Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:24, реферат
Цель работы основана на изучении экономической теории, анализе ценовой дискриминации, рассмотрении методов ценовой дискриминации, используемые фирмами на практике.
Для достижения этой цели, необходимо решить ряд проблем:
изучить историю понятия «ценовой дискриминации»;
определить типы ценовой дискриминации;
рассмотреть практические примеры ценовой дискриминации.
Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1 Ценовая дискриминация…..……………………………………...4
1.1 История понятия «ценовая дискриминация»……………………...4
1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации….…6
1.3 Типы ценовой дискриминации………………………………...….10
1.4 Практика ценовой дискриминации…………………….………….13
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Ценовая дискриминация…..……………………………………
1.1 История понятия «ценовая дискриминация»……………………...4
1.2 Мотивы и условия
эффективности ценовой
1.3 Типы ценовой дискриминации………………………………...….
1.4 Практика ценовой
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….28
Введение
Среди причин возникновения и осуществления монопольной власти необходимо проанализировать ценообразование стратегических фирм, как с фактическими, так и с потенциальными конкурентами. Стратегическое ценообразование по отношению к конкурентам позволяет фирме сохранить рыночную власть. Часто компании используют существующую власть монополии, чтобы максимизировать прибыль.
В курсовой работе мы рассмотрим схемы ценообразования, которые служат для достижения этой цели. Из микроэкономики известно, что способом увеличения не только монопольной прибыли, но и общественное благосостояние, измеряется суммой выигрышей потребителей и производителя, является ценовая дискриминация. Таким образом, цель работы основана на изучении экономической теории, анализе ценовой дискриминации, рассмотрении методов ценовой дискриминации, используемые фирмами на практике.
Для достижения этой цели, необходимо решить ряд проблем:
- изучить историю понятия «ценовой дискриминации»;
- определить типы ценовой дискриминации;
- рассмотреть практические примеры ценовой дискриминации.
Объектом курсовой работы является ценовая дискриминация, а предметом - эффективное использование ценовой дискриминации на практике.
Работа состоит из ведения, двух частей и заключения. Первая часть - теоретическая, в ней представляется вся совокупность знаний , накопленных по этому вопросу. Вторая часть - практическая, в ней приведены примеры использования ценовой дискриминации. В заключение сделаны выводя сделанные в ходе исследования.
ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
1.1 История понятия «ценовая дискриминация»
Первоначальное представление о ценовой дискриминации можно найти в работах Ж. Дюпюи и Д, Ларднера, а свою развитую форму оно нашло в трудах А. Пигу. О вкладе каждого из этих экономистов и пойдет речь.
Ж. Дюпюи был ᴨервым, кто притянул внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попробовал выяснить его смысл. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности.
Что же дает нам право говорить о приоритетности этот французский инженер и экономист в разработке концепции ценовой дискриминации? Прежде всего, это определение, вошедшее практически без изменений в экономическую литературу. В определении Дюпюи отражает сущность этого явления: "один и тот же продукт... продается по разным ценам разным покупателям, причем различия в ценах, безотносительны к различиям в затратах.
В дополнение к определению ценовой дискриминации Дюпюи частично покрывает условия, необходимые для его реализации. Он объясняет, что купец (который является также производителем) может проводить такие продажи, только если она будет защищена от конкуренции, т.е., является монополистом. Это требование необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цены. Но это невозможно понять, откуда вообще берутся две и более цены на один и тот же товар, если различия в затратах настолько малы, что они могут быть проигнорированы, или их просто не существует.
Ценообразование, уточняет затем Дюпюи, зависит не только от интересов продавца - монополиста, но также, от того как оценивает ту или иную вещь покупатель. В глазах различных покупателей, один и тот же товар обладает различными полезными, в связи с этим, и цены, которые они готовы заплатить за товар, могут быть различными. И потому, что существуют разные группы потребителей - "богатые, зажиточные и бедные", - говорит Дюпюи очевидный факт, что монополист, посвященный в хитрости торговли, может распознать эти группы и принять во внимание различную готовность покупателя заплатить за товар. Интуитивно Дюпюи наткнулся на базе филиала одной группы с другой - различия эластичности спроса.
Осталось только выразить это в явном виде, и еще одно условие ценовой дискриминации, будет полностью разработано.
Почему монополист идет на такую продажу? Дюпюи отвечает: "чтобы каждый клиент принес ему как можно больше прибыли". Здесь структура концепции ценовой дискриминации связывается с понятием излишка потребителя: увеличение прибыли, с точки зрения покупателя, это исключение в пользу монополии большую или меньшую часть потребительского излишка, которые в противном случает принадлежат ему.
Почти одновременно с Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации ставил еще один инженер и экономист англичанин Д.Ларднером. Его анализ и выводы, изложенные в работе " Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, ᴨерсᴨективах. И отношения в коммерческих, финансовых и социальных", изданной в Лондоне в 1860 году, в которой рассматриваются экономические проблемы становления промышленности и железнодорожного транспорта.
Подход Ларднер отличается от подхода Дюпюи. Ларднер проанализировал ценовую дискриминация с точки зрения теории фирмы, как сегодня сказали бы мы. Он утверждал, что дискриминация может быть использован в качестве средства, с помощью которых фирма сможет добиться максимальной прибыли. Анализ железнодорожных тарифов позволили ему обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характер ᴨеревозимых товаров. Эту дифференциация он объяснил различием в эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-ᴨервых, и ᴨеревозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднер - выявить роль эластичность спроса на практике ценовой дискриминации.
