Модернизация экономики КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Экономические реформы в КНР являются частью общей программы модернизации. План модернизации, или как он назывался «Четырех модернизаций» (превратить Китай в мощное социалистическое государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной и современной наукой и техникой), выдвинутый при Мао Цзэдуне и премьере Чжоу Эньлае в 1975 г., формировался и приобретал свои очертания постепенно на протяжении 80-х и 90-х годов 20-го века. Направление развития Китая с 1949 г. не изменилось, система управления государством также сохранилась, остались и прежние цели развития. Однако экономические результаты тридцатилетия председательства Мао вряд ли можно сравнить по успехам с тридцатилетием реформ и открытости.

Вложенные файлы: 1 файл

laperdina_modernization.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Отметим, что на очередном Центральном  совещании по экономической работе в конце 2009 г., уже не ставилась цель наращивания роста в 2010 г. Это также говорит о корректировке курса. От индикатора 8% для годового прироста  ВВП не отказываются, правда, формулировка изменилась с «поддержания 8%» на «стабилизацию на уровне 8%». В новой формулировке заключены два значения: добившись 8% роста в 2009 г., удерживать этот показатель и в 2010 г., не позволяя ему резко снизиться; стабилизировав уровень экономического роста на отметке 8%, не допускать резкого повышения темпов в течение длительного периода. 

Ведущие китайские экономисты, рассматривая приоритеты развития в 2010 г., задавали вопрос: «Что важнее для развития экономики в 2010 г. – расти или меняться?». Удержание 8% темпов роста по-прежнему остается основной задачей экономического строительства, - подчеркнул премьер Госсовета Вэнь Цзябао, - но акцентом развития должно стать стимулирование трансформации модели развития18.

Какие факторы и особенности  настоящей модели развития делают подобные меры возможными и «работающими»?

Высокая склонность населения к  сбережению, его доверие к государству позволяют рассчитывать на значительные инвестиции и в инфраструктурные объекты, и в целях  поддержки мелкого и среднего производства, а также социально незащищенных групп населения. Модель потребления населения – не жить в кредит, привычка к сбережению позволяет правительству поддерживать баланс финансовой системы, не создавать финансовые пустоты. Высокая конкуренция практически во всех отраслях производства не дает образовываться огромным состояниям за короткие сроки, что также положительно влияет на соотношение реального и финансового секторов.

Контролирующая роль государства, его незамедлительная реакция на все процессы, активное вмешательство  в условиях кризиса, а также нераспространение  и замалчивание некоторой информации не позволяют распространиться панике, что имеет важнейшее значение для стабильности развития.

Кризис негативно влияет на возможность  сохранения высоких темпов экономического роста. В сложившихся условиях значительно  замедлилось развитие экспорториентированных отраслей Китая, хотя, это не означает, что китайский экспорт вовсе не будет пользоваться спросом. Вряд ли развитые страны откажутся от дешевых товаров народного потребления, которые сейчас для всего мира производит Китай. Падение внешнего спроса заставит искать точки роста, лежащие внутри своей экономики. Как заявляет руководство страны, подобная ситуация благоприятна для развития внутреннего рынка. С начала нового века правительство начало искать пути изменения модели роста, переключения с экспорториентированного роста на развитие за счет расширения внутреннего рынка. Получается, мировой кризис станет катализатором в этом процессе. Торможение экспортных видов деятельности позволит «перекинуть» силы и средства в область формирования и развития внутреннего рынка.

Внутренний рынок не может начать внезапно развиваться быстрыми темпами  без существенного роста доходов  населения. Они росли на протяжении последнего периода, в городе – даже внушительными темпами, но бумов  потребления не случалось. Перед  правительством стоит задача сделать так, чтобы у населения были деньги, и оно хотело их потратить. Граждане предпочитали сберегать средства  на лечение, старость, образование детей. Причиной этому является в том числе отсутствие общедоступной системы социального обеспечения. Государство приступило к созданию системы социального обеспечения, чтобы высвободить средства для потребления. Однако эта задача долгосрочная, которая не даст ощутимых результатов в ближайшем будущем и не простимулирует рост ВВП уже в этом году.  Кроме того, населению нужна уверенность в стабильности экономики, а также в качестве товаров, на которые они могли бы потратить свои средства. Все эти проблемы также не могут быть решены в течение краткого периода. В настоящее время Китай рассчитывает на инвестиционный рост, экономика будет развиваться за счет государства.

Правительство Китая всегда было ориентировано  на долгосрочное развитие, однако в  силу особенностей экономики, необходимо поддерживать и высокие темпы  экономического роста в краткосрочном периоде. Можно заметить, что в 2010 г. задаче по поддержанию экономического роста уделяется большее значение, нежели проблеме стимулирования трансформации модели роста. Рост цен, который необходимо контролировать также не позволяет отодвинуть задачи экономического роста на второе место. Выбрав курс на замедление темпов экономического роста при настоящей значительной экономической мощи, правительство может выбрать ориентиры «супер долгосрочного» развития, сделав основную ставку на развитие высоких технологий, разработку новых источников энергии и новейших материалов. Подобная смена амплуа «фабрики мира» на «инновационного гиганта» потребует больших затрат, и роль государства в проведении данного курса будет направляющей.

Для Китая на современном этапе потенциал, главным образом, зависит от человеческих ресурсов, высокой нормы накопления и капитала, а также производственных мощностей при самостоятельном обеспечении зерном. Усовершенствование системы социалистической рыночной экономики, научно-технический прогресс, завершение индустриализации, ускорение урбанизации, стабилизация социальной политики представляют собой условия наращивания этого потенциала. Настоящая модель развития, базирующаяся на экстенсивном экономическом росте, не позволяет максимизировать эффективность вышеуказанных процессов. Одна из основных сложностей настоящего развития заключается в противоречии невозможности продолжения энергичного экономического роста при исчерпании его источников и необходимости его поддержания во избежание усугубления существующих проблем социально-экономического развития. Несоответствие новым условиям структуры производства, разрыв в уровне развития между городом и деревней, между различными регионами, растущее расслоение населения по доходам, экологические последствия промышленного бума – проблемы, решение которых будет проводиться правительством одновременно с переходом к эффективной модели роста.

Из опыта мирового развития можно  заключить, что новый тип роста  соответствует инновационной модели развития, к которой Китаю, находящемуся на пути модернизации, предстоит перейти. Сложность заключается в том, что возможности инновационного развития в значительной степени связаны с социальным развитием, социальным прогрессом. Китай только начал продвигаться в сторону решения социальных проблем, а следовательно, формирования инновационного потенциала. Какой период займет этот процесс, сказать сложно. В настоящее время невозможно оценить уровень развития инновационной культуры Китая. Бесспорно, в области перехода к инновационному развитию существуют организационно-управленческие импульсы со стороны государства, но, представляется, что в Китае на современном этапе стимулировать инновационное развитие гораздо сложнее, нежели экстенсивный экономический рост.

Кризис в КНР: Миф или реальность?

27/08/2012

Евгений Гальченко, Александр Ларионов 

В последнее время многие эксперты говорят о замедлении темпов роста  китайской экономики и возможных  кризисных явлениях, которые поставят под сомнение лидерство Китая  на мировой арене. Встает закономерный вопрос о правомерности таких утверждений.  

 

С точки зрения экономической теории, развитие любой экономики в конечном итоге упирается в «потолок роста», который возможно преодолеть только за счет структурных изменений в  экономике. Необходимо отметить, что экономический рост Китая все еще носит преимущественно экстенсивный характер. Такой рост обеспечивается благодаря возможности экспансии факторов производства. «Потолок роста», в который сейчас уперся Китай, многими экспертами расценивается как «начало конца» китайской экономики. Тем не менее данная тенденция лишь является закономерностью существования пределов роста любой экономики и обуславливает необходимость трансформации ее структуры. Руководство КНР осознает необходимость качественного преобразования экономики и перевода ее на инновационные рельсы для обеспечения интенсивного роста. Фактически речь идет о качественно новых преобразованиях.

В марте текущего года на состоявшейся 5-й сессии ВСНП 11-ого созыва была принята программа «Инновации 2020», [1]целью которой являются повышение активности Китая в области инноваций, ускорение трансформации промышленного производства и обновление технической базы. 

 

Более того, премьер Госсовета КНР  Вэнь Цзябао по итогам сессии ВСНП подчеркнул необходимость политических преобразований, заявив: ”Без успеха реформы политической структуры невозможно будет довести до конца реформу структуры экономической”.[2] Позже он добавил, что если в обществе не будут решены новые проблемы, то историческая трагедия по сценарию “культурной революции” может повториться.  

 

Текущая же ситуация, оцениваемая  аналитиками как кризисный период, характеризуется традиционными  явлениями, присущими китайской  экономике.

Так в  2012 году Китай продолжает сталкиваться с целым рядом проблем и вызовов, обусловленных неблагоприятной посткризисной динамикой национальной экономики и стабильным снижением активности на основных внешних рынках. 

 

В первом квартале 2012 года наблюдались  самые низкие темпы экономического роста за последние 3 года – рост ВВП составил 8,1%.[3] Во втором квартале этот показатель составил лишь 7,6% [4](на фоне темпа роста 9,2% в 2011 [5]году). 

 

Можно выделить две причины замедления темпов роста экономики Китая  в настоящий период. Первая –  ухудшение сальдо торгового баланса (Китай серьезно пострадал от снижения спроса на экспортных рынках, в частности, в Европе). Второй фактор заключается в том, что внутренний спрос оказался неспособным скомпенсировать данное снижение. 

 

В то же время инфляция в первом квартале 2012 года составила 3,6%, [6]а во втором 3,3%, притом в июне 2012 года показатель достиг 2,2%, что является самым низким показателем инфляции за последние полтора года. 

