Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 10:27, курсовая работа
Целью курсового проекта является: изучение и анализ мировой финансовой системы
Задачи курсового проекта:
- Изучение структуры МФС
- Анализ эволюции МФС
- Оценка деятельности МФС для разрешения кризисных явлений
- Анализ функционирования МФС в современных условиях
- Изучение перспектив развития МФС
Введение………………………………………………………………………...3
1.Основные элементы международно-финансовой систем..............................5
2. Эволюция мировой валютной финансовой системы……………………….6
2.1 Пражская валютная система……………………………………...........7
2.2 Генуэзская валютная система………………………………………..8
2.3 Бреттон-Вудская валютная система………………………………..11
2.4 Ямайская валютная система………………………………………..14
2.5 Европейская валютная система……………………………………16
3. Структура мировых финансовых инструментов………………………….17
4. Механизмы регулирования и функционирования мировых финансовых
систем……………………………………………………………………………20
4.1 Кредитные механизмы…………………………………………. …...23
4.2Требования Статей соглашения (устава) Международного валютного фонда……………………………………………………..……………………..24
4.3 Условия предоставления кредитов……………………………….…28
4.4 Европейский центральный банк………………………………….…34
4.5 Международный банк реконструкции и развития……………….…36
4.6 Механизмы управления Международного банка реконструкции и развития………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………38
Приложение A……………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………40
Рассмотренная выше система
основных инструментов финансового
рынка находится в постоянной
динамике, вызываемой изменением правовых
норм государственного регулирования
отдельных рынков, использованием опыта
стран с развитой рыночной экономикой,
финансовыми инновациями и
В условиях глобальной экономики стабильное функционирование мировых финансовых инструментов, критично зависит от стабильного состояния экономик стран участников МФС, как правило кризисные явления, возникающие в одной из стран участниц МФС, тут же сказываются на общемировой экономике.
Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:
Например – ипотечный кризис 2008 года в США, разразился внутри страны из обрушения финансовой пирамиды, и привел к общемировому, не затронув лишь Китай, так курс юаня к доллару удерживался административными мерами
Фина́нсовый кри́зис в Респу́блике Кипр — долговой, финансовый, бюджетный и экономический кризис Республики Кипр, который в марте 2013 года привёл к параличу банковской системы страны и вверг ee экономику в преддефолтное состояние.
Причинами кризиса стали:
Итак, причины возникновения кризисных явлений в финансовом секторе сходны и в основном связанны с недостаточным контролем со стороны финансовых регуляторов и правительственных структур, что приводит нас к необходимости оценки деятельности таких структур как МВФ (Международный валютный фонд,) МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ЕЦБ (Европейский центральный банк), и других финансовых структур.
4. Основные механизмы регулирования и функционирования МФС.
4.1 Монетарная политика.
Влияние монетарной политики МВФ, МБРР, ФРС, ЕЦБ и других финансовых регуляторов на предотвращение кризисных явлений.
Официальные цели МВФ заключаются в следующем:
1) «способствовать
2) «содействовать расширению
и сбалансированному росту
и реальных доходов государств-членов;
3) «обеспечивать стабильность
валют, поддерживать
4) оказывать помощь в
создании многосторонней
государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
5) предоставлять временно
государствам-членам средства
Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд.
По состоянию на 25 мая 2011 г. членами МВФ являются 187 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал международного валютного фонда
постоянно увеличивался с момента его образования, особенно
быстрыми темпами, увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран членов МВФ.
Рисунок 1. Квоты экономически развитых стран
Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую — Тувалу
(1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества
голосов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами»
Рисунок 2. страны МВФ с наибольшим количеством голосов
В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами.
Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.
США вместе с другими развитыми странами обладают простым большинством голосов в МВФ.
Последние 65 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США. Таким образом, становится понятно, в чьих интересах функционирует МВФ и кем поставленные геополитические цели он реализует.
4.2 Требования Статей соглашения (устава) МВФ.
Вступление в МВФ в
обязательном порядке требует от
страны соблюдения правил, регулирующих
ее внешнеэкономические связи. В
Статьях соглашения зафиксированы
универсальные обязательства
Устав требует от государств-членов
устранения валютных ограничений, поддержания
конвертируемости национальных валют.
Статья VIII содержит обязательства государств-
Если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов). Кроме того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления (currency board).
Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай. Россия же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим большинством стран мира.
МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики. Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов.
При этом государства - члены обязаны консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических не равновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал уделять
больше внимания структурным
и институциональным
4.3 Кредитные механизмы.
МВФ предоставляет кредиты
в иностранной валюте государствам-членам
для двух целей: во-первых, для покрытия
дефицита платежного баланса, т. е. фактически
для пополнения официальных валютных
резервов; во-вторых, для поддержки
макроэкономической стабилизации и
структурной перестройки
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет
МВФ в ее центральном банке
как депозитарии. При этом МВФ, как
было отмечено, предоставляет кредиты
в основном в долларах США.
На протяжении первых двух десятилетий
своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал
в большей мере развитые страны, на которые
приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том
числе 41,5% средств получила Великобритания).
С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность
на предоставление кредитов развивающимся
странам.
Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие. Резервная доля, первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. — резервной долей (reserve tranche).
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты.
Доступ государств-членов
к кредитным ресурсам МВФ в
рамках кредитных долей ограничен:
сумма валюты страны в активах
МВФ не может превышать 200% ее квоты
(включая 75% квоты, внесенных по подписке).
Предельная сумма кредита, которую
страна может получить у МВФ в
результат использования
Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот
механизм применяется с 1952 г. Подобная
практика предоставления кредитов представляет
собой открытие кредитной линии. С 1950-х
гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о
кредитах стендбай имели срок до года,
с 1977 г. — до 18 месяцев, позднее — до 3 лет,
в связи с увеличением дефицитов платежных
балансов.
Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов - самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов - сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им
определенных финансово-
Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.
По истечении установленного
срока государство-заемщик
Помимо этих, стандартных
механизмов, в МВФ существуют специальные
кредитные механизмы. Они различаются
по целям, условиям и стоимости кредитов.
Специальные кредитные