Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:01, реферат
Прибыль является одной из первых целей в экономической деятельности. Именно на получение прибыли направлены любые товарно-денежные отношения.
Прибыль - экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Введение……………………………………………………………………….…...4
Монопольная цена………………………………………………………….….…..7
Монопольная прибыль…………………………………………………….…....….9
Источники монопольной прибыли………………………………………………..11
Предельный доход монополиста…………………………………………..….…. 13
Максимизация прибыли монополистом………………………………..…….14
Монополистическая конкуренция…………………………………………….15
Антимонопольная деятельность государства…………………………….……..16
Ограничение монопольной прибыли…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………….21
ФГБОУ
ВПО «Московская
______________________________
Кафедра экономики, организации и управления сельскохозяйственным производством
Реферат на тему
Монопольная прибыть: сущность,
источники, границы
Выполнила студентка *****
Преподаватель ************
Москва, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Монопольная цена………………………………………………………….….…
Монопольная прибыль…………………………………………………….….
Источники монопольной прибыли………………………………………………..11
Предельный
доход монополиста…………………………………
Максимизация прибыли
монополистом………………………………..…….
Монополистическая конкуренция…………………………………………….
Антимонопольная деятельность государства…………………………….……..16
Ограничение монопольной прибыли…………………………………………18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….21
Введение
Прибыль является одной из первых целей в экономической деятельности. Именно на получение прибыли направлены любые товарно-денежные отношения.
Прибыль - экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Спрос, предложение, цена и конкуренция являются основными элементами рынка. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует несколько продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Прибыль у таких фирм не такая большая, как у фирм-монополистов, которые занимают весь рынок данной продукции.
Монополия является понятием, прямо противоположным понятию совершенной конкуренции.
Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством
покупателей и лишь одним продавцом. Самое главное преимущество монополиста - это возможность регулирования цены на свою продукцию. Монополист, таким образом, имеет возможность выиграть от своего контроля над ценами и получить сверхприбыль.
Монополия. Причины возникновения и сущность монополий
Монополия — ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага.
Понятие чистой монополии обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому мы можем представить себе чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора, они вынуждены приобретать такую продукцию у фирмы-монополиста. [Булатов А.С. Экономика, стр.105-106]
Монополист на рынке полностью контролирует весь объём выпуска товара, если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает. Что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Поскольку монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективности функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержки ниже, чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становиться единственным производителем и, таким образом, монополистам.
Возникновение монополий может быть также связано также с политическими причинами, в частности с наделением компаний теми или иными привилегиями. В этом случае доминирование на рынке обусловливается не столько характеристиками эффективности, сколько данными привилегиями и вытекающими из них ограничениями для остальных участников рынка.
Выделяется также понятие «естественных монополий», то есть монополий, существование которых связано с некими «естественными» природными и технологическими факторами. [ИНП РАН «Проблемы совершенствования механизма государственного регулирования естественных монополий»]
Естественная монополия - компания, чье производство (транспортировка) из-за естественных технологических особенностей всегда прибыльнее, чем аналогичное производство двух или более фирм. Например, компания, построившая одну мощную ЛЭП, будет нести меньшие затраты, чем две, протянувшие конкурирующие линии.
Единственная платная дорога к какому-нибудь населенному пункту позволяет ее владельцам получать монопольную прибыль от сборов за проезд. Национализация дороги и бюджетное финансирование расходов на ее эксплуатацию устраняют естественный монополизм, но снижают заинтересованность в эффективном использовании "ничейного" имущества. Ограничить монополизм и обеспечить конкуренцию между перевозчиками можно и при сохранении частной собственности и связанных с ней стимулов, если государство будет регулировать плату за проезд. Точно так же установление государством цены за транспортировку нефти по нефтепроводу ограничивает естественную монополию, позволяет сохранить конкуренцию и заключать двусторонние договоры между нефтедобытчиками и потребителями, избегая диктата транспортников.
В России к естественным
монополиям относят прежде всего
РАО "ЕЭС России", "Газпром"
и Министерство путей сообщения. [http://money.rin.ru/articles/
Монопольная цена
Монопольная цена - специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости или цены производства, обеспечивающая монополиям получение сверхприбыли. В условиях домонополистического капитализма монопольная цена могла сформироваться лишь на некоторые продукты сельского хозяйства или промышленного производства в силу естественной или случайной монополии. Экономической основой массового распространения монопольной цены послужил переход к империализму, смена свободной конкуренции господством капиталистических монополий, которым удаётся определённое время удерживать рыночную цену ниже или выше цены производства. Главной частью монопольной цены является монопольная прибыль. [Большая советская энциклопедия]
Различают два вида монопольных цен:
1) монопольно высокие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на продаваемые ими товары;
2) монопольно низкие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним относятся:
а) товары,
производимые крестьянами и
б) товары, производимые в экономически слаборазвитых странах.
Два вида монопольных цен представляют собой экономическую реализацию двоякого господства монополий. Во-первых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары. Во-вторых, господство монополий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленников в своей стране, а также при покупке товаров экономически слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.
В результате установления монопольно высоких и монопольно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это, прежде всего, ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Как правило, цены на продукцию промышленности растут быстрее, чем на сельскохозяйственное сырье.
Монопольная прибыль
В условиях свободной конкуренции происходит образование средней нормы прибыли. Однако в эпоху монополистического капитализма свободной конкуренции не существует, господствующее положение в экономике и бизнесе принадлежит монополиям. Монополии сосредотачивают в своих руках огромную экономическую мощь. Это позволяет получать им такие прибыли, уровень которых значительно превышает среднюю норму прибыли. Высокие прибыли монополий включают в себя следующие элементы:
Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:
Источники монопольной прибыли
Монопольная прибыль
имеет следующие главные
1) прибавочная стоимость, создаваемая наемными рабочими, а также частично и стоимость рабочей силы. На монополизированных предприятиях является очень высокой интенсивность труда, применяются различные потогонные системы труда. Монополии эксплуатируют не только собственных рабочих, но и рабочих немонополизированных предприятий через механизм продажи им товаров выше стоимости. Подъем монополиями цен на предметы потребления ведет к падению реальной заработной платы ниже стоимости рабочей силы. В итоге монополии эксплуатируют наемных рабочих как путем присвоения их прибавочного труда, так и путем присвоения части их необходимого труда;
2) стоимость, созданная трудом мелких товаропроизводителей в развитых странах. Монополии эксплуатируют не только наемных рабочих, но и мелких производителей деревни (крестьян) и города (ремесленников). Эта эксплуатация осуществляется через механизм установления монополиями высоких цен на товары монополизированных предприятий и низких цен на товары, которые они покупают у мелких производителей;
3) стоимость, созданная
трудящимися в экономически
4) перераспределенная прибавочная стоимость между предпринимателями в пользу монополистов. Когда монополисты продают свои товары выше их стоимости немонополизированным предпринимателям, а последние не могут ответить тем же, то происходит перераспределение части прибавочной стоимости от немонополистической к монополистической буржуазии. Здесь источником монопольной прибыли служит тоже прибавочная стоимость, но прибавочная стоимость, созданная рабочими на немонополизированных предприятиях.
Предельный доход монополиста
Для фирмы в условиях
совершенной конкуренции
Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель и представляет собой всю отраль. Снижая цену на продукции для увеличения объёма продаж, но вынужден снижать цену на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую. [Булатов А.С. Экономика, стр.106]
Информация о работе Монопольная прибыть: сущность, источники, границы