Морские грузовые перевозки Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания работы является исследование особенностей морского транспорта Приморского края.
Методической и теоретической основой работы должны стать соответствующие федеральные законы РФ, учебные пособия и специальная литература по обозначенной теме исследования.

Содержание

Введение
1. Транспортная структура Приморского края
2. Характеристика морского транспорта Приморского края
2.1. Классификация транспортной системы России. Место в ней морского транспорта
2.2. Характеристика и грузооборот морских портов Приморского края
2.3. Перспективы развития морских портов Приморского края
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Морские грузовые перевозки Приморского края.docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

 

Территорию региона пересекают несколько международных трансконтинентальных авиатрасс, связывающих Северную Америку  со странами Азии и Японию с Европой.

 

Особо следует остановиться на проблемах развития «малой» авиации  в крае, так как это зачастую безальтернативный вид транспорта на севере региона. Назрела острая необходимость  обновления парка эксплуатируемых  самолетов, модернизация аэропортов местных  воздушных линий.

 

Основными направлениями  повышения эффективности функционирования транспортного комплекса Приморья являются:

 

- повышение качества  оказываемых услуг, совершенствование  логистических функций на транспорте;

 

- обновление парка транспортных  средств;

 

- реализация мероприятий  по развитию транспортного комплекса,  заложенных в Федеральной целевой  программе «Модернизация транспортной  системы России (2002-2010 годы)». 

2. Характеристика морского  транспорта Приморского края

2.1. Классификация транспортной  системы России. Место в ней  морского транспорта

В зависимости от целей  экономического анализа транспорт  общего пользования группируется следующим  образом:

- универсальный (железнодорожный,  водный, автомобильный, воздушный)  и специальный;

- внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

- круглогодичный (железнодорожный,  автомобильный и т.д.) и сезонный (внутренний водный).

Любой вид транспорта располагает  своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически  и отражает его уникальность и  неповторимость, учитывает технико-экономические  и другие особенности.

Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:

- показатели перевозочной  и погрузочно-разгрузочной работы (грузо- и пассажирооборот, объём перевозок грузов и пассажиров, приведённый грузооборот, объём отправления, объём прибытия);

- показатели материально-технической  базы (протяжённость сети путей  сообщения, её густота, суммарная  грузоподъёмность или тоннаж  транспортных единиц, суммарная  энергетическая мощность активных  транспортных единиц, пропускная  и провозная способность элементов  транспортной сети);

- показатели эксплуатационной  работы (средняя грузонапряжённость, средняя дальность перевозок,  скорость доставки грузов, использование  грузоподъёмности подвижного состава  и время его оборота, среднесуточный  пробег);

- показатели экономической  эффективности и финансовые (себестоимость,  производительность труда, фондоотдача,  фондоёмкость, доходы, расходы, прибыль, рентабельность).

Важной характеристикой  транспортных сетей является их территориальная  организация, т.е. схема взаимного  размещения отдельных элементов  сети на различных иерархических  уровнях.

Территориальную организацию, являющуюся продуктом длительной эволюции транспорта под влиянием экономических  и - не в последнюю очередь - естественно-географических факторов, можно считать одним  из показателей потенциальных возможностей путей сообщения.

Видовые особенности транспорта проявляются в существовании  линейных и точечных структур. Первые характерны для железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и речного транспорта, вторые - для морского и воздушного транспорта.

Морскому транспорту принадлежит  особая роль в транспортной системе  страны. Это объясняется прежде всего благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи  страны. Грузовая работа в заграничном  плавании складывается из перевозок  грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны. Из общего объёма международных  перевозок примерно половина грузов перевозится судами России, а половина - судами других стран.

Во-вторых, морской транспорт  удовлетворяет потребности в  перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).

Малый каботаж - плавание судов  в пределах одного или двух смежных  морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств.

Большой каботаж - плавание судов между портами разных бассейнов, разделённых береговыми территориями других государств. Обычно это плавание связано с заходами судов в  иностранные территориальные воды.

Особенно велика роль морского транспорта во внутренних перевозках в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера.

