Муниципальный заказ: его роль в развитии экономики МР «Александрово - Заводский район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности и содержания системы муниципальных закупок на примере МР «Александрово-Заводский район».

Содержание

Введение 3
1. Муниципальный заказ как инструмент удовлетворения потребностей муниципалитета 5
1.1 Экономическое содержание муниципального заказа 5
1.2 Формирование муниципального заказа 7
1.3 Размещение муниципального заказа и его способы 11
1.4 Нормативно-правовое регулирование муниципального заказа 17
2. Оценка реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.1Формирование муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.2 Размещение муниципального заказа МР «Александрово-Заводский район» 22
2.3 Оценка эффективности использования бюджетных средств при размещении муниципального заказа. 26
3. Основные направления совершенствования и реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 29
3.1 Совершенствование системы формирования и размещения муниципального заказа 29
3.2 Сводный план-график муниципального заказа на 2013 год 33
Заключение 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 4.10 Мб (Скачать файл)

Основными участниками  системы муниципального заказа являются муниципальные заказчики, участники размещения заказа и комиссии по его размещению.

В качестве муниципальных заказчиков могут выступать как администрация муниципального образования в лице ее структурных подразделений, так и уполномоченные ею муниципальные предприятия и учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств.

Для осуществления своих  функций по размещению муниципального заказа заказчик может привлечь специализированную организацию, наделив ее собственными полномочиями, за исключением права подписания муниципального контракта, которое остается непосредственно за заказчиком.

Участником  размещения заказа может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение муниципального контракта. Положением о муниципальном заказе города предусматривается набор требований к участникам размещения заказов11.

В соответствии с Положением о муниципальном  заказе муниципального образования  комиссия по размещению муниципального заказа — постоянно действующий орган, состав которого утверждается постановлением главы администрации, осуществляющий процедуру выбора исполнителя муниципального заказа путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок на товары, работы и услуги. В зависимости от способа размещения муниципального заказа создаются конкурсная, аукционная, котировочная комиссии. Число членов комиссии должно быть не менее 5 человек12.

Перечень способов размещения заказа, применяемых в Российской Федерации, согласно Федеральному Закону ФЗ-94,  приведен на рис.1 в Приложении 1. Размещение заказа может осуществляться:

1) через проведение торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронном виде.

Конкурс и  аукцион могут быть открытыми  или закрытыми. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (аукциона) исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну;

2) без проведения торгов в форме:

  • запроса котировок цен;
  • заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • заказа на товарных биржах.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается претендент, предложивший лучшие условия исполнения муниципального контракта. Для определения лучших условий исполнения контракта конкурсная комиссия должна, в первую очередь, оценивать и сопоставлять представленные заявки по цене контракта.

Под аукционом на право заключить муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается претендент, предложивший наиболее низкую цену муниципального контракта. В аукционе могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона, и проводится он в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.

Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого   аукциона, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона13.

Решение о способе  размещения заказа (конкурс или аукцион) принимается заказчиком. Однако Правительством РФ определен перечень товаров и услуг, размещение заказов на поставку которых осуществляется исключительно путем проведения аукциона14.

Способ размещения муниципального заказа без проведения торгов предусматривает несколько форм его реализации:

а) под запросом котировок цен понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заключение муниципального контракта способом запроса котировок цен осуществляется в том случае, если предметом контракта является приобретение товаров, работ или услуг, имеющихся в наличии, которые производятся не по конкретным заказам и для которых существует сложившийся рынок, при условии, что цена муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей15.

Метод запроса  котировок наиболее часто используется в целях оказания гуманитарной помощи либо при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, а применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика;

б) размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Под размещением  заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается размещение заказа, при котором заказчик предлагает заключить муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Возможность размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) регулируется законодательно и осуществляется заказчиком в случае, если:

  1. поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 07.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  2. осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведе-ния, канализации, теплоснабжения, газоснабжения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  3. осуществляются поставки культурных ценностей, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;
  4. выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;
  5. возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  6. производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;
  7. представлена только одна заявка на участие в конкурсе, аукционе или котировочная заявка; только один участник размещения заказа признан участником конкурса или участником аукциона, а также в случае, если конкурс или аукцион признаны несостоявшимися и ряд других.

в) размещение заказа на товарных биржах.

Размещение  заказов на поставки биржевых товаров для муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн руб., может размещаться на товарных биржах.

Информация о размещении заказа публикуется администрацией муниципального образования в официальном печатном издании, других средствах массовой информации и размещается на официальных сайтах местных органов власти или на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование.

Результатом реализации процедур размещения муниципального заказа является заключение муниципального контракта — договора, заключенного между заказчиком и исполнителем в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета города, оформляющего их отношения и регламентирующего права, обязанности и ответственность сторон в процессе выполнения заказа16.

Обязательным условием, определенным законодательством и Положением о муниципальном заказе, является ведение реестра муниципальных контрактов. Целью создания и ведения реестра муниципальных контрактов, включенных по итогам размещения заказов, является формирование единой системы учета товаров, работ и услуг, приобретенных и выполненных для муниципальных нужд.

Помимо реестра муниципальных  контрактов законодательно предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, в которые включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми муниципальные контракты расторгнуты в связи с нарушением их условий.

Завершающим этапом размещения муниципального заказа является его  исполнение. Процесс исполнения муниципального заказа предусматривает поставку товаров, выполнение работ и услуг в соответствии с заключенными контрактами, а также порядок осуществления контроля муниципального заказчика за ходом выполнения муниципальных контрактов. Заказчик в лице структурных подразделений, муниципальных предприятий, учреждений и бюджетных организаций, наделенных соответствующими полномочиями, контролирует выполнение муниципальных контрактов и ежеквартально готовит сведения об исполнении муниципального заказа для представления в соответствующие службы администрации МО.

1.4 Нормативно-правовое  регулирование муниципального заказа

 

Заказ для государственных  или муниципальных нужд признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта или  иного гражданско-правового договора. Причем – не обычного гражданско-правового договора, а особого его вида – государственного контракта. Государственный контракт отличается от любого другого договора тем, что одной из сторон его всегда является государство. Именно поэтому вопросы заключения и особенности исполнения государственного контракта нашли отражение в специальном законе, посвященном именно этим вопросам – ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд».

Закон регулирует возможные  процедуры заключения государственного или муниципального контракта, определяет общие правила участия сторон в описываемых процедурах, особенности содержания государственного (муниципального) контракта, а также контроль государства за деятельностью заказчиков при размещении заказов. Но Закон – это не единственный законодательный акт, который регулирует этот процесс. Статья 2 ФЗ-94 говорит о том, что законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, и иных федеральных законов, которые должны соответствовать ему.

Кроме того, правовое регулирование  отношений по поставке товаров, работ, услуг для государственных нужд нашло отражение в специальных законах: № 60-ФЗ от 13.12.94 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», № 53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», № 79-ФЗ от 29.12.94 «О государственном материальном резерве», № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

При проведