Мировой рынок ссудных капиталов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Мировой рынок ссудного капитала (МРСК) представляет собой систему отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития. С институциональной точки зрения МРСК – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение ссудного капитала между странами в зависимости от спроса и предложения на него.
Международный рынок ссудных капиталов, осуществляя международный оборот ссудного капитала, способствует непрерывности кругооборота промышленного и торгового капиталов различных стран.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Мировой рынок ссудных капиталов 4
1.1. Понятие МРСК 4
1.2. Структура и участники МРСК 5
1.3. Особенности МРСК 6
ГЛАВА 2. Сегменты МРСК 10
2.1. Мировой кредитный рынок 10
2.1.1. Рынок евровалют. 12
2.1.2. Рынок еврокредитов. 15
2.2. Мировой финансовый рынок 16
2.2.1. Мировой рынок облигаций 17
2.2.2. Мировые рынки необлигационных ценных бумаг 20
2.3. Еврорынок как звено МРСК 22
ГЛАВА 3. Институциональные единицы МРСК 24
3.1. Международные организации-участники МРСК 26
3.2. Транснациональные компании и банки 29
3.3. Вненациональные финансовые центры 32
ГЛАВА 4. Тенденции и проблемы развития МРСК 34
4.1. Интернационализация рынков капитала 34
4.2. Проблемы контролируемости МРСК 36
4.3. Место России в МРСК 38
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложение 47

Вложенные файлы: 1 файл

МРСК25.7.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

В России фактически уже имеется  внутренняя конвертируемость рубля  при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуется политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление существенных золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ. В 1996 г. Россия подписала ст. VII Устава МВФ, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой в платежах и переводах.

Важным шагом для российского  рубля как валюты, признаваемой мировым  экономическим сообществом, стала  торговля срочными контрактами (фьючерсами) на рубль на Чикагской товарной бирже (ЧТБ) в США. В апреле 1998 г. ЧТБ стала  использовать российский рубль как двенадцатую валюту, с которой ЧТБ проводит срочные сделки. Сумма контракта составила 500 тыс. руб., срок исполнения – 6 месяцев. У российских банков появилась возможность участвовать в торгах на ЧТБ. Для нерезидентов – это дополнительная возможность хеджироваться при вхождении на российский рынок. Вместе с тем после открытия торгов на американской бирже возросло воздействие на российский рынок со стороны мировых спекулянтов. Центральному банку России, который до начала 1998 г. был крупнейшим игроком на рынке фьючерсных валютных сделок, стало сложнее регулировать рынок, особенно в случае очередного мирового финансового кризиса.

Еще до открытия торгов по российскому  рублю на ЧТБ Россия стала пятой  по счету восточноевропейской страной  после Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, чьи производные ценные бумаги – фьючерсы и опционы стали обращаться на Австрийской бирже деривативов, являющейся отделением Венской фондовой биржи. Для торговли российскими фьючерсами и опционами Австрийской биржей разработан специальный страновый индекс, в качестве базовой основы которого использован индекс РТС (официальный индикатор Российской торговой системы).

Для скорейшей интеграции России с  европейскими фондовыми рынками  Венская биржа планирует предоставить российским инвесторам, эмитентам и брокерским компаниями доступ к торговым площадкам Европы через терминалы биржи. Положительным эффектом присутствия Венской фондовой биржи в России станет повышение ликвидности российского фондового рынка, появление новых каналов торговли и экономия затрат членов биржи за счет "эффекта масштаба". Интеграция российского фондового рынка с его европейскими аналогами посредством Венской фондовой биржи отражает не только объективную реальность географического положения, но и тенденцию к глобализации и интеграции европейских рынков.

Интеграция России в мировые  финансовые рынки дает возможность  участия в международном рынке  прямых и портфельных инвестиций, а также ссудного капитала. В 90-е  гг. деятельность России на мировом  кредитно-финансовом рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинает ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающего ряд международных финансовых организаций (МБРР, МФК, МАР, МАГИ).

Мировые финансы являются важным фактором финансовой стабилизации России. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны.

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. табл. 4.1 в приложении). Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

  • наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
  • наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;
  • сохранение стабильного налогового режима.

