Монополия и монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, выявить преимущества и недостатки, а также их последствия для экономики. Задачи: Показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий; регулирование цен; отразить современные тенденции развития монополий.

Содержание

Введение
1 Монополия 5
1.1 Характерные черты, формы и виды монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 14
1.3 Современные тенденции монополизации 18
2 Монопольная власть 22
2.1 Источники монопольной власти 22
2.2 Общественные издержки монопольной власти 24
3 Антимонопольная политика 26
3.1 Исследование формы контроля над ценами 27
3.3 Регулирование цен 29
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 380.57 Кб (Скачать файл)

     Образ действия субъекта в данном случае существенно отличается от поведения  совершенно конкурентной фирмы. Это  связано с тем, что в условиях совершенной конкуренции величина спроса на рынке не зависит от цены (кривая спроса на графике - горизонтальна). В этих условиях фирма может продавать  любое количество своей продукции, при этом ее влияние на цену - нулевое. Именно поэтому совершенно конкурентную фирму называют «ценополучателем». На монопольном же рынке кривая спроса наклонена вниз, показывая тем  самым следующую закономерность: чем больше монополист предлагает товаров, тем ниже становится цена. Монополист зависит от объема сбыта, однако у  него существует возможность искать (и находить) варианты цены на свою продукцию. Это дает повод называть монополиста  «ценоискателем».

     Как известно, любая фирма стремится  к максимизации получаемой прибыли. Какие же возможности проявляются  в условиях данной модели? Неоклассическая  теория отмечает два способа (рис 1.1).

     График  первого метода показывает, что кривая совокупного дохода имеет «холмообразный» вид. Такую форму приобретает в условиях несовершенной конкуренции (для сравнения: при наличии совершенной конкуренции данная кривая имеет форму прямой линии с положительным наклоном). Кривую TR пересекает кривая совокупных издержек (ТС). Наибольший размер прибыли достигается при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна.

     График  второго метода показывает, что максимум прибыли можно определить, сопоставляя  предельный доход (MR) и предельные издержки (МС). Максимальная величина будет наблюдаться  при равенстве данных показателей. Положение равновесия фирмы определяется точкой Е (пересечение MR и МС). Если из этой точки провести вертикаль до кривой спроса D, то будет ясна та цена, которая обеспечивает наиболее высокую прибыль. Эта цена устанавливается на уровне Е2 Выделенный рядом прямоугольник означает величину монопольной прибыли [11].

     Каковы  социально-экономические последствия  данной формы конкуренции? В обобщенном виде их можно отразить следующим  образом.

     Обратимся к общей социально-экономической  оценке монополии как экономического явления

     Позитивные  моменты монополии:

     •Монополии  принадлежит ведущая роль в совершенствовании  технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие  НИОКР

     •Монополия  может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам  покупателей дифференцированные цены

     • Наличие монопольных структур - показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны)

     •Монополист создает себе возможность контролировать значение двух параметров - объема выпуска  и цены своей продукции. В итоге  он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы делать конкуренты

     •Присвоение высоких прибылей за счет искусственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «частным налогом». В социально-экономическом  аспекте это означает усиление неравенства  в распределении доходов в  обществе [16].

     •Экономическая  теория отмечает еще один негативный параметр деятельности монопольной  фирмы. Речь идет о так называемой X-неэффективности (данное понятие ввел в научный оборот американский экономист X. Лайбенстайн). Смысл данного понятия  заключается в следующем. Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия  ликвидирует конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность  в снижении издержек. Сокращается  основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тратить  на люксовые внешние формы своей  деятельности. Наглядным примером проявления неэффективности является деятельность многих крупнейших компаний России:

     •Отсутствует  минимизация средних издержек производства.

     Негативные  аспекты, отражаемые в различных  формах проявления монополии:

     •Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку  их защищают правовые барьеры, не преодолимые  для конкурентов.

     •Естественные монополии также могут стать  причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов  до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное  производство на фирмах меньших размеров

     •Меньшие  негативные экономические последствия  проявляет открытая монополия. Возможный  приход новых конкурентов ограничивает возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода [9].

     Почему  существуют монополии?

     Преуспевающая монополия получает прибыли, которые  привлекают и другие фирмы. Каким  же образом монополисты сдерживают натиск других фирм? Каковы причины  существования монополий? Существуют три главные причины, которые  мы и обсуждаем кратко в этом параграфе.

      Один из примеров монополии, приведенный  в начале этой главы, — услуги местной  телефонной связи — указывает  на основную причину существования  монополий. Это экономия от масштаба. Именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными  монополиями.

      Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

     Чтобы исследовать этот случай, покажем  на рис. 1.2 кривые спроса и издержек для монополии, действующей в  отрасли, в которой имеет место  экономия от масштаба при всех объемах  выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.

     Монопольной цене и объему выпуска соответствует  точка А, при этом объеме выпуска:

     MR = МС(1.1)

     где MR – предельная прибыль;

     MC – предельные издержки.

     В точке А монополия получает прибыль  в размере затененной площади:

     (Рm  — ACm)*Qm(1.2)

     где Pm – цена монополиста;

     ACm – средние издержки монополиста;

     Qm – объем выпуска монополиста.

     В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли  и отыскать на ней точку, в которой  пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка С  на рис.1.1. Но данная точка не может  быть точкой долгосрочного конкурентного  равновесия. В силу существования  в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издержек. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке С, то средние  издержки были бы выше цены и имел бы место убыток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при  всех объемах выпуска эта отрасль  не могла бы находиться в состоянии  конкурентного равновесия.

     Монополия в данном случае является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила  половину общего выпуска отрасли. Как  соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы и, если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно, создать трудности с получением прибыли для своих более мелких соперников. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том, что, скорее всего, она является следствием свободного действия рыночных сил.

     Вторая  причина существования монополии  состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем  над некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете Упоминавшаяся выше алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем. В течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.

     Третья  причина существования монополии  состоит в государственном ограничении  притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в  силу того, что они покупают или  им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местная электрическая  компания может поставлять вам электроэнергию, и только фирма «Поляроид» благодаря  имеющимся у нее необходимым  патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых  случаях правительство оставляет  за собой право на монополию; в  ряде стран только государственные  монополии могут продавать табак. В некоторых странах право  на импорт конкретных товаров предоставлено  правительством одной-единственной компании. Зачем правительству создавать  монополию в области импорта  товаров? Оно могло пойти на это  по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине.

     Эти три причины могут быть связаны  между собой. Правительство может  предоставить компании монопольное  право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки зрения общества, но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации.

     Таким образом, монополия – это ситуация, когда на рынке действует один или очень мало продавцов, а покупателей  при этом большое количество. Данное явление имеет как положительные, так и отрицательные моменты в противовес общему мнению о их неэффективности. В целом государство не может обойтись без монополий, так как в силу своей специфики иногда они просто необходимы [15].

     Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

     Рмон. = Р1 + Р2 +Р3,

     где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в  результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 — обычная верхприбыль, получаемая   предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

     Монопольная цена — это верхняя цена, за которую  монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3.

     Однако, как показывает опыт, удержать  такую  цену  в  течение  длительного  времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают  в  отрасль  других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на  увеличение цен.  Монополизировать   можно   только   товар,   на   который   существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит  к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или  применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить  объем  продажи, но уже по сниженным ценам [13].

     1.2 Влияние монополий  на экономику страны

     Государство в силу специфики развития в той  или иной степени допускает возможность  существования монополий. Причины  могут различны. Как правило, речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и т.д. Также монополии могут более эффективны в отраслях, которые требуют большого объема инвестиций и имеют общегосударственное значение. Примером может служить российская компания «Газпром», где для разведки и разработки месторождений требуются очень большие средства. Естественно, что малые компании не смогли бы справиться с данной задачей.

Информация о работе Монополия и монопольная власть