 

Руководство КНР считает, что экономике не угрожает ситуация неуправляемой жесткой посадки. Многие эксперты говорят, что Китай смог совершить мягкую посадку и способен нейтрализовать воздействие кризисных явлений, происходящих в Европе.  

 

В целях стимулирования роста экономики руководством КНР были приняты меры по смягчению кредитно-денежной политики. Классическим средством борьбы с экономическим спадом является впрыскивание в экономику денежной массы через снижение ставки рефинансирования. Народный Банк Китая в течение второго квартала осуществил два знаковых снижения показателя ставки рефинансирования. 7 июня 2012 г. ставка была понижена с 6,56% до 6,31%. Это снижение стало первым с 2008 г. 5 июля ставка была снижена до 6%. [7] 

 

Снижение ставки рефинансирования привело к определенным результатам, а именно произошло увеличение наличных денег в обращении. На конец первого полугодия 2012 года объем наличных денег в экономики составил 4,93 трлн. юаней. 

 

Экономика Китая традиционно характеризуется  высокой нормой сбережений, чисто  экономическим анализом ее объяснить  нельзя, но можно объяснить социальными  факторами – откладыванием денег на потребление в будущем, на нужды социального обеспечения. 

 

Для преодоления экстерналий, возникающих  из-за наличия высокой нормы сбережения, необходимо постоянное стимулирование экономики. 

 

Согласно данным, опубликованным Министерством  финансов КНР, в январе-июне 2012 года финансовые расходы страны составили 5 трлн. 389,3 млрд юаней, увеличившись на 945,8 млрд юаней (21,3%) относительно соответствующего периода 2011 года. В том числе расходы из центрального бюджета составили 885,8 млрд юаней (+9%), расходы из местных бюджетов – 4 трлн. 503,5 млрд. юаней (+24%).[8] 

 

Можно констатировать, что в настоящее  время политика китайских властей заключается в инфляционной накачке экономики, что вероятней всего позволит повысить темпы роста экономики Китая. Текущее увеличение денежной массы в экономике, а также рост инвестиций говорят о высокой эффективности проводимой экономической политики, инструменты которой являются традиционными для данной фазы экономического цикла. 

 

Успешная реализация указанной  политики говорит о жизнеспособности китайской экономической модели, периодические кризисные явления  в которой можно считать закономерностью ее развития. 

 

Евгений Гальченко, Александр Ларионов – стажеры-исследователи ЦКЕМИ НИУ ВШЭ специально для Modern Politics Russia. 

 

 

 

Фотография предоставлена: http://www.19rus.info/media

 

[1] http://www.cctb.net/bygz/wxfy/201203/W020120319360968847023.pdf

[2]  http://www.rodon.org/polit-120323104156 

[3]  http://expert.ru/2012/04/13/kitajskie-trudnosti/

[4]  http://quote.rbc.ru/news/fond/2012/07/13/33712050.html

[5]  http://top.rbc.ru/economics/17/01/2012/633581.shtml

[6] http://www.chinapro.ru/rubrics/12/7790/

[7] http://odsgomel.org/rus/news/world/28965/

[8] www.russian.xinhuanet.com

18.12.2011 15:00

Десять лет в ВТО стали  для Китая годами успеха

Десять лет тому назад Китайская  Народная Республика вступила во Всемирную  торговую организацию. Это привело к резкому ускорению рыночных реформ в стране и ее бурному экономическому росту.

Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО). Экономисты подсчитывают плюсы и минусы для российской экономики. Китайская Народная Республика уже прошла этот путь. Косная и всесильная бюрократия, отсутствие правовой защиты для предпринимателей - с этим багажом КНР десять лет тому назад стала членом ВТО. Сегодня Китай - крупнейший экспортер в мире.

ВТО как локомотив  реформ

КНР еще в 1986 году предприняла первую попытку присоединиться к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) - так назывался предшественник ВТО. Но Китай - не просто страна. Это государство с самой большой в мире численностью населения, это неисчерпаемый рынок дешевой рабочей силы. Первую попытку Пекина США и европейцы провалили.

В 1998 году последовала вторая попытка. И на сей раз западные страны опасались, что Китай завалит их рынки  дешевыми подделками. Поэтому они  добились для себя уступок и возможностей вмешательства в торговые отношения с Китаем. Но в конечном итоге стремление западных концернов выйти на гигантский и быстро растущий рынок победило. 11 декабря 2001 года КНР стала 142 членом ВТО.

Но почему Китай так стремился  в ВТО? Во-первых, это расширяло возможности для экспорта. Но, по мнению сотрудницы Немецкого института помощи в развитии Дорис Фишер (Doris Fischer), главная причина заключалась в том, что тогдашний премьер-министр Китая Жу Ронджи видел, что без неотложных реформ стране не выбраться из экономических проблем. Однако проведению реформ препятствовал косный партийно-бюрократический аппарат. Вступление в ВТО укрепляло позиции реформаторов -мол, мы вынуждены проводить реформы, потому что этого требует ВТО.

Информация о работе Модернизация экономики КНР