Мировая финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является: изучение и анализ мировой финансовой системы
Задачи курсового проекта:
- Изучение структуры МФС
- Анализ эволюции МФС
- Оценка деятельности МФС для разрешения кризисных явлений
- Анализ функционирования МФС в современных условиях
- Изучение перспектив развития МФС

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Основные элементы международно-финансовой систем..............................5
2. Эволюция мировой валютной финансовой системы……………………….6
2.1 Пражская валютная система……………………………………...........7
2.2 Генуэзская валютная система………………………………………..8
2.3 Бреттон-Вудская валютная система………………………………..11
2.4 Ямайская валютная система………………………………………..14
2.5 Европейская валютная система……………………………………16
3. Структура мировых финансовых инструментов………………………….17
4. Механизмы регулирования и функционирования мировых финансовых
систем……………………………………………………………………………20
4.1 Кредитные механизмы…………………………………………. …...23
4.2Требования Статей соглашения (устава) Международного валютного фонда……………………………………………………..……………………..24
4.3 Условия предоставления кредитов……………………………….…28
4.4 Европейский центральный банк………………………………….…34
4.5 Международный банк реконструкции и развития……………….…36
4.6 Механизмы управления Международного банка реконструкции и развития………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………38
Приложение A……………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике мфс ПОПРАВЛЕНО И ОФОРМЛЕНО в1.docx

— 349.21 Кб (Скачать файл)

для предоставления средств  государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным  балансом и остро нуждаются в  расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия  к валюте, что вызывает бегство  капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться  в тех случаях, когда бегство  капитала может создать потенциальную  угрозу для всей мировой валютной системы.

Экстренная помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) — комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации.

 Этот механизм предназначен  для оказания финансовой поддержки  странам, у которых происходит  ухудшение платежного баланса  вследствие мер, осуществляемых  в направлении либерализации  торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой  не самостоятельный кредитный  механизм в прямом смысле слова,  а определенную политическую  установку.

Столь широкая представленность разно-целевых кредитов МВФ свидетельствует, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации. Беднейшим странам (с величиной ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения), которые не в состоянии платить проценты по обычным кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая  МВФ в качестве «бонуса» вместе с  кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

 

4.4 Условия предоставления кредитов.

 

Предоставление фондом кредитов государствам-членам связано с выполнением  ими определенных политико-экономических  условий. Подобный порядок получил  наименование «обусловленности» кредитов. Официально МВФ обосновывает эту  практику необходимостью иметь уверенность  в том, что государства-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный  кругооборот ресурсов Фонда. Фактически построен механизм внешнего управления государствами-заемщиками.

Поскольку в МВФ доминируют монетаристские, шире — неолиберальные теоретические воззрения, его «практические» стабилизационные программы обычно включают сокращение государственных  расходов, в том числе на социальные цели, отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги (что ведет к повышению цен на эти товары), увеличение налогов на доходы физических лиц (при одновременном снижении налогов на бизнес), сдерживание роста или «замораживание» заработной платы, повышение учетных ставок, ограничение объемов инвестиционного кредитования, либерализацию внешнеэкономических связей, девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т. п.

Концепция экономической  политики, составляющая ныне содержание условий для получения кредитов МВФ, сформировалась в 1980-е гг. в кругах ведущих экономистов и деловых  кругах США, а также других стран  Запада и известна как «Вашингтонский консенсус».

Она предполагает такие структурные  изменения в экономических системах, как приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования, либерализация  внешнеэкономической деятельности. Основную (если не единственную) причину  разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц МВФ видит в избыточном совокупном платежеспособном спросе в стране, вызываемым в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Выполнение программ МВФ  чаще всего ведет к свертыванию  инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации.

Что касается бывших социалистических государств, препятствием для решения  их макроэкономических проблем, с точки  зрения МВФ, являются пороки институционального и структурного характера, поэтому  фонд при предоставлении кредита  ориентирует свои требования на осуществление  долговременных структурных изменений  в их экономических и политических системах.

МВФ проводит очень идеологизированную политику. Фактически он финансирует перестройку и включение национальных экономик в глобальные спекулятивные потоки капитала, т.е. их «привязку» к мировой финансовой метрополии.

С расширением кредитных  операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение  использование структурных условий  в программах МВФ, в 1990-е гг. оно  значительно усилилось.

Не вызывает удивления, что  рекомендации МВФ странам – получателям  помощи в большинстве случаев  прямо противоположны антикризисной  политике развитых государств (см .таблицу) которые практикуют контр циклические меры – падение спроса со стороны домохозяйств и бизнеса в них компенсируется возросшими государственными тратами (пособиями, субсидиями и т. п.) за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга.

В разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. МВФ поддержал такую  политику в США, ЕС и Китае, но для  своих «пациентов» прописал иное «лекарство». «31 из 41 соглашения о помощи МВФ предусматривает проциклическую, т. е. более жесткую монетарную либо фискальную политику», - отмечается в докладе вашингтонского Центра  экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research).

Эти двойные стандарты  существовали всегда и много раз приводил к масштабным кризисам в развивающихся странах. Применение рекомендаций МВФ ориентировано на формирование монополярной модели развития мирового сообщества

Роль МВФ в регулировании  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему.

Во-первых, МВФ выступал в  качестве проводника принятой Западом  по инициативе США установки на демонетизацию  золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах.

Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение  Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие  официальным органам других стран. В 1978 г. в устав МВФ были внесены  поправки, запрещающие странам-членам использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР.

Международный валютный фонд сыграл ведущую роль в процессе расширения влияния транснациональных корпораций и банков на страны с переходными  и развивающимися экономиками. Предоставление этим странам в 1990-е гг. заемных ресурсов МВФ в значительной мере способствовало активации деятельности транснациональных корпораций и банков в этих странах.

В связи с процессом  глобализации финансовых рынков исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию  операций по движению капиталов специальной  целью МВФ, включить их в сферу  его компетенции, т. е. распространить на них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет  МВФ принял на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о либерализации движения капиталов, призвав исполнительный совет ускорить работу над поправками,

с тем чтобы «добавить  новую главу в Бреттон-Вудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс.

Некоторые страны были вынуждены  ввести контроль движения капиталов. Тем  не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.

В контексте анализа причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно также отметить, что Международный  валютный фонд сравнительно недавно (с 1999 г.) пришел к выводу о необходимости  распространить область своей ответственности  на сферу функционирования мировых  финансовых рынков и финансовых систем.

Появление у МВФ намерения  регулировать международные финансовые отношения вызвало изменения  в его организационной структуре. Сначала, в сентябре 1999 г., образовался  Международный валютно-финансовый комитет, ставший постоянным органом  стратегического планирования деятельности МВФ по вопросам, относящимся к  функционированию мировой валютной и финансовой системы.

В 1999 г. МВФ и Всемирный  банк приняли совместную «Программу оценки финансового сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки состояния их финансовых систем.

В 2001 г. создан департамент  по международным рынкам капитала. В июне 2006 г. учрежден объединенный департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала (Monetary Systems and Capital Markets Department, MSCMD). Не прошло и 10 лет с момента включения мировой финансовой сферы в компетенцию МВФ и с начала ее «регулирования», как разразился

самый масштабный в истории  мировой финансовый кризис. Кризис, начавшийся в 2008 г., буквально спас МВФ  от развала.

Случайно ли это совпадение? Так или иначе, мировой финансово-экономический  кризис 2008 г. был чрезвычайно выгоден  Международному валютному фонду, а  значит, тем странам, в интересах  которых он функционирует.

После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается  в реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков.

В каком направлении пошло  реформирование? В первую очередь  МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского  саммита «Группы двадцати» в  апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования — более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами.

Тенденция заключается в  стремлении постепенно превратить МВФ  в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые  кризисы неизбежны.

Европейский Центральный  банк - главная составляющая Евросистемы. Такое его положение означает, что задачи, делегированные ЕЦБ выполняются или им самим или, отчасти, входящими в систему национальными центральными банками. Преследуя свою первичную цель - стабильность цен - ECB выполняет следующие основные миссии: 

- определяет и осуществляет  валютную политику зоны евро; 

- проводит операции с  валютами, держит официальные обменные  резервы стран зоны евро и  управляет ими; 

- выпускает банкноты евро;

- поддерживает стабильность систем выплат.  
Банк также ответственен за: 

- сбор необходимой статистической  информации, которую он получает  от национальных властей или  напрямую от своих экономических  агентов, финансовых учреждений;

- последовательное развитие  банковского и финансового секторов, поддержку обмена информацией  между ESCB и руководством банка.  
 Главная задача Евро-системы состоит в том, чтобы поддерживать в зоне евро ценовую стабильность, сохраняя, таким образом покупательную способность единой европейской валюты. Стратегия выполнения этой задачи основывается на двух опорах: 

- регулировании объема денежной массы; 

- обоснованной и взвешенной  оценке будущих тенденций изменения  цен и рисков для ценовой  стабильности в зоне евро в  целом (заработная плата, обменные  курсы, долгосрочные процентные  ставки, различные меры экономической  деятельности, и т.д.). 

Чтобы дать общественности возможность следить за деятельностью  банка и оценивать степень  его успеха в проведении единой валютной политики Европы, ECB установил конкретный показатель, на основании которого можно судить о том, как банк справляется  со своей главной задачей. Стабильность цен в Европе считается достигнутой, если потребительские цены увеличиваются  не более чем на 2 процента в год. 

Информация о работе Мировая финансовая система