Монопольная власть и издержки общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование экономических и социальных последствий существования монополий.
Задачи:
1. Изучить теоретическую модель чистой монополии
2. Исследовать влияние чистой монополии на общество и экономику
3. Рассмотреть различные подходы и способы эмпирического измерения потерь общества от монополии, их достоинства, недостатки и возможности практического применения.

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретическая модель чистой монополии……………………………4
1.1. Характерные черты чистой монополии
1.2. Виды монополий
1.3. Определение цены и объема производства
1.4. Показатели монопольной власти
1.5. Экономические последствия чистой монополии
1.6. Социальные последствия чистой монополии
1.7. Антимонопольное законодательство
Глава II. Пример чистой монополии – компания De Beers……………………19
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Монопольная власть и издержки общества.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Монополизация отрасли ведет также к высвобождению из нее части производственных ресурсов, стоимость которой представлена на рис. 8 площадью прямоугольника AEQCQM. Это происходит вследствие закрытия монополией некоторых заводов, которые при совершенной конкуренции функционировали как самостоятельные фирмы. Эти ресурсы могут найти применение в других отраслях, однако вопрос о том, является ли такое перемещение ресурсов эффективным с точки зрения общества, должен рассматриваться особо.

 

 

    1. Антимонопольное законодательство

 

Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Созданию полноценной конкурентной среды в России, развитию рыночной экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок, мешает существование монополий и несовершенство антимонопольного законодательства.

 

Нарушение антимонопольного законодательства может привести к негативным последствиям для предприятий и их должностных лиц, а также нанести серьезный ущерб для бизнеса.

 

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

 

В 2008 году ФАС были подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ новые поправки к Федеральным законам "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", "О товарных биржах и биржевой торговле", поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, а также некоторые другие законодательные акты.

 

Поправки направлены на усиление прозрачности при осуществлении государственного контроля; позволяют дисквалифицировать чиновников, нарушающих свободу предпринимательства, на срок до трех лет; запрещают выдачу преференций компаниям; направлены на усиление уголовной ответственности за ценовые сговоры, сговоры на публичных торгах.

 

Внесены изменения в статьи Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", регулирующие порядок передачи государственного или муниципального имущества, а также порядок предоставления государственной и муниципальной помощи без проведения торгов, но с предварительным согласованием с антимонопольным органом.

 

 

 

 

Глава II. Пример чистой монополии – компания De Beers

 

Классический пример монополии, возникающей вследствие обладания ключевым ресурсом, — южно-африканская алмазная компании De Beers, контролирую­щая порядка 80 % мирового производства алмазов и бриллиантов. Хотя доля компании на рынке и меньше 100 %, она достаточно велика, чтобы оказывать существенное влияние на рыночную цену алмазов.

 

De Beers (Дэ Бирс) — международная  корпорация, которая занимается  добычей, обработкой и продажей  природных алмазов, а также производством  синтетических алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 году в ЮАР.

В 1866 году в долине реки Оранжевой в ЮАР мальчик находит первый южноафриканский алмаз. Находка весом в 21 карат не привлекла никакого внимания, но уже через три года местный пастух примерно в том же месте находит ещё один алмаз, и в ЮАР устремляются сотни искателей драгоценных камней. Большинство алмазов находят на землях, принадлежащих братьям Де Бирс.

Братья, давшие имя будущему монополисту рынка алмазов, никак не участвовали в его основании. Компанию создал Сесиль Родс, сын английского приходского священника, приехавший в 1870 году в ЮАР на лечение. Испытав на себе «алмазную лихорадку», и не добившись значимых успехов, он создаёт обслуживающую компанию для других искателей драгоценностей: от продажи инструментов и продуктов питания до откачки воды из шахт — для этого он приобретает единственную в регионе паровую помпу. За оплату алмазами, паями, участием в прибыли. Уже в 1883 году компания Сесиля Родс контролирует главное месторождение ЮАР — Кимберли. Свою компанию он назвал в честь владельцев этих земель — De Beers.

Очень скоро компания De Beers подписывает договорённости с банком Ротшильда и рядом других английских банков об эксклюзивных правах на поставку алмазов — Лондонский Синдикат. Задушив таким образом мелких конкурентов, фирма фактически становится монополистом на рынке добычи алмазов. К 1902 году — год смерти Сесиля Родс — De Beers контролирует 95 % мирового производства алмазов.