Ларднер современник Дюпюи, и естественно возникает вопрос о его отношении к идеям французского экономиста. Достоверных свидетельств об этом, к сожалению, нет. Известно лишь, что Ларднер ссылается на журнал, который опубликовал отдельные работы Дюпюи, но фамилию французский экономист, он не упоминает. Очевидно, что анализ Ларднер не был напрямую связан с идеями Дюпюи. Мы можем допустить, что Ларднер или не знал о его работе, или не придавал этому значения.
Полвека спустя теория ценовой дискриминации получила дальнейшее развитие, и, за исключением незначительных дополнений и исправлений, нашла свою современную форму в работах английского экономиста А. Пигу, ученика и последователя А. Маршалла.
В "экономической теории благосостояния" Пигу дал более глубокий, чем его предшественники и современники, анализ ценовой дискриминации. Он определил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и определил три вида ценовой дискриминации.
Согласно Пигу, общие условия, в полной мере способствуют реализации ценовой дискриминации, развиваться, когда цена на любой товар не зависит от продажной цены любого другого продукта. А это возможно только в том случае, когда нет ни одного товара, который может заменить любой другой товар. Предполагается, что: любую проданную единицу товара на один рынок, невозможно ᴨередать на другой рынок. При этих предположениях на рынке появятся условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. В самом деле, мы говорим об условиях идеальной (совершенноой) дискриминации.
Дискриминация в ценах, при интерпретации Пигу сегодня была включена во все учебники по экономике.
1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
Компания, работающая на рынке в условиях совершенной конкуренции, не имеет власти над ценой, она вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную (более или менее) власть над ценой, увеличив его по сравнению с конкурентами, с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль будет расти. Ценовая дискриминация возникает тогда, когда фирма назначает разные цены на одни и те же товары для разных групп потребителей, и разница в цене не зависит от различий в издержках или качества товаров.
Мотив использования системы ценовой дискриминации является стремление фирм с монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначение для всех покупателей одну цену, продавец утрачивает потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.
Поскольку компания в условиях несовершенного рынка имеет власть на рынке, расширение продаж возможно только путем снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельных фирм не является абсолютно эластичной. Дополнительные доходы, полученные при реализации дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост общей выручки от продажи одного продукта и снижению среднего заработка за весь предыдущий объем выпуска:
где MR - предельный доход компании;
P - цена, взимаемая обществом за товар;
Q - объем продаж компании;
- изменение цены товара в результате изменения объема выпуска.
Если компании удалось снизить стоимость только одной дополнительной единицы продукции, не снижая цены других единиц, ее прибыль бы значительно выросла. Методы ценовой дискриминации предназначены для того, чтобы определить существующие дополнительный выпуск и продажи, с целью получения дополнительного дохода, который обычно достается потребителю как часть потребительского излишка.
Ценовую дискриминацию не так легко реализовать на практике. Чтобы ценовая дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли компании, она должена удовлетворять следующим условиям:
Существование фирмы на рынке. Если фирма не имеет определенное влияние на рынок - рынок мощности, его решения не имеют возможности повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыли. Таким образом, возможность влиять на спрос путем изменения объемов выпуска и цен товаров является ᴨервым необходимым условием существования эффективной ценовой дискриминации.
Способность компании отделить одну группу потребителей от другой по разным условиям готовности потребителей платить за товар. Однородность потребителей любой организации означает одинаковую ценовую оценку их полезности, получаемой от использования товара в потреблении. Такие потребители будут одинаково реагировать на действия компании в отношении цен и объемов выпуска (также как и качество товара). Назначать разные цены на одни и те же товары для таких покупателей не приведут к изменению спроса - все потребители будут покупать товары по низким ценам, прибыль компании уменьшится, ценовая дискриминация окажется неэффективной. В связи с этим выгодная ценовая дискриминация требует различной ценовой оценки товара покупателей, причем это отличие должно быть легко идентифицировано и контролируемо.
Способность фирмы исключить арбитраж - перепродажи товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда компания разделяет рынк с помощью ценовой дискриминации на сектора с различной ценовой эластичности спроса, и, следовательно, назначает цены разного уровня, для потребителей с низкой ценовой эластичностью спроса возникает искушение арбитража - покупка товаров по относительно низким ценам, перепродать его для тех потребителей, которые готовы платить за него высокую цену. В этом случае дополнительный доход от ценовой дискриминации достается не фирме, а их потребителям, занятых в арбитраже. Чтобы избежать этого, компания должна создать искусственные барьеры между секторами рынка. Такие барьеры могут возникать (и пользоваться компанией) за счет действия ряда факторов, среди которых:
Высокие транзакционные издержки перепродажи предотвращают арбитраж: то, что экономический агент может получить выгоду от ценовой разницы, он теряет на транзакционных издержках. Одним из наиболее очевидных примеров затраты по сделке являются тарифы на перевозку грузов. Несмотря на различные цены шоколада "Марс" в Москве и Екатеринбурге, ᴨерсональный арбитраж практически невозможен из-за того, что из-за расстояния, транспортные расходы превышают размер, сравнимый с ценой товара. Другой пример транзакционных издержек, способный предотвратить арбитраж, импортные тарифы. Не нулевые импортные тарифы в сочетании с транспортными издержками, снижающие эффективность арбитражных операций, обеспечивают возможность продажи товаров в разных странах по разным ценам.
Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Возможность ценовой дискриминации является одним из самых важных стимулов вертикальной интеграции. Если производитель конечной и поставщик промежуточных товаров, входящих в вертикально-интегрированные компании, конечный продукт может поставляться по цене, которая ниже по сравнению с ценами поставок внешних клиентов. Если поставщик и покупатель являются независимыми фирмами, договор между ними не может быть составлен таким образом, чтобы исключить ᴨерепродажи.
Информация о работе Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации