Муниципальный заказ: его роль в развитии экономики МР «Александрово - Заводский район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности и содержания системы муниципальных закупок на примере МР «Александрово-Заводский район».

Содержание

Введение 3
1. Муниципальный заказ как инструмент удовлетворения потребностей муниципалитета 5
1.1 Экономическое содержание муниципального заказа 5
1.2 Формирование муниципального заказа 7
1.3 Размещение муниципального заказа и его способы 11
1.4 Нормативно-правовое регулирование муниципального заказа 17
2. Оценка реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.1Формирование муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.2 Размещение муниципального заказа МР «Александрово-Заводский район» 22
2.3 Оценка эффективности использования бюджетных средств при размещении муниципального заказа. 26
3. Основные направления совершенствования и реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 29
3.1 Совершенствование системы формирования и размещения муниципального заказа 29
3.2 Сводный план-график муниципального заказа на 2013 год 33
Заключение 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 4.10 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

 Читинский  институт (филиал)

 Федерального  государственного бюджетного образовательного 

 учреждения  высшего профессионального образования 

 Байкальский  государственный университет экономики  и права

Кафедра экономики и управления

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономика муниципального хозяйства»

на тему:

 

Муниципальный заказ: его роль в развитии экономики МР «Александрово - Заводский район»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

Студентка гр. ГМУ-09-2

Маргарян С. С.

Научный руководитель

канд. экон. наук, доцент

Макарова В. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита, 2012 
Содержание

 

Введение

 

Очередной этап социально-экономических реформ в России характеризуется новыми подходами к управлению бюджетными ресурсами. Прежде всего, это проявляется в реализации концепции эффективного использования бюджетных средств. Правительство РФ активно работает над внедрением системы конкурсных торгов по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, обсуждается проект Федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". Представленный на рассмотрение проект Федерального закона регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением установленных требований, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Прозрачная, понятная и доступная для контроля со стороны общественности и государства система, основанная на использовании конкурсного отбора исполнителя заказа, создается также для реализации функций местной публичной власти. Это обусловлено особой ролью местного самоуправления как публичной власти, которая в целях финансирования муниципальных услуг использует общественные средства населения - бюджет.

Развитие эффективной системы муниципального заказа позволит обеспечить развитие добросовестной конкуренции, более экономичное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие занятости населения муниципальных образований.

Все это определяет актуальность и обуславливает необходимость исследования роли муниципального заказа в развитии экономики муниципального образования.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности и содержания системы муниципальных закупок на примере МР «Александрово-Заводский район».

В соответствии с целью поставлены следующие  задачи:

  1. Выяснить содержание, цели и функции муниципального заказа;
  2. Изучить правовые основы системы муниципального заказа;
  3. Рассмотреть особенности формирования, размещения и исполнения муниципального заказа;
  4. Проанализировать  систему формирования и размещения муниципального заказа в Александрово-Заводском районе;
  5. Оценить  бюджетную эффективность при размещении муниципального заказа в Александрово-Заводском районе;
  6. Определить основные направления совершенствования системы формирования муниципального заказа в Александрово-Заводском районе.

Предметом исследования является организационные, экономические, правовые отношения в системе муниципальных закупок.

Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления по формированию и размещению муниципального заказа в целях эффективного расходования бюджетных средств.

 

1. Муниципальный заказ как инструмент удовлетворения потребностей муниципалитета

1.1 Экономическое содержание муниципального заказа

 

С 2006 года на  территории РФ действует Федеральный закон  №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд». Система муниципального заказа сегодня является одним из самых важных регуляторов  экономических процессов на муниципальном уровне.

Зачастую понятие муниципального заказа трактуется достаточно узко — как способ конкурсной закупки отдельных видов материальных ресурсов для муниципальных нужд либо способ оказания некоторых муниципальных услуг. С такой трактовкой согласиться нельзя. Через муниципальный заказ должны проходить вся продукция, закупаемая для муниципальных нужд, и все бюджетные муниципальные услуги, оказываемые как местными, так и иными исполнителями1. В этом смысле муниципальный заказ следует рассматривать как инструмент формирования и исполнения расходной части местного бюджета, элемент системы управления финансовыми ресурсами муниципального образования2.

Н.В. Нестерович, В.В. Пономарев, В.И. Смирнов  считают, что муниципальный заказ  — это система отношений между  органом местного самоуправления и  исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в сферах деятельности, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. При этом муниципальными нуждами, по их мнению, являются потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов, а предметы ведения местного самоуправления устанавливаются ст. 6 федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3.

По мнению Н.В. Васильевой, муниципальный заказ представляет собой документально оформленное и финансируемое из муниципального бюджета поручение хозяйствующему субъекту выполнить работы, поставить товары или оказать услуги, направленные на удовлетворение нужд местного населения4.