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодного заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ – с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.

С 1992 по 1996 г. включительно Россия получила от МВФ 10,5 млрд. долл. Наиболее значительными  шагами сотрудничества России с МВФ  стало предоставление ей резервного кредита "стэнд бай" №1 в 1992 г., программа кредитования системной  трансформации в 1993 г. и резервный кредит "стэнд бай" №2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации – соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

В 1996 г. вступило в силу четвертое  соглашение с МВФ – программа  расширенного кредитования сроком на три года. В этой связи Правительством РФ был принят ряд решений во внешнеэкономической  области, прежде всего отказ от количественных ограничений на экспорт и импорт.

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, в свою очередь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.

Основная масса предоставленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Набирает темпы сотрудничество России с другими влиятельными финансовыми  структурами. Россия, имея статус наблюдателя  в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. Это дает ей широкие возможности для расширения своего экспорта в рамках программы помощи АзБР странам СНГ и Вьетнаму. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банком, Межамериканским банком развития.

Следует подчеркнуть, что при всей важности помощи международных финансовых организаций России их роль и значение в развитии российской экономики, влияние  на экономические реформы достаточно ограничены.

С середины 90-х гг. Россия активно  осваивает европейский рынок капиталов. За три года Россия разместила четыре транша еврооблигаций.

 

Таблица 4.2. Выпуски российских еврооблигаций в 1996–1998 гг.

Выпуск

Срок обращения

Объем выпуска

Спрэд*, базисных пунктов

Цена размещения

Купон, %

Дата погашения

Россия I

5 лет

$ 1 млрд.

345

99,567

9,25

29.11.2001

Россия II

7 лет

DM 2 млрд.

370

101,75

9

25.03.2004

Россия III

10 лет

$ 2 млрд.

365

99,164

10

26.06.2007

Россия IV

7 лет

DM 1,25 млрд

475

99,668

9,375

31.03.2005


* Превышение доходности над государственными облигациями (США – для выпусков в американских долларах, Германии – для выпусков в немецких марках) с аналогичным сроком обращения, 100 базисных пунктов – 1%.

 

Выпуск российских евробондов номинирован  в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах.

Заимствования на внешнем рынке  обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. Привлекательность  еврооблигаций обусловлена большой  емкостью данного рынка и отсутствием  ограничений, которые, как правило, присутствуют в кредитах международных организаций или правительств других стран. Кроме государственных российских евробондов облигации на европейском рынке размещают Москва и Санкт-Петербург, ряд других субъектов РФ, например Татарстан, Московская область, Нижегородская область, Красноярский край и др. Стали популярными заимствования через вклады еврооблигаций для крупных российских предприятий, банков.

Следует отметить, что на рынке  еврооблигаций до сих пор обращаются облигации, выпущенные в конце 80-х  гг. Внешэкономбанком СССР. Их сумма  оценивается примерно в 1 млрд. долл. Обслуживание долга и погашение по нему производятся точно в срок.

Внешний долг России. Осуществляя те или иные заимствования за рубежом, Россия становится одним из крупнейших должников в мире. По размеру внешнего долга, оцениваемого на начало 1998 г. в 130,8 млрд. долл., Россия заняла третье место в мире, уступая лишь Мексике (165,7 млрд. долл.) и Бразилии (159,1 млрд. долл.). Основная часть российского внешнего долга перешла по наследству от бывшего СССР – 97,8 млрд. долл., а долги самой России составляют лишь 33,8 млрд. долл.

Для улучшения платежной ситуации и обеспечения бюджета по части  долговых обязательств Россия в 1982 г. пыталась заключить соглашения с кредиторами  о реструктуризации задолженности  и отсрочке выплат. В 1996 г. было подписано первое такое соглашение рамочного типа со странами Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы, о 25-летней реструктуризации бывшей советской задолженности государствам-членам этого клуба в размере 42 млрд. долл. Условия соглашения предоставляют России шестилетний льготный период, в течение которого выплачиваются только проценты по этому долгу. Сам долг начнет выплачиваться после 2002 г. в течение 20 лет. В соответствии с этим документом заключены конкретные соглашения со многими странами-членами клуба.

