Модели развития России и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:09, реферат

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг. По мнению многих эта модель экономического развития («сырьевая») не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики. Но какой именно она должна быть? В президентском Послании 2007 г. обозначены контуры новой, «высокотехнологичной» или «инновационной» модели развития России. Каковы возможности и пути ее реализации? Какие еще модели существуют на сегодняшний день? Как сочетаются «сырьевая» и «несырьевая» модели? Чем плоха сырьевая модель развития и каковы ее альтернативы? Эффективна ли стратегия «диверсификации» российской экономики, разработанная в недрах Минэкономразвития РФ? Или России нужна концентрация усилий на определенных направлениях развития высокотехнологичного сектора мировой экономики?

Содержание

Введение 3
1. Почему неудовлетворительна «сырьевая» модель российской экономики? 4
2. «Диверсификационная» модель развития российской экономики: нельзя объять необъятное 8
3. «Инновационная» модель развития российской экономики 11
4. Российская экономика – заложница модели, ориентированной на потребительский рост 15
5.Спекулятивная модель российской экономики. 19
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России и проект модернизации 22
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

модель рос экономики Сдавать.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     Один  из авторов доклада – руководитель департамента стратегического анализа  ФБК Игорь Николаев отмечает, что  в России увеличиваются структурные  диспропорции, сохраняется высокий  уровень инфляции, высока криминализация экономики, а также чрезмерна  зависимость экономического роста от рыночной конъюнктуры.

     Эксперт отмечает, что в нашей стране сформировалось явное и устойчивое превышение объемов  финансовых вложений над объемами инвестиций в основной капитал. Так, по итогам января-сентября 2006 г объем финансовых вложений превысил объем инвестиций в нефинансовые активы в 5 раз. И.Николаев обращает внимание, что высокие темпы роста финансовых вложений напрямую указывают на замедление экономического роста. Наглядной иллюстрацией этому является 2002 г, когда ВВП вырос лишь на 4,7 проц. В то же время в 2001 г наблюдался существенный рост финансовых вложений (195,2 %), а краткосрочные финансовые вложения выросли на 203,8 % по отношению к 2000 г. «Резкий рост финансовых вложений тормозит рост инвестиций в основной капитала и, соответственно, рост ВВП», - сказал И.Николаев.

     Кроме того, он указывает на существование  жесткой зависимости между объемом  инвестиций в основной капитал и  объемом произведенного ВВП, а также  темпами экономического роста. По расчетам ФБК в России в 2000-2006 г в среднем на каждый рубль произведенного ВВП, в среднем приходилось 16-17 копеек инвестиций в основной капитал (от 15,95 копеек – в 2000 г до 16,84 копеек – в 2006 г).

     По  мнению И.Николаева на спекулятивный  характер российской экономики указывает и тот факт, что торговля является крупнейшим видом экономической деятельности в стране и занимает около 20 % в общем объеме валовой добавленной стоимости. При этом в развитых странах она занимает около 10-12 % в общем объеме добавленной стоимости. Существенную долю в торговле занимают именно операции перепродажи, так как организаций, занимающихся этим видом деятельности в России в 2,3 раза больше, чем розничных предприятий торговли. А объем их оборота в 4 раза превышает розничный товарооборот.

     Авторы доклада обращают внимание и на рост экономических преступлений, связанных с операциями спекулятивного характера. Так, наибольший повышательный тренд имеют преступления в кредитно-финансовой сфере, а также связанные с подделкой и сбытом поддельных денег и ценных бумаг.

     Эксперты  также обращают внимание на невысокое  качество экономического роста в  РФ, который в основном концентрируется  в сфере торговли.

     Тем не менее, они отмечают и позитивные тенденции в развитии экономики  России в начале 2007 г. Прежде всего, это рост промышленного производства в январе 2007 г на 8,7 %. Рост обрабатывающих производств за первый месяц 2007 г составил 17,3 %. Этому способствовала не только аномально теплая погода в январе, но и значительный рост инвестиций в основной капитал во второй половине 2006 г. В этой связи И.Николаев отмечает, что сейчас у России появилась возможность для смены экономической модели. Однако для этого экономике необходимо придать новые импульсы в виде введения дифференцированной ставки подоходного налога по операциям с ценными бумагами в зависимости от сроков инвестирования, ввести обременения по сделкам с недвижимостью, которые имеют явную спекулятивную направленность. Необходимы также дальнейшее снижение и отмена пошлин на импортное технологическое оборудование, не производимое в России, а также либерализация амортизационной политики. Кроме того, необходимо производить активную разъяснительную работу о рисковом характере инвестирования на рынке ценных бумаг.

