Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост
Введение
Глава 1. Экономические кризисы
Определение экономического кризиса. Классификация
История и хронология возникновения мировых экономических кризисов
Длинные волны и технологические уклады
Глава 2. Современный мировой экономический кризис
Единая мера стоимости
Современный мировой экономический кризис
Структурные кризисы и структурная перестройка в экономике
Глава 3. Пути решения современного экономического кризиса
Антициклические мероприятия экономической политики государства
Глава 4. Экономический кризис в России в 90-х г.г.
Пути выхода из него
Причины возникновения кризиса 90-х г.г.
Возможности выхода
Заключение
Список использованной литературы
Основными причинами
всемирного финансового кризиса являются,
во-первых, особенности вывоза капитала
и, прежде всего, портфельных инвестиций
(вложений в ценные бумаги корпораций
и государства) и его противоречия. Особенности
этого процесса обусловлены неравномерностью
экономического развития стран в рамках
мирового хозяйства, засильем ТНК. Так,
в конце 90-х гг. общий объем вывоза капитала
составлял около 5, а прямые инвестиции
ТНК превышали 3 триллиона дол. Поскольку
ТНК срослись с транснациональными банками
(ТНБ) и сформировали транснациональный
финансовый капитал (ТФК), который при
поддержке самых могущественных стран
мира осуществляет эксплуатацию слаборазвитых
стран и вследствие этого получает транснациональную
(наивысшую) прибыль, последняя является
относительно избыточным свободным капиталом.
На его основе возникает национальная
скачкообразная форма межгосударственного
перелива капитала, персонификатор которой
-- транснациональная государственная
и надгосударственная олигархия. Ее цель
-- экономическое и политическое господство
над миром.
Вследствие неравномерности
вывоза такой формы капитала и
действия закона неравномерного экономического
развития, в определенных регионах
мирового хозяйства возникают более
благоприятные условия для его
экспансии. При этом рождаются и
развиваются противоречия между ТФК
и национальными народнохозяйственными
комплексами. Если в отдельном регионе
мирового хозяйства масса и норма транснациональной
прибыли уменьшается, то ТФК вывозится
в форме портфельных инвестиций
в более прибыльные
регионы, что обусловливает возникновение
в предыдущих регионах финансового кризиса,
началом которого служит массовая продажа
нерезидентами ценных бумаг местных корпораций.
Такая продажа осуществляется за местную
национальную валюту, которая обменивается
на СКВ и вывозится за границу. Этот процесс
сопровождается массовым изъятием из
коммерческих банков зарубежными вкладчиками
своих валютных депозитов и порождает
огромный кумулятивный спрос на СКВ.
На мировых
валютных рынках осуществляется огромное
количество операций. Во второй половине
90-х гг. объемы контрактов с валютой ежедневно
достигали около 1,3 триллиона дол. Поскольку
немалая доля этих операций носит чисто
спекулятивный характер, это усиливает
нестабильность финансовых курсов, что
в свою очередь, способствует увеличению
объемов спекулятивных финансовых операций.
Проведение таких операций стимулирует
существующая валютная система, которая
ликвидировала фиксацию рыночных курсов
валют в рамках не более 1 % от золотых или
долларовых паритетов и допустила выбор
режима свободных курсов. Несовершенство
мировой валютной системы, ее противоречия,
-- третья причиной мирового финансового
кризиса.
Структурные кризисы
и структурная перестройка в
экономике
Другой разновидностью
экономических кризисов являются структурные
кризисы. Фаза спада и кризиса в больших
циклах исторически сопровождается глубокими
циклическими кризисами. Для них характерна
длительная стагнация в традиционно важных
отраслях и секторах производства, затяжные
нарушения в кредитно-денежной и валютной
сферах, финансах, международной торговле,
существующих формах организации и регулирования
экономики.
Перечисленные
явления принято считать
Таким образом,
структурные кризисы вызываются
тем, что возможности старой экономической
структуры в целом не соответствуют
запросам новой техники и технологии,
она не готова к изменениям. Инертность
старой структуры затягивает перестройку,
делая выход из кризиса более продолжительным
и болезненным. В это время общие темпы
роста резко падают, ведя к застою общественного
производства, нарушается нормальное
функционирование денежной сферы, ухудшаются
общие условия хозяйствования.
Структурный кризис
преодолевается, когда прежняя структура
экономика начинает уступать место
новым отраслям, формам организации
и регулирования.
За свою историю
капитализм пережил несколько структурных
кризисов, при этом каждый из них
вызывал коренную перестройку в соответствии
с достигнутым уровнем производительных
сил.
Примером современных
структурных кризисов могут служить
кризисы в 70-х гг. XX в. Они охватили,
прежде всего, группу отраслей топливно-энергетического
комплекса (энергетический кризис) и энергоемких
отраслей (автомобильная, сталелитейная
и др.). В глубочайшем кризисном состоянии
оказались угольная, металлургическая
(черная металлургия), судостроительная,
автомобильная, резиновая, текстильная
и некоторые другие отрасли. Структурные
кризисы расширялись от базовых, добывающих
отраслей до отраслей оборонной промышленности.