В-третьих, морской транспорт  выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Перевозки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовываются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т.е. в повременную аренду) иностранным фирмам.

Удельный вес перевозок  ГИФ в объёме перевозок грузов морским транспортом по данным 2005 г. составил 55%.

Преимущества морского транспорта заключается в следующем: это основной внешнеторговый транспорт (по данным 2005 г. его доля в общем  объёме экспортно-импортных грузов составила около 60%). Он имеет широкие  международные межконтинентальные связи: морские суда посещают порты  более 120 стран мира; практически  не ограничена его линейная пропускная способность, что позволяет проектировать  и строить транспортные средства большой грузоподъёмности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально  для других видов транспорта. Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топлива  и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление  движению значительно меньше, чем  на сухопутных видах транспорта; перевозки  морским транспортом в международном  сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя дальность  перевозок грузов составляет 3567 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависимость  от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность  навигационного периода), значительные капиталовложения в портовое хозяйство  и транспортный флот. В условиях потери Россией многих крупных морских  портов и экономического кризиса  последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также замену списанного флота.

Морской транспорт - составная  часть водного транспорта. Он призван  осуществлять перевозки грузов и  пассажиров с помощью океанов  и морей и характеризуется  небольшими затратами на перевозки.

Развитие морского транспорта России определяется географическим положением, характером морей, омывающих нашу страну, уровнем развития производительных сил, международным разделением  труда.

Морской транспорт занимает особое место в экономике страны. Им выполняются 50% всех экспортно-импортных  перевозок.

Прямые смешанные перевозки, особенно по прямому варианту «судно - вагон», вызвали реконструкцию  железнодорожных станций и путей  в ряде портов. В морских портах, расположенных в устьях рек, более  тесно взаимодействуют морской  и речной транспорт. Морской транспорт  всё теснее взаимодействует с  автомобильным, особенно в перевозках генеральных грузов.

2.2. Характеристика и  грузооборот морских портов Приморского  края

Приморский край - “дальневосточное крыло России”, имеет свою четко  выраженную производственно-экономическую  специализацию. Через незамерзающие  порты Приморья страна имеет удобные  выходы в Мировой океан. По результатам  прошлого года 41% экспортных грузов был  вывезен через северо-западные порты, а 38% экспорта - через дальневосточные  порты.

В Приморском крае находятся  следующие морские порты:

ОАО “Торговый порт Владивосток”. Он принадлежит Министерству транспорта РФ. Специализируется на переработке  генеральных грузов, включая контейнеры, насыпных, навалочных, а также лесных грузов. Пропускная способность перегрузочных  мощностей порта составляет 5,7 млн. тонн в год (генгрузы - 4,1 млн. т, зерно - 1,5 млн. т). Причальный фронт порта состоит из 16 многоцелевых глубоководных (протяженность 3299 м с глубинами 9,75 - 13,0 м, из них 12 грузовых и 2 грузопассажирских) и мелководных (протяженность 900 м) причалов. Один причал - специализированный, для переработки 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров в год. Для хранения грузов имеются крытые склады площадью 35,1 тыс. кв. м, емкостью 353,3 тыс. тонн, открытые площадки на 71,7 тыс. кв. м, на 2,9 млн. тонн грузов, в том числе 18 тыс. кв. м для контейнерных грузов.

Грузооборот порта составляет около 4,4 млн. тонн, в том числе 3,8 млн. тонн - перевалка внешнеторговых грузов, остальные - грузы снабжения, завозимые в районы Севера. Преобладают  генеральные грузы - металлы (до 80%), а также машины и оборудование, химические товары в таре, скоропортящееся  продовольствие. Около 12-13% генеральных  грузов перевозятся в крупнотоннажных  контейнерах международного стандарта. Ежегодно порт посещает свыше тысячи иностранных судов, в основном Тайвань, Япония, Филиппины, Республика Корея, Таиланд, США, Малайзия.