 

6. Концепция   долгосрочного  социально-экономического развития России и проект модернизации

     В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, разработанной Минэкономразвития  РФ, как уже было сказано ранее, рассматриваются три сценария: инерционный, экспортно-сырьевой и инновационный.

     Инерционный сценарий означает сохранение доминирования  энерго-сырьевого комплекса; экспортно-сырьевой — более полное использование  конкурентных преимуществ России в  энергетическом секторе на основе реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в этой сфере, наращивания экспорта сырья и модернизации транспортной системы; инновационный — обеспечение прорыва в развитии высоко- и среднетехнологичных производств. Доля инновационного сектора должна повыситься с 10% ВВП примерно до 20%, а доля нефтегазового сектора, напротив, снизиться - с 20 до 10-12% ВВП.

     По  мнению В. Мау, «три названных сценария не следует рассматривать как альтернативные, скорее они представляют собой последовательные этапы движения российской экономики к новому качеству. Благоприятный вариант развития событий означает переход от инерционного сценария к экспортно-сырьевому, и на его основе - к инновационному. Он считает, что преувеличение преимуществ инновационного сценария стратегии и недооценка роли экспортно-сырьевого могут привести к еще большим, чем в настоящее время, диспропорциям. Надо использовать конкурентные преимущества нашей страны как надежного экспортера топливно-энергетических ресурсов, повышая при этом инновационную компоненту в факторах устойчивого развития ТЭК. Доходы от его развития не следует направлять в Стабилизационный фонд, они должны стать финансовой основой (через кредиты) диверсификации производства, развития отраслей машиностроения, восстановления станкостроения,  организации импортозамещающих предприятий в производстве машин и оборудования, а также в легкой промышленности и в АПК. Образование, наука, здравоохранение и культура должны стать приоритетами в бюджетном финансировании,  подкрепленными ресурсами, чтобы отвечать современным европейским нормам (в процентах к ВВП).

     Схожие  с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития черты имеет и проект модернизации экономики страны. Что именно должно делать государство в процессе модернизации зависит от того, какой путь выбран для модернизации. Здесь Е.Ясин, профессор, научный руководитель ГУ-ВШЭ, останавливается на двух моделях: а) модернизация сверху – инициативы исходят от государства, от политиков и бюрократического аппарата; б) модернизация снизу — инициативы и финансирование преимущественно исходят от бизнеса, государственные органы создают условия для деловой активности и поддерживают те или иные проекты. Функции государства в указанных моделях модернизации представлены в таблице 2.

     Таблица 2.

     Функции государства в двух моделях модернизации

Функции государства Проекты модернизации
сверху снизу
Общие характеристики проектов Ставка на государство  и контроль власти над экономикой и обществом Ставка на частную  инициативу и контроль общества над  властью
Законность  и правопорядок *

Власть  сконцентрирована, возможно принуждение помимо закона

***

Верховенство  закона, разделение властей

Оборона и безопасность ***

Опора на силовые структуры повышает их значимость

**

Цели  – только борьба с внешней угрозой  и терроризмом

Макроэкономическая  стабильность *

Полезна, если не мешает социальному спокойствию

***

Необходима  как условие деловой активности и доверия

Институциональные реформы **

Опасны, поскольку влекут за собой политические риски

***

Необходимы  для выращивания продуктивных институтов и ценностей

Публичные услуги *

Полезны для поддержания стабильности

***

Необходимый фактор человеческого развития

Социальная  защита ***

Необходимы  при условии демократического общественного  контроля над бюрократией

Экологическая безопасность
Содействие  развитию экономики ***

Необходимы  в силу недоверия к бизнесу  и рыночным силам

*

Полезны, если провалы государства не перевешивают

Устранение  «провалов» рынка
Государственное предпринимательство *

Следует избегать

Вероятные результаты Высокие риски: легко начать, трудно выйти из проекта Медленнее, но вернее

     Примечание: *** - очень важно, ** - важно, * - не очень  важно.

