Мировая финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является: изучение и анализ мировой финансовой системы
Задачи курсового проекта:
- Изучение структуры МФС
- Анализ эволюции МФС
- Оценка деятельности МФС для разрешения кризисных явлений
- Анализ функционирования МФС в современных условиях
- Изучение перспектив развития МФС

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Основные элементы международно-финансовой систем..............................5
2. Эволюция мировой валютной финансовой системы……………………….6
2.1 Пражская валютная система……………………………………...........7
2.2 Генуэзская валютная система………………………………………..8
2.3 Бреттон-Вудская валютная система………………………………..11
2.4 Ямайская валютная система………………………………………..14
2.5 Европейская валютная система……………………………………16
3. Структура мировых финансовых инструментов………………………….17
4. Механизмы регулирования и функционирования мировых финансовых
систем……………………………………………………………………………20
4.1 Кредитные механизмы…………………………………………. …...23
4.2Требования Статей соглашения (устава) Международного валютного фонда……………………………………………………..……………………..24
4.3 Условия предоставления кредитов……………………………….…28
4.4 Европейский центральный банк………………………………….…34
4.5 Международный банк реконструкции и развития……………….…36
4.6 Механизмы управления Международного банка реконструкции и развития………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………38
Приложение A……………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике мфс ПОПРАВЛЕНО И ОФОРМЛЕНО в1.docx

— 349.21 Кб (Скачать файл)

Рассмотренная выше система  основных инструментов финансового  рынка находится в постоянной динамике, вызываемой изменением правовых норм государственного регулирования  отдельных рынков, использованием опыта  стран с развитой рыночной экономикой, финансовыми инновациями и другими  факторами.

В условиях глобальной экономики  стабильное функционирование мировых  финансовых инструментов, критично зависит  от стабильного состояния экономик стран участников МФС, как правило кризисные явления, возникающие в одной из стран участниц МФС, тут же сказываются на общемировой экономике.

Возникновение кризиса связывают  со следующими факторами:

  • общей цикличностью экономического развития;
  • дисбалансами международной торговли и движения капиталов.
  • перегревом кредитного рынка и особенно проявившегося его следствием ипотечного кризиса;
  • кредитной экспансией, развернутой в 1980-х — начале 2000-х годов.
  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе на нефть);
  • перегревом фондового рынка.

Например – ипотечный  кризис 2008 года в США, разразился внутри страны из обрушения финансовой пирамиды, и привел к общемировому, не затронув лишь Китай, так курс юаня к доллару  удерживался административными  мерами

Фина́нсовый кри́зис в Респу́блике Кипр — долговой, финансовый, бюджетный и экономический кризис Республики Кипр, который в марте 2013 года привёл к параличу банковской системы страны и вверг ee экономику в преддефолтное состояние.

Причинами кризиса стали: 

  • Сильный крен экономики в сторону оффшорного сектора (упор на банковскую деятельность — сумма вкладов в банках страны составляет приблизительно 835 % ВВП (среднеевропейский уровень — 354 %), активы проблемного банковского сектора составляют 458 % ВВП)
  • Неудачные вложения кипрских банков в греческие долговые обязательства — с начала 2012 г. многие кипрские банки понесли убытки в связи с проведением крупных списаний по греческим облигациям (списание которых привело к потере банковским сектором Кипра 81 % от общего объема инвестиций, что превышает 4 млрд евро или 24 % ВВП); также увеличения доли невозврата кредитов со стороны частных лиц.
  • Разрыв финансового пузыря на спекулятивном рынке недвижимости внутри страны, в который киприотские банки инвестировали излишки капиталов.
  • Постепенная утрата ценовой конкурентоспособности страны в результате массового притока капиталов. Ещё до вступления Кипра в Еврозону, дефицит счёта текущих операций достигал 15 % годового ВВП.
  • Неспособность правительства возместить расходы государства
  • Общее ослабление экономик стран ЕС, Еврозоны, в особенности так называемых стран европейской периферии после мирового финансового кризиса 2008 года, от которого многие из них так и не смогли оправиться и с которыми Кипр продолжает быть связанным в рамках единой валютой, единых рынков труда и торговли (в первую очередь это касается Греции, экономика которой сокращается с 2008 года).
  • Снижение рейтингов по долговым обязательствам страны.

Итак, причины возникновения кризисных явлений в финансовом секторе сходны и в основном связанны с недостаточным контролем со стороны финансовых регуляторов и правительственных структур, что приводит нас к необходимости оценки деятельности таких структур как МВФ (Международный валютный фонд,) МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ЕЦБ (Европейский центральный банк), и других финансовых структур.