В октябре 1997 г. подписано соглашение о реструктуризации долга с Лондонским клубом банков-кредиторов (долг 32,3 млрд. долл.), которое предусматривает 25-летнюю отсрочку по выплате основного долга  – 24 млрд. долл. Накопившиеся проценты по долгу – 8,3 млрд. долл. будут обслужены путем выпуская облигаций с 20-летним сроком погашения.

Благодаря соглашениям с Лондонским и Парижским клубами, а также  льготным ссудам МВФ и МБРР выплата  процентов по внешнему долгу будет  составлять около 7 млрд. долл. в год (1,3% ВВП). Это меньше половины того, что пришлось бы выплачивать России в соответствии с текущими рыночными процентными ставками.

Государственный внутренний и внешний  долг России за 1997 г. вырос с 1059,9 млрд. до 1278,1 млрд. руб. При этом внутренние заимствования к началу 1998 г. составили 500,9 млрд. руб. Объем внешнего долга иллюстрируют приведенные ниже данные (по состоянию на 31 декабря каждого года):

 

1996 г.

1997 г.

авг. 1998 г

Объем внешнего долга, млрд. долл. США

134,6

133,1

151,5


Самое опасное в том, что резко  возрастают расходы по обслуживанию общей задолженности государства. Уже сейчас они превышают 30% расходной  части бюджета. А к 2003 г. эта доля могла бы возрасти до 70%, если бы не успешный раунд переговоров с кредиторами Лондонского клуба, проведенный в 1999–2000 гг. министром Касьяновым. С другой стороны, такое облегчение означает лишь перекладывание с больной головы на здоровую: тяжесть выплат теперь перенесена на более поздние сроки (см. рис. 4.1 в приложении).

Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн. долл. Хотя российские чиновники ежегодно берут взятки в размере свыше 6 млрд. долл., а граждане вывозят из страны, как минимум, 20 млрд. долл. в год, по мнению некоторых оптимистично настроенных экономистов, такое положение дел не катастрофично.

Россия как кредитор. Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран России в 1993 г., по разным оценкам, составил 140–176 млрд. долл., как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу.

В сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно  расширяет возможности возвращения  долгов. Долги стран-членов клуба  России составляют 52 млрд. долл. из общей суммы задолженности. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги. По некоторым оценкам, речь может идти о 300–500 млн. долл. ежегодных выплат России ее должниками.

Ниже приведены суммы долгов (на конец 1997 г.) крупнейших должников России, млрд. долл.:

Куба

20

Монголия

8,5

Индия

7,9

Алжир

4

Сирия

13

Афганистан

8,2

Йемен

6,7

Мозамбик

3

Вьетнам

9,5

Ирак

8

Эфиопия

5,5

   

Россия является также и кредитором стран СНГ, и их долг в последние  годы возрастает. Текущая задолженность стран СНГ России составляет 9 млрд. долл. Основными должниками являются Украина, Казахстан, Узбекистан и Белоруссия. Исходя из того, что финансово-кредитная система стран СНГ находится на стадии становления и многие страны-члены СНГ не в состоянии рассчитаться с долгами, считается целесообразнее проводить зачет долгов поставками товаров, которые можно было бы выгодно продать на российском рынке.

Сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами  и кредитами будет способствовать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового положения.

Иностранные инвестиции. Россия, по западным оценкам, в состоянии в ближайшие 10–15 лет поглотить 200 – 300 млрд. долларов иностранных капиталовложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынка. Однако инвестиционный климат в стране продолжает оставаться крайне неблагоприятным. По уровню инвестиционного риска Российская Федерация находится на уровне Ирака. Эксперты Банка Австрии, проанализировавшие возможности размещения инвестиций в России с учетом политической и экономической конъюнктуры, социального климата и экологии, пришли к выводу, что лишь в 6 из 89 регионов России существует относительно благоприятный инвестиционный климат, а в 33 регионах климат "относительно пригоден". Основные факторы, препятствующие крупномасштабному притоку иностранного капитала, известны: политическая нестабильность, кризисное состояние экономики, неразвитость инфраструктуры, высокие трансакционные издержки и отсутствие соответствующей правовой базы.

Информация о работе Мировой рынок ссудных капиталов