Модель монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.

Содержание

Введение 2
1.Теоретические основы 5
1.1Понятие и сущность монополии 5
1.2 Модель монополии 9
1.3 Виды монополий 11
1.3.1 Функционирование рынка в условиях чистой монополии 17
2. Анализ деятельности монополий в РФ 20
2.1. Общая характеристика монополий в РФ 20
2.2 Перспективные направления развития монополий в РФ 26
3. Механизмы регулирования монопольной деятельности 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Модель монополии.docx

— 110.19 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в противоположность результатам при конкуренции, монополист будет максимизировать прибыль, ограничивая выпуск продукции и устанавливая цены выше предельных издержек.

 

1.3 ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

 

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Представим следующие классификационные признаки монополий: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения (рис. 2).

По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии:

  1. естественную;
  2. продуктовую;
  3. протекционистскую.

Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определённом продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведён одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведённые данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно, спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.[11, с 225]


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Классификация различных видов монополий

 

Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей-коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, - транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др.

Достижение монопольного положения может быть как результатом активного внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиально нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использования технологических инноваций, удачного учёта динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создаёт для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и др.

Протекционистские монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодательно не урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рынке, технологические и социальные конфликты, проявление монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции. [18, с 87].

По форме собственности можно выделить два тина монополий: частную и государственную.

Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных в перспективе условий для деятельности.

Особенность государственной монополии состоит в том, что её деятельность находится под контролем и регулируется конкурентными органами власти, наделёнными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объёмы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.

По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий – экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).

В основе данной классификации лежат географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соответственно, масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных монополий (например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов). Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ» и др.

Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.

Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты.

По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.

Организационная монополия возникает путём договорённостей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).

В экономической теории различают следующие формы монополистических объединений:

  1. картель – монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;
  2. синдикат – форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей.

Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

  1. трест – монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающие производства и сбыта, финансов и управления;
  2. многоотраслевой концерн – монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.

Типичными современными концернами являются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ). [2, с 78].

Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникальных продуктов, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.

Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.

В современной экономике стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка – сократилось количество стандартизованных, недифференцированных продуктов и услуг разных компаний. При этом конкуренция между монополистами в условиях транспарентности рынков ужесточилась. В последнее время она чаще всего принимает формы агрессивной неценовой конкуренции, стимулирующей продажи и создающей значительный комплекс услуг для потребителей. Монопольно- регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных её секторов и отраслей, но и создавать широкий спектр альтернативных выгод для конечных потребителей. Однако в стратегическом плане, и особенно при локализованных рынках услуг, монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей.

Соотношение элементов монополии и конкуренции в разных секторах резко различается, как и реакция на смену субъектов рынка. Глобализация экономических процессов приводит к сокращению числа монополизированных товарных рынков и увеличению степени монополизации на рынках услуг. Таким образом, по сравнению с совершенной конкуренцией важнейшими результатами монополии являются уменьшение выпуска продукции, повышение цен и перенос доходов от потребителей к производителям. На расширение спроса рынки с сильными элементами монополизации реагируют повышением цен, а отрасли с элементами чистой конкуренции – расширением предложения продукции. [7, с 236].

 

1.3.1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

 

Как известно, совершенная конкуренция характеризуется равенством предельных издержек и рыночной цены, а производство продукции продолжается до тех пор, пока получение взаимных выгод становится невозможным как со стороны покупателя, так и со стороны продавцов. В ситуации долгосрочного равновесия рынка совершенной конкуренции предприятие достигает минимизации долгосрочных средних издержек. На рисунке 3 представлено графическое сравнение совершенной конкуренции и простой монополии.

Рассмотрим более подробно ситуацию для монополии. С целью упрощения ситуации кривые спроса и предложения оставляем теми же, что и в случае совершенной конкуренции.

Для извлечения максимальной прибыли монополист ограничивает объём производства на уровне не 8, а 4 ед. продукции и устанавливает цену 310 руб. за единицу. Потребители получают излишек, отображённый на рисунке 4 площадью, ограниченной кривой спроса и линией цены. Монополист со своей стороны получает существенный излишек производителя. Четвёртая единица выпуска, проданная за 310 руб., заключает в себе лишь 150 руб. издержек производства и приносит тем самым излишек в размере 160 руб. Общие размеры излишков производителя-монополиста равны площади горизонтально заштрихованной части (рис.3,б.)


Рисунок 3- Функционирование рынка в условиях чистой конкуренции (а) и чистой монополии (б)

 

 

 

Сравнение чистой монополии и совершенной конкуренции позволяет сделать вывод о том, что в условиях монополии излишек потребителя меньше, тогда как излишек производителя больше, а суммарные излишки потребителя и производителя в условиях чистой монополии меньше совокупных излишков в условиях чистой конкуренции. Последнее положение отражает экономическую неэффективность монополии как следствие неиспользования ряда потенциальных преимуществ, получаемых от торговли. Дело в том, что в рассматриваемом примере при расширении производства от 4 до 8 ед. продукции выигрыш и потребителей, и производителей увеличивается. Однако эти потенциальные преимущества остаются неиспользованными. Мало того, они к тому же никому не достигаются. [11, с. 232с.]

На рисунке 3 чистые потери обозначены треугольником, лежащим между кривыми спроса и предложения и линией, указывающей объём выпуска продукции, соответствующий максимуму прибыли монополиста. Площадь этого треугольника символизирует собой ущерб, который терпят агенты рынка из-за монополистического диктата.

 

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ В РФ

 

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИЙ В РФ

 

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд предприятий монополистов, таких как:

  1. Открытое Акционерное Общество Российское Акционерное Общество «Единая Энергетическая Система» - производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач (ОАО РАО «ЕЭС»);
  2. Открытое Акционерное Общество «Российские Железные Дороги (ОАО «РЖД»).
  3. Открытое Акционерное Общество «Газпром» - транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа (ОАО «Газпром»).

В силу своего огромного значения для экономики в целом они привлекают постоянное внимание. При отнесении данных предприятий к одному из видов монополии, необходимо отметить, что данные предприятия относятся к естественным монополиям. По данным о структуре капитала ОАО РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» следует отнести к государственным монополиям, так как государству принадлежит большая доля акций. Так в РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, ОАО «РЖД» 100% акций и ОАО «Газпром» 38%. Хотя формально «Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес.

Информация о работе Модель монополии