Порт имеет возможности  для развития в пределах береговой  полосы, можно построить причалы  мощностью 7 млн. тонн.3

ОАО “Торговый порт Посьет”. Принадлежит Министерству транспорта РФ. Специализируется на переработке  проката черных металлов, леса, навалочных грузов, контейнеров. Мощность порта 740 тыс. тонн в год. Порт имеет перспективу  развития в пределах акватории. Речь идет о строительстве 4 причалов (для  крупнотоннажных контейнеров и  навалочных грузов).

Порт Ольга. Принадлежит  АО “Ольгалес”. Специализированный лесной порт. Занимается также перевалкой каботажных грузов в северные районы Приморья. Мощность порта 300 тыс. тонн в год.4

Морской порт Зарубино. Он принадлежит АК “Хасанский коммерческий порт”. На сегодняшний день Приморский порт Зарубино переименован в “Морской порт в бухте Троица”. Как сообщает ИА “Восток-Медиа”, такое решение принято на общем собрании акционеров.

Порт имеет возможность  для перегрузки металлопродукции, лесопродукции, скоропортящихся грузов, навалочных грузов. Причальный фронт - 4 причала на 650 м с глубинами 7,5-9,5 м.

Японским научно-исследовательским  институтом экономики региона (ERINA) было разработано технико-экономическое  обоснование по развитию порта Зарубино на период до 2010 г. Зарубино рассматривается  как центр транзитных перевозок, обеспечивающий прямую связь северо-востока  КНР и Японского моря, благодаря  созданию новых транспортных путей  на страны АТР. Проект поддержан Правительствами  России и Японии. Прирост мощностей - до 4,5 млн. тонн в год - предполагается за счет строительства контейнерных комплексов, способных принимать  контейнеровозы на 2600 ДФЭ. Возможности  бухты Троицы позволяют создать  современный порт с глубинами 15-16 м. Потенциал порта - 10-15 млн. тонн в год.5

ОАО “Владивостокский морской  рыбный порт”. Принадлежит Комитету рыбного хозяйства по рыболовству. Основные перерабатываемые грузы: рыба, консервы, лес, металл, контейнеры, автотехника. Имеется 12 причалов с глубинами 9,75 - 10,6 м. Мощность порта 1,5 млн. тонн в год.

Владивостокский нефтепорт. Принадлежит АО “Приморнефтепродукт”. Мощность порта 2,5 млн. тонн в год.6

АО “Находкинский морской  торговый порт”. Защищенная от волнений бухта обеспечивает круглогодичный заход судов дедвейтом до 70 тыс. т. В суровые зимы навигация осуществляется с помощью ледоколов.

Порт принадлежит Министерству транспорта РФ; перерабатывает генеральные, навалочные, лесные грузы, металл. В  составе порта 22 причала, в том  числе 12 с глубинами, превышающими 10 м. Суммарная мощность по перевалке - 7,3 млн. тонн грузов в год, 6,1 млн. тонн - генгрузы и 1,1 млн. тонн - лесные грузы. Хранение грузов в порту осуществляется в закрытых складах, площадь которых составляет 105 тыс. кв. м (на 148 тыс. тонн грузов), а также на открытых площадках на 140,2 тыс. кв. м. Грузооборот порта составляет около 5,9 млн. тонн, все грузы - внешнеторговые, 5,7 млн. тонн по экспорту (6 лет назад половина грузооборота была связана с “северным завозом”).

Перспектив для развития порта в границах существующей акватории  нет. Повышение пропускной способности  возможно за счет выноса причальной стенки в море более чем на 50 м. Однако проект очень дорогой и пока реконструкции  в указанном направлении не производится.

ОАО “Находкинский рыбный порт”. Принадлежит Комитету рыбного  хозяйства по рыболовству. Это крупнейший специализированный порт Дальнего Востока  по переработке рыбного сырья, рыбной продукции и продуктов питания, а также их хранения в надлежащих условиях. Пропускная способность 1,8 млн. тонн в год, причальный фронт состоит  их 9 причалов с глубинами 10,75-11,75 м. Причалы  с универсальной схемой механизации  способны перерабатывать генеральные  и лесные грузы. 7

Информация о работе Морские грузовые перевозки Приморского края