Более полное определение муниципального заказа дано Л.В. Шапиро: «Муниципальный заказ — это метод хозяйственной деятельности, используемый в управлении муниципальным образованием. Сущностью его является осуществление поставок продукции для муниципальных нужд посредством размещения заказа на поставку продукции среди подрядчиков согласно определенной процедуре и на определенных условиях за счет средств муниципального бюджета»5.

Также существует мнение, что муниципальный  заказ — это форма инвестирования развития экономических отношений между органами власти (управления) и поставщиками, исполнителями и подрядчиками путем заключения муниципальных контрактов на определенные бюджетом цели.

В ст. 525 Гражданского кодекса РФ отмечается, что «поставка товаров для  государственных или муниципальных  нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных  или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд», однако при этом конкретного определения понятия муниципального заказа ни в Бюджетном, ни в Гражданском кодексах РФ не дается.

В настоящее время практически  в каждом муниципальном образовании накоплен положительный опыт в развитии системы муниципального заказа, существуют наработки в механизме регулирования ее функционирования, имеется своя правовая база. Разработанные нормативные и распорядительные документы позволяют эффективно применять муниципальный заказ как важнейший инструмент управления ресурсами муниципального образования.

Важно отметить, что  содержание муниципального заказа, сроки его выполнения, требования к качеству  поставляемой продукции и выполняемых работ  определяются на основе муниципальных программ, проектов  развития муниципального образования, договоров местного самоуправления6.

Предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого муниципального фонда, инженерных сетей, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, товаров народного потребления, в первую очередь для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.

В заключение необходимо отметить, что в условиях проведения экономических реформ, создания   цивилизованного   рынка,  система  муниципального заказа  является неотъемлемой составной частью системы управления территорией.

1.2  Формирование  муниципального заказа

 

В разных муниципальных  образованиях могут использоваться разные схемы формирования и исполнения муниципального заказа. Однако этот процесс чаще всего включает четыре этапа (рис.1).

Первый  этап. Одновременно с разработкой проекта бюджета на следующий финансовый год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год.

Второй  этап. Разрабатывается сводный план муниципального заказа.

Третий  этап. Определяются заказчики по отдельным позициям, т.е. определяется, кто именно и в какой сфере муниципальной деятельности наделяется функциями "заказчика" (кто имеет право заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты).

Четвертый этап. Размещение муниципального заказа, учет муниципальных контрактов и контроль их исполнения7.

Формирование  муниципального заказа  осуществляется одновременно с подготовкой проекта бюджета  муниципального образования на очередной  финансовый год.  Уполномоченные структуры администрации муниципального образования      осуществляют        сбор   и    обобщение    заявок  о потребности

бюджетных организаций  в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований;  рассматривают целесообразность и возможность их удовлетворения;  формируют сводный план муниципального

Рисунок 1 - Процесс формирования, утверждения и исполнения муниципального заказа

заказа, утверждаемый главой муниципального образования.  В ходе исполнения муниципального заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план муниципального заказа должен быть готов к утверждению.

После утверждения бюджета стоимость  каждой позиции  муниципального заказа  уже внесена  в базу данных бюджетной росписи.  При заключении конкретного муниципального контракта осуществляется автоматизированная сверка  суммы контракта с предусмотренной в бюджетной росписи,  и блокируется заключение контрактов, превышающих  выделенные лимиты ассигнований8.  На рис. 2 представлена взаимосвязь муниципального заказа с исполнением бюджета9.

Рисунок 2 - Функционирование муниципального заказа во взаимосвязи с бюджетным процессом

С целью обеспечения  доступа к информации о потребностях муниципального образования  в товарах (работах, услугах) в соответствии с  Положением о муниципальном заказе оформляется сводный реестр потребностей. Данный документ может быть представлен всем лицам, заинтересованным в поставках товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд, и размещается на официальном сайте муниципального образования.

Муниципальный заказ формируется на основании  приоритетных направлений  социального  и экономического развития муниципального образования и может распространяться на строительство, капитальный ремонт  муниципального жилищного фонда и объектов муниципальной инфраструктуры, содержание различных объектов муниципальной собственности,   производство и поставку продукции, жилищно-коммунальные, социально-культурные, транспортные и другие работы и услуги10.

Положение о  муниципальном заказе в муниципальном  образовании  устанавливает основания  и порядок формирования муниципального заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения муниципального заказа, источники и порядок финансирования муниципального заказа, порядок осуществления контроля за формированием, размещением и исполнением муниципального заказа.

На стадии формирования муниципального заказа  определяются заказчики и  уполномоченные организации, наделяемые правами  заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты.

1.3   Размещение  муниципального заказа и его  способы

 

Стадия  размещения муниципального  заказа предполагает осуществление процедур его размещения и заключения  муниципального контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами местных органов власти.

Информация о работе Муниципальный заказ: его роль в развитии экономики МР «Александрово - Заводский район»