Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:24, реферат
1. Условия возникновения морального риска
2. Способы предотвращения морального риска
o Контроль за действиями агента
o Стимулирующие контракты
o Моральный риск в отношениях между адвокатом и его клиентом и форма вознаграждения адвоката
o Добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding)
o Принцип «сделай сам»
Моральный риск и способы его предотвращения
Условия возникновения морального риска.
вы теряете много времени,
пытаясь отремонтировать
Вы снова столкнулись с моральным риском со стороны первого
мастера, причиной которого стал другой вид асимметрии инфор-
мации — скрытые действия. Итак, мы можем определить этот вид
морального риска следующим образом.
Если покупатели не могут проконтролировать качество то-
вара или услуги, которые они приобретают, то поставщики име-
ют стимулы к тому, чтобы поставлять товары низкого качества и
предоставлять услуги с минимальными усилиями, без должного
усердия и заботливости. Примером скрытой информации могут
служить услуги экспертов: врачей, адвокатов, лиц, осуществляю-
щих ремонт, менеджеров и политиков.
И в первом, и во втором примере страдает не только покупа-
тель, но и все общество в целом — происходит растрата ресурсов.
В целом моральный риск можно определить следующим об-
разом [Kotowitz, 1987].
Моральный риск — это действия экономических агентов по
максимизации их собственной полезности в ущерб другим в си-
туациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не
пользуются полными выгодами) своих действий вследствие нео-
пределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют
возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соот-
ветствующего агента.
Ситуации, в которых возникает моральный риск, характери-
зуются сочетанием следующих условий:
1. интересы исполнителя
и заказчика не совпадают,
нитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам
заказчика;
2. исполнители застрахованы от неблагоприятных послед-
ствий своих действий;
3. заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и
совершенное принуждение.
Моральный риск встречается повсеместно. Он возникает
всегда при заключении трудового соглашения. Фредерик Тейлор,
отец «научного менеджмента» писал, что едва ли можно найти
компетентного работника, который не посвящал бы большую
часть своего времени изучению того, насколько медленно он
может работать, чтобы у работодателя все же оставалось впечат-
ление что он работает в приемлемом темпе
Введение
Проблема морального риска очень актуальна для нынешнего времени. Моральный риск изначально исходит из основной проблемы агентских отношений, а именно - из постконтрактного оппортунизма. Он заключается в том, что после заключения контракта действия агента могут не соответствовать интересам принципала. Данная проблема возникает по двум причинам. Во-первых, принципал и агент могут иметь разные интересы. Во-вторых, большое значение здесь имеет асимметричность информации, которую в дальнейшем мы рассмотрим. Моральным риском обозначается вероятность неблагоприятного влияния заключения контракта на действия агента. Здесь имеет место проблема принципал-агента, которая так же будет рассмотрена в данной курсовой работе. Впервые термин «моральный риск» возникает в литературе, посвященной проблемам страхования. И в дальнейшем с развитием институциональной теории приобретает больший масштаб воздействия и распространения.
Цель данного реферата дать характеристику и определить влияние морального риска на отношения экономических агентов. Эта цель определила следующие задачи:
-Определить из чего исходит моральный риск;
-Рассказать о некоторых видах морального риска;
-Рассмотреть моральный риск в рыночных трансакциях;
-Привести
варианты смягчения и
Объектом исследования является моральный риск, исследуемый с точки зрения институциональной теории.
Предметом исследования являются особенности морального риска.
Моральный риск
Теория контрактов распадается на два больших блока, связанные с проблемами ex ante и ex post контрактных отношений. В первом случае речь идет о том, как подобрать наилучшего партнера, по тем или иным критериям, а во втором речь идёт уже о том, как заключить оптимальный контракт. В теории ex ante речь идет о решении проблемы оппортунизма экономических агентов, препятствующего заключению эффективных сделок. Выделяется два вида оппортунизма это предконтрактный и постконтрактный
Предконтрактный оппортунизм - оппортунизм, с которым экономические агенты пытаются справиться на стадии так сказать поиска партнёра для совершения сделки. В свою очередь постконтрактынй оппортунизм, - это разновидность оппортунизма, против которой направлены усилия экономических агентов на стадии заключения контракта с уже найденным партнером
Понятие морального риска
Как
уже было сказано, асимметричность
информации на стадии поиска партнера
принимает форму скрытой
Следует отметить, что сфера применения концепции морального риска очень широка и может выходить за пределы агентских отношений, поскольку она применима и в тех областях, где ни одна из сторон не может рассматриваться как принципал или агент. Тем не менее, классической сферой применения концепции морального риска являются именно агентские отношения, к которым сводятся огромное множество типов взаимодействий, начиная с работодателя и работникаи кончая обществом и государством.
Можно так же дополнить, что в литературе не всегда одинаково используется термин ”моральный риск”. Первоначально данный термин появился в литературе, посвященной проблемам страхования . Здесь внимание акцентировалось на информационных совершенствах двоякого рода)
1.
Моральный риск, который возникает,
когда страховая компания не
может наблюдать за тем,
2.
