Монополия, её виды, ценовая дискриминация; олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки крынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Монополия……………………………………………………………………...4
1.1.Характеристика монополии…………………………………………………5
1.2.Виды монополии…………………………………………………………….6
1.3.Монополистическая конкуренция………………………………………….6
2.Ценовая дискриминация……………………………………………………….9
2.1.Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации……..…..10
2.2.Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации……...10
2.3.Типы ценовой дискриминации……………………………………………11
3.Олигополия……………………………………………………………………13
3.1. Структура рынка …………………………………………………………..13
3.2.Свойства олигополии………………………………………………………15
3.3.Поведение олигополистов…………………………………………………15
3.4.Ценовая политика…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

ММЭ.docx

— 47.16 Кб (Скачать файл)

Смысл дискриминационного поведения  состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую  единицу товара. Это значит, что  дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого  количества товара, так и разные покупатели.

Сделанный в определении  акцент на отсутствие связи ценовых  различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий  доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения  изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами  потребителей. В тех случаях, когда  покупатель оплачивает особенности  индивидуальной сделки, требующие соответствующих  затрат, ценовые различия , не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая  то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой  дискриминации.

    1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации

Все то, что может подорвать  какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает  предпосылки для ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация возникает  на основе реальных противоречий рыночного  механизма. Одна из особенностей его  функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.

Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители  не отказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество единиц товара. Значит, покупая больше при  данной цене, они как бы недоплачивают  за предыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры.

И еще. Географически и  институционально обособленные рынки  создают естественную базу ценовых  различий, если фирма имеет возможность  одновременного выхода на эти рынки.

    1. Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации

Чтобы реализовать названные  предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия.

Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это может сделать  монополист, поэтому весь разговор о ценовой дискриминации обычно ведется в контексте монопольной  структуры рынка. Главное, чтобы  конкуренты не могли продавать товар  дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над  ценами связана также с количеством  противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что  уход любого из них с рынка заметен  для продавца, возможности ценового диктата ограничены.

Во-вторых, у покупателей  не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.

Ограничение возможности  покупать блага по более низким ценам (лично либо пользуясь услугами тех, кто имеет доступ на дешевые рынки) достигается по-разному. На рынке  услуг существует естественная граница, разделяющая покупателей. Нельзя перепродать  по сходной цене собственную прическу или исцеление. На товарных рынках, если географическая удаленность не останавливает перекупщиков или  потребителей, могут использоваться искусственные ограничения перепродажи (таможенные барьеры и т. п.).

Заметим, что выгоды ценовой  дискриминации иногда доступны и  для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда на базаре может  назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.

В-третьих, издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой  деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать  цены, - все это дело дорогое и не всегда оправданное.

    1. Типы ценовой дискриминации

В зависимости от того, насколько  полно реализуется каждое из этих условий и насколько удачно они  сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной  политики как постоянной линии поведения  фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном  стечении обстоятельств дает возможность  назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными  кривыми спроса. Наиболее мягкая форма  дискриминации связана с назначением  разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится  множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные  партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т. п. Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации:

1. Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.

2. Ценовая дискриминация по объему покупки. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.

3. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Олигополия

Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое  количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов,весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили,компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем,что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%,то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру .И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

    1. Структура рынка

Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

Наиболее заметная черта  олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно  в буквальном смысле пересчитать  по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм (вспомним о патиентной стратегии конкурентной борьбы). Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более  половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается  ниже, то отрасль считают действующей  в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее два названных типа рынка  имеют и качественные отличия друг от друга.

При монополистической конкуренции  решающей причиной несовершенства конкуренции  является дифференциация продукта. В  условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт  является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство  подотраслей металлургии). Однако главной  причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль  приобретает олигополистическую структуру  в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные  фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Существует много моделей  олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.

Обратим внимание на огромную роль, которую здесь играет субъективный фактор - характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных и на отрасли в целом.

    1. Свойства олигополии

Свойства олигополии:

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов.
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль.
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию.
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции  олигополистов.
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке.
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.
    1. Поведение олигополистов

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы  на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают  ни в какие контакты друг  с другом и не пытаются сознательно  найти точку устраивающего всех  равновесия.

2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение  равновесия Курно, а на долгосрочное  монополистическое равновесие с  последующим разделом монополистической  прибыли (более высокой, чем  прибыли олигополистические) между  участниками.

3. "Игра по правилам", при которой фирмы сознательно  делают свое поведение понятным  и предсказуемым для конкурентов,  чем облегчают достижение равновесия  в отрасли.

    1. Ценовая политика

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как  правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку  велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и  потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются  так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Информация о работе Монополия, её виды, ценовая дискриминация; олигополия