Так, топливно-энергетический кризис 1973-1975
гг., который сопровождался резким ростом
цен на энергоносители, повлиял прежде
всего на энергоемкую автомобильную промышленность,
вынудил ее перейти на энергосберегающие
технологии. Одновременно резко сократилось
производство в других энергоемких отраслях,
произошло значительное обесценивание
основного капитала. В США во время кризиса
1980--1982 гг. в целом по промышленности использовалось
около 65 производственных мощностей, а
в сталелитейной промышленности -- менее
30 %. В таких же пределах в 1974--1975 гг. в странах
Запада использовались производственные
мощности черной металлургии, что было
обусловлено значительным сокращение
спроса на металл со стороны ряда потребляющих
его отраслей, заменой его пластмассами
и другими более ресурсосберегающими
материалами.
Структурные кризисы
сопровождаются перенакоплением основного
капитала, резким продолжительным сокращением
производства и соответствующей технологической
и структурной безработицей, усилением
миграции рабочей силы, обесцениванием
ее предыдущей квалификации, нарушением
соответствия между основными элементами
производительных сил (средствами и предметами
труда, средствами производства и работниками
и др.), а также между составными частями
технологического способа производства.
Эти продолжительные нарушения, в свою
очередь, обусловливают структурные сдвиги
в рамках отдельных форм собственности
и между ними, изменение соотношения между
рыночными рычагами саморегулирования
экономики и государственным регулированием,
внутри каждого из типов регулирования.
Если структурные кризисы охватывают
несколько или многие страны одновременно,
то необходимо использовать или усилить
надгосударственное регулирование в отдельных
сферах.
В частности, энергетический
кризис начала 70-х гг. вынудил нефтедобывающие
страны ОПЕК повысить цены на энергоносители
в 4 раза только на протяжении 1973 г. Это
вызвало продолжительный
Преодоление структурных
кризисов усложняется процессом
углубления экономического кризиса, необходимостью
увеличения расходов разных субъектов
хозяйствования на природоохранные цели.
Так, в черной металлургии, нефтеперерабатывающей
и некоторых других отраслях промышленности
от 10 до 20 % капиталовложений идет на охрану
окружающей среды.
Структурная перестройка
экономики в развитых странах
мира способствовала переходу к энерго-,
материало- и трудосберегающим технологиям.
В целом структурная
перестройка означала переход к
автоматизированному
Формы проявления
структурных кризисов -- региональные
кризисы, то есть продолжительное отставание
в развитии отдельных территорий, их
низкая интегрированность в национальную
экономическую систему, недостаточное
развитие социальной сферы и др.
Глава 3. Пути
решения проблемы современного
экономического кризиса
Антициклические
мероприятия экономической
Антициклическое
регулирование экономики -- это сознательные
и целенаправленные действия государства
и, частично, могущественных корпораций
и наднациональных органов на
промышленный цикл с целью уменьшения
глубины циклических кризисов, стабилизации
хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического
роста. Важнейшая роль в этом регулировании
принадлежит государству.
В основе антициклического
регулирования лежит
После второй мировой
войны в большинстве развитых
стран мира были расширены антикризисные
меры государства, а также дополнены
определенными антициклическими средствами
в отношении смягчения
Особенности антициклического
регулирования в значительной мере
обусловлены доминированием в экономике
монополий. Э.Чемберлин вполне убедительно
доказал, что даже при отсутствии соглашений
(устных или письменных) цены на олигополистическом
рынке выше, чем на конкурентном, а объем
производства ниже. Э.Чемберлин и другие
западные ученые справедливо указывали
на отсутствие гибкости цен, их подвижности
в сравнении с периодом свободной конкуренции.
Если раньше цены во время экономического
кризиса резко понижались, то в условиях
господства коллективных монополий они
остаются неизменными или даже растут.
Это обусловлено тем, что олигополии сокращают
объемы производства с целью недопущения
перепроизводства товаров и снижения
цен.
Этой негативной
тенденции может противостоять
только деятельность государства по
стимулированию денежного спроса с помощью
соответствующей денежно-кредитной политики.
Этот метод активно использовался в послевоенный
период и способствовал сокращению глубины
и продолжительности экономических кризисов.
Темпы увеличения денежной массы, как
правило, были более высокими, чем их рекомендовали
монетаристы. Вместе с тем, значительное
увеличение денежной массы, наряду с действием
других факторов, например, резким повышением
цен на нефть в период энергетического
кризиса, привело в конце 60-х -- в начале
70-х гг. к усилению инфляционных тенденций,
и темпы роста цен в середине 70-х гг. составляли
более 10 %.
Учитывая это,
в 80-х гг. правительство начало ограничивать
темпы роста денежной массы, проводить
политику "дорогих денег". Средством
достижения этой цели стало осуществление
жесткой кредитно-денежной политики. В
частности, в период высокой экономической
активности государство значительно повышает
норму процента, что вызывает подорожание
кредита. Во время депрессии и кризиса
государство увеличивает резервную норму
(нормативы обязательных отчислений коммерческих
банков в резервы), снижает ставку процента
и удешевляет кредит. Это обусловлено
тем, что установленная центральным государственным
банком норма процента влияет на его размер,
по которому банки предоставляют кредит
своим клиентам. Коммерческие банки в
США приблизительно 20 % своих активов обязаны
хранить в виде кассового резерва в Центральном
банке. Поэтому расширение кредитов зависит
от величины прироста банковских пассивов,
а коммерческий процент, по которому банки
предоставляют кредит клиентам, -- от учетной
ставки процента (которая является нижней
границей эффективности предоставления
кредитов федеральной резервной системой).
В ФРГ Федеральный банк устанавливает
для каждого кредитного института лимиты
переучтенных векселей, что ограничивает
объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых
каждому банку. Это, в свою очередь, влияет
на объем денежной массы.
Информация о работе Мировые экономические кризисы: причины и последствия