     Е.Ясин отмечает, что открытой и конкурентоспособной  российская экономика никогда не была, если подразумевать лидерство. «Военное могущество — да! Экспансия и удержание огромных территорий — да! Но ценой бедности своего народа и лишения его общепринятых прав и свобод. Открытость и конкурентоспособность — это огромное качественное изменение, требующее от всей страны колоссальной, долгосрочной, целеустремленной и последовательной работы, обновления капитала и перестройки инфраструктуры, но более всего — серьезного повышения качества человеческого капитала, профессионализма, образования, здоровья и долголетия, деловой и трудовой этики, изменения менталитета», - считает он. К обычным для России «волнам» модернизации при преодолении отставания от Запада добавляется угроза проиграть и в соревновании с Востоком. Отсюда следует, что, видимо, модернизация для страны не имеет альтернативы — это вопрос выживания. «Мы просто не можем себе позволить расслабиться и не меняться. Причем вектор изменений тоже предопределен, если упомянутые выше цели — благосостояние граждан и достойные позиции страны в мире — признаются актуальными» - говорит Ясин.

     На  практике программы модернизации всегда сочетают идеи и меры обеих моделей, либо декларируемые, либо реально осуществляемые в сочетании того и другого, либо в противоречии между словом и делом. По мнению Ясина,  открытость и конкурентоспособность ради благосостояния народа и процветания страны в постиндустриальную эпоху скорее достигаются в проектах, близких ко второй модели – модели модернизации снизу.

 

Заключение

     Сырьевая  модель  российской экономики в  скором времени окончательно себя исчерпает, т.к. вряд ли можно в долгосрочной перспективе рассчитывать на поддержание в российском энергетическом секторе высоких темпов роста: запасы постепенно истощаются, а новые разработки стоят огромных финансовых вложений. Тем более не стоит говорить о России как о глобальном поставщике энергоресурсов в будущем.

     Сырьевая  модель экономического развития не может  обеспечить ни высоких темпов роста  благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности  российских предприятий. Именно по этому Россия должна переходить к иной, не сырьевой модели экономики.

     Попытки этого перехода проявляются все чаще. По мнению некоторых в стране уже серьезно развита спекулятивная модель экономики, с чем трудно не согласиться при виде статистических и иных данных. Но, по моему мнению, спекулятивная модель не должна лежать в основе российской экономики. Для достижения благополучия в стране необходимо использовать те возможности, которые дает нам энергетический комплекс. Но не злоупотреблять ими, а лишь использовать как основу для дальнейшего развития. Здесь я хочу согласиться с мнением В. Мау, который рассматривает благоприятный вариант развития событий как переход от инерционного сценария к экспортно-сырьевому, и на его основе - к инновационному. Т.е. необходимо использовать конкурентные преимущества нашей страны как надежного экспортера топливно-энергетических ресурсов для выхода на инновационный путь развития, т.к. я считаю, что именно инновационная модель экономики способна обеспечить стране и ее населению благоприятное будущее.

 

Список литературы

     1. «Будущее российской экономики: экспорт сырья, диверсификация или высокие технологии?», доклад Г.Фетисова, сайт «Перспективы» (www.perspektivy.info/)

     2. «Возрождения российской экономики ждать не стоит», статья В.Акимова, сайт российского информационного агентства Новый Регион (www.nr2.ru/)

     3. «Государство и экономика на  этапе модернизации», Е.Ясин, «Вопросы  экономики», №4, 2006

     4. «Итоги 2006 года и будущее экономики  России: потенциал несырьевого сектора», экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», «Вопросы экономики», №9, 2007

     5. «Может ли Россия стать энергетической  сверхдержавой?», В.Милов, «Вопросы  экономики», №9, 2006

     6. «Путин: Россия должна уходить  от модели сырьевого экспорта», статья, информационно-дискуссионный портал «Newsland» (www.newsland.ru/)

     7. «Российская модель экономики является "спекулятивной", а ее рост не может быть устойчивым в средне- и долгосрочной перспективе», доклад ФБК, сайт агентства экономической информации «Прайм-тасс» (www.prime-tass.ru/)

     8. «Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности», Т.Субботина, «Вопросы экономики», №2, 2006

     9. «Стратегия развития России: ориентиры  и ограничения», В.Сенчагов, «Вопросы  экономики», №8, 2008

      

Информация о работе Модели развития России и перспективы ее развития