 

4. Основные механизмы  регулирования и функционирования МФС.

4.1 Монетарная политика.

 

Влияние монетарной политики МВФ, МБРР, ФРС, ЕЦБ и других финансовых регуляторов на предотвращение кризисных  явлений.

Официальные цели МВФ заключаются  в следующем:

1) «способствовать международному  сотрудничеству валютно-финансовой сфере»; 

2) «содействовать расширению  и сбалансированному росту между  народной торговли» в интересах  развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости. 

и реальных доходов государств-членов; 

3) «обеспечивать стабильность  валют, поддерживать упорядоченные  отношения в валютной области  среди государств-членов и не  допускать обесценения валют  с целью получения конкурентных  преимуществ»;

4) оказывать помощь в  создании многосторонней системы  расчетов между

государствами-членами, а  также в устранении валютных ограничений; 

5) предоставлять временно  государствам-членам средства в  иностранной валюте, которые давали  бы им возможность «исправлять  нарушения равновесия в их  платежных балансах».

Однако по фактам, характеризующим  результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они  вновь позволяют говорить о системе  мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и  Мировой валютный фонд.

По состоянию на 25 мая 2011 г. членами МВФ являются 187 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму  подписки на капитал, возможности использования  ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном  распределении. Капитал международного валютного фонда 

постоянно увеличивался с  момента его образования, особенно

быстрыми темпами, увеличивались  квоты наиболее экономически развитых стран членов  МВФ.

Рисунок 1. Квоты экономически развитых стран

Наибольшие квоты в  МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую — Тувалу

(1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества

голосов, когда решения  принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами»

Рисунок 2. страны МВФ с наибольшим количеством голосов

В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов  Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и  ФРС, контролируется этими странами.

Когда затрагиваются важнейшие  стратегические вопросы, в том числе  и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.

США вместе с другими развитыми  странами обладают простым большинством голосов в МВФ.

Последние 65 лет страны Европы и другие экономически благополучные  страны всегда голосовали солидарно  с США. Таким образом, становится понятно, в чьих интересах функционирует  МВФ и кем поставленные геополитические  цели он реализует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Требования Статей соглашения (устава) МВФ.

 

Вступление в МВФ в  обязательном порядке требует от страны соблюдения правил, регулирующих ее внешнеэкономические связи. В  Статьях соглашения зафиксированы  универсальные обязательства государств-членов. Уставные требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в частности валютно-финансовой сферы. Очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам, открывая рынки сбыта их более конкуренто способной продукции. При этом экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают.

Устав требует от государств-членов устранения валютных ограничений, поддержания  конвертируемости национальных валют. Статья VIII содержит обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда  ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных  валютных соглашениях и не прибегать  к практике множественных валютных курсов.

Если в 1978 г. обязательства  по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов). Кроме того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления (currency board).

Интересно отметить, что  возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай. Россия же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим большинством стран мира.

МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой  экономики. Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов.

При этом государства - члены обязаны консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических не равновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал уделять

больше внимания структурным  и институциональным преобразованиям  в государствах-членах. А это уже  ставит под сомнение политический суверенитет  подвергающихся «надзору» государств.

 

4.3 Кредитные механизмы.

 

МВФ предоставляет кредиты  в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки  макроэкономической стабилизации и  структурной перестройки  экономики, а значит — для кредитования бюджетных расходов правительств.

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, осуществляет покупку  или заимствование иностранной  валюты либо СДР в обмен на эквивалентную  сумму в национальной валюте, которая  зачисляется на счет

МВФ в ее центральном банке  как депозитарии. При этом МВФ, как  было отмечено, предоставляет кредиты  в основном в долларах США. 
 На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам.

Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие. Резервная доля, первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. — резервной долей (reserve tranche).

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты.

Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в  рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах  МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую  страна может получить у МВФ в  результат использования резервной  и кредитных долей, составляет 125% ее квоты. 
 Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев, позднее — до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов - самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов - сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им

определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий  нарастает по мере перехода от одной  кредитной доли к другой. Некоторые  условия должны быть выполнены еще  до получения кредита.

Если МВФ сочтет, что  страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в  предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ  фактически управлять страной-заемщицей.

По истечении установленного срока государство-заемщик обязано  погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев - 5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании - 4,5–10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов.

Помимо этих, стандартных  механизмов, в МВФ существуют специальные  кредитные механизмы. Они различаются  по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы  включают следующие. Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г.

Информация о работе Мировая финансовая система