Строительство мировой монополии завершается созданием Эрнестом Оппенгеймером в 1933 году CSO (Central Selling Organisation) — организации, взявшей под контроль процесс обработки и продажи бриллиантов.

 

Всеобъемлющая монополия позволила De Beers диктовать цены на алмазы в прямом смысле этого слова. Десять раз в год компания приглашает в Лондон своих клиентов, крупных покупателей алмазов, так называемых сайтхолдеров. Там, каждому предлагается коробочка с необработанными камнями, и заранее определённой ценой. Никакой торговли, никакой дополнительной информации, клиент либо покупает коробочку за объявленную De Beers цену, либо уходит с пустыми руками. Более того, купив алмазы, клиент обязуется не перепродавать их в необработанном виде, что позволяет De Beers чётко контролировать мировые запасы алмазов, при необходимости играя на темпах добычи камней.

Крайне благоприятный для De Beers режим продлился до 70-х годов XX века, когда стали появляться первые признаки грядущего упадка.

Во-первых, к этому времени появились новые страны-производители алмазов: Канада, Австралия, СССР. Несмотря на то, что Де Бирсу, практически всегда, удавалось, если не подписать контракт об единоличной эксплуатации новых месторождений, то, хотя бы, купить львиную долю местных добывающих компаний, это не воспрепятствовало появлению новых игроков на рынке.

Во-вторых, примерно в это же время режим апартеида в ЮАР начинает сдавать, историческая база компании уже не настолько надёжна ни экономически, ни политически, как ранее.

И, наконец, во многих странах — в первую очередь в США — на De Beers обрушивается мощь антимонопольного законодательства.

Но настоящий удар по монополии De Beers наносит Лев Леваев — один из сайтхолдеров самого De Beers. Эмигрировав из СССР в 1972 году и проработав множество лет с компанией De Beers, он в 1990-х годах активно участвует в приватизации советской экономики, конкурируя с государственной компанией «Алроса» — традиционным союзником De Beers. Заметив опасность, De Beers в 1995 году разрывает контракты с Леваевым, но уже поздно, алмазная империя Леваева набирает рост, постепенно отбирая доли мирового рынка у исторического монополиста.

 

В 1996 году к Леваеву переходят месторождения Анголы, за ними следуют месторождения Конго, Намибии. По всему миру открываются его фабрики по обработке алмазов и центры продажи бриллиантов.

 

За 15 лет Леваев смог разрушить монополию De Beers, став её крупнейшим конкурентом. По состоянию на 2008 год компания контролирует всего 40 % рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Специфика рынка чистой монополии заключается в том, что на нем выступает один-единственный продавец, который одновременно олицетворяет собой и предприятие, и отрасль. Поэтому он имеет возможность манипулировать ценой, но при повышении последней спрос на его продукцию сокращается, а при ее понижении - увеличивается. Поэтому предприятие-монополист вынуждено так же выбирать объем выпуска, который обеспечивает получение максимальной прибыли или открывает возможность минимизировать убытки.

Монополия выступает в закрытой, открытой и естественных формах. Принципы максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия предприятия - те же, что и при чистой конкуренции. Специфическими моментами для чистой прибыли являются: валовой доход и предельный доход. Максимум прибыли предприятие получает при том объеме производства, при котором достигается наибольшая разность между величинами валового дохода и общих издержек или равенство между предельным доходом и предельными издержками при превышении цены средних общих издержек.

В интересах ограничения власти монополии на рынке, сокращения чистых потерь общества по сравнению с условиями чистой конкуренции и достижения рационального использования ресурсов государство вынуждено регулировать деятельность предприятия-монополиста путем установления максимально допустимой цены. Однако эта цена должна обеспечить получение монополистом как минимум нормальной прибыли.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге, многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, увозят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно сказывается на экономике страны.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Содоровича; – Москва.: Издательство «Дело и Сервис», 2002год. – 304 с.
  2. Липсиц, Игорь Владимирович. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика», Москва: Издательство Омега-Л, 2007год. – 656с.
  3. «Экономическая теория: микро- и макроэкономика» под редакцией проф. А.М. Гатаулина, Москва 2007г.
  4. Кэмпбелл Р. Макконнел Экономикс, М., 2003 - 533 с
  5. http://www.garant.ru/action/conference/10073/

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Монопольная власть и издержки общества