  Ещё  более   значительным  был  рост

поступлений валютной выручки на счета предприятий  республики, сумма  которой

увеличилась более  чем в 1,5 раза. Это связано со  снижением  доли  бартерных

расчётов . Что  касается импорта, то он возрос всего  лишь  на  1,4  %,  хотя

следует отметить , что такая умеренная его динамика в  значительной  степени

связана со снижением  цен на нефть . Всё  это  значительно  укрепило  позиции

белорусского  рубля  и позволило увеличить  размер золотовалютных  резервов  .

Сумма чистых иностранных  активов  органов  денежно-кредитного  регулирования

за 8 месяцев 2001 года возросла на 65 % (с  150,6  до  277,.4  млн.  долл.),

хотя  первоначально  планировалось  лишь  их  умеренное  увеличение  .Однако

правительство и Национальный банк , что положительный  эффект от  перехода  к

единому обменному  курсу белорусского рубля  и либерализации  валютного  рынка

не вечен  .  Поэтому  задача  повышения  конкурентоспособности  национальной

экономики  и  привлечения   иностранных   инвестиций   является   одной   из

приоритетных  для всей социально- экономической  политики  .  В  частности  ,

Национальный  банк   положительно   относится   к   увеличению   присутствия

иностранного  капитала в банковской системе республики . И  можно отметить  ,

что из 24 действующих  в  республике  банков  17 -   это банки с участием

иностранного  капитала . И с целью увеличения притока иностранных  инвестиций

в банковскую систему  в 2000 году был установлен льготный  режим  создания  и

регулирования деятельности  совместных  и  иностранных  банков  в  Свободных

экономических зонах ( в республике их всего пять ,  прорабатываются  вопросы

, связанные с  созданием шестой –  в   Могилёвской  области  ).  Этот  порядок

предусматривает упрощённую процедуру регистрации  и отчётности,  освобождение

от некоторых  нормативов  и  ограничений,  обязательных  для  других  банков

действующих на остальной территории РБ . В настоящее  время  в  Минской  СЭЗ

зарегистрирован и начал работать Атом–банк ,  капитал  которого  состоит  из

взносов учредителей  из РБ , США и Прибалтики .

    Заканчивается   разработка   Основных   направлений   денежно-кредитной

политики на 2002 год, а также Концепции развития банковской системы до  2010

года , которые  во многом будут определять средне – и  долгосрочную  политику

Национального банка . Работа над этими документами ещё не завершена .Тем  не

менее  практически  с   полной   уверенностью   можно   ожидать   дальнейшее

ужесточение денежной политики.  При  этом  важнейшей  её  оперативной  целью

вероятнее  всего  останется   обеспечение   стабильного   и   предсказуемого

валютного курса. Намечается довести темпы девальвации  белорусского  рубля(по

доллару США  и российскому рублю ) до показателя порядка 15 % в 2002  году  и

около 5 % в 2005 году.

Информация о работе Мировая валютная система и ее эволюция