Неблагоприятный отбор,
Рассмотрим некоторые примеры морального риска.
Допустим , заключается контракт или сделка. Все предконтрактные проблемы урегулированы , контракт заключён и учатники контракта приступили к его исполнению. В прошлом пункте, мы уточняли, что оппортунизм бывает постконтрактным и предконтрактным. Так вот, моральный риск относится уже к постконтрактному оппортунизму. Исполнение самого контракта в данном случае осложняется несколькими причинами :
Во-первых, это неполнота контракта, которая является закономерным следствиемограниченной рациональности участников контракта, а также недостаточности или сильной асимметричности информации, которой они обладают. Неполнота контракта ведет к тому, что обязательства сторон описываются формально, не полностью. Например, с гражданином Ивановым, заключен контракт о покраске здания в красный цвет. Он контракт выполнил, но покрасил его плохо, так как не положил слой грунтовки и краска была плохого качества. Когда же его начинают в этом упрекать, он возражает: «А где в контракте написано, что я его должен грунтовать, так ещё и краской нормальной пользоваться»?
Ситуация с несовершенством контракта, с неполнотой контракта вполне естественна. Мы никогда ее не избежим, потому что живем в мире несовершенной, неполной информации. Проблема неполноты контракта отражает ситуацию достижения сторонами некоторого равновесия своих затрат на заключение контракта и тех ценностей, которые они рассчитывают получить в результате его исполнения.
Формулируя условия контракта, стороны в какой-то момент останавливаются. Т.е. контракт в любом случае не полон. Тем самым, в нем создается пространство для оппортунистического поведения участников контракта по отношению друг к другу. И при прочих равных условиях участники контракта,заключив его (будь то трудовой контракт или контракт на поставку транспортного оборудования), попытаются минимизировать свои затраты уже в постконтрактный период. Поскольку все случаи в контракте описать невозможно, исполнитель контракта сначала предъявляет на переговорах с заказчиком свою основную позицию и защищает ее. При этом у него есть и резервная позиция (т.е. столько он может уступить в цене).
Но
это не все. Заказчик хочет получить
от него некую услугу. Исполнитель
прописал ее определенным образом, на
что заказчик согласился. Следовательно,
у исполнителя осталось формальное
описание этой услуги или формальное
описание его поведения (как он должен
выполнять свои обязательства). И
в том, каким именно образом исполнитель
контракта начинает выполнять эти
формальные обязательства, и кроется
моральная угроза. Например, исполнитель
понимает, что заказчику нужно
покрасить дом так, чтобы с
него не сходила краска, чтобы он
выглядел красиво. Однако в контракте
у него лишь записано, что он должен
покрасить дом в красный цвет.
И если у него нет стимулов вести
себя честно (если ему не дорого его
доброе имя, если он находится в этом
городе временно и не собирается предлагать
здесь свои услуги еще кому-либо
в будущем), то возникает классическая
ситуация моральной угрозы. Тогда
исполнитель будет четко
Приведём другой пример. В контракте заводского рабочего четко зафиксировано, что он должен приходить на работу в 9.00 и уходить в 18.00. Зачастую такой рабочий старается прийти на работу вовремя, часто бежит к проходной, чтобы отметить свой приход не позднее 9.00, но когда он уже попал на территорию завода, больше его ничего не волнует, остальное ему безразлично.Это обычное поведение людей, которые минимизируют свои затраты в постконтрактный период. С таким поведением регулярно сталкиваются и партнеры в торговых сделках, и организации. Это и есть моральная угроза. Главное, что формально контракт исполняется, придраться не к чему. Ни один суд не удовлетворит ваш иск к партнеру, ибо тот исполнил свой контракт целиком. Виноваты вы, так как не прописали контракт до конца. Однако контракт до конца прописать нельзя, и в этом глобальная проблема институциональной экономики применительно к контрактам.
Во-вторых, это ограниченность возможностей мониторинга - причина более стандартная, связанная с той же ограниченной рациональностью и неполнотой информации, но еще и с затратностью мониторинговой информации. При неадекватном оппортунистическом поведении вашего партнера, который прямо попирает условия контракта, у вас не всегда есть возможности для мониторинга. Например, в контракте записано, что сотрудник должен на работе работать, выполнять то что ему поручено. Прямое его отлынивание отработы карается, согласно контракту, увольнением или штрафом. Но у него есть возможность в какой-то момент ускользнуть от мониторинга (от наблюдения). Классический пример: девушка-секретарь, посланная с документами в другой офис, естественно, зайдет по дороге в пару магазинов, а, если офис далеко, то и в кино. Такой вид оппортунистического поведения называется отлынивание.
Тем
не менее, такой вид оппортунизма
не очевиден для людей, занимающихся
мониторингом, ибо они не в состоянии
приставить надсмотрщика к каждому
сотруднику. В противном случае, как говорили
Алчиан и Демсец, возникнет «риск нирваны»,
когда для наблюдения за одним контролером
сажают другого, для наблюдения задругим
- третьего, и т.д., пока пирамида не обрушится)
Алчиан А., Демсец Х.
Информация о работе Моральный риск и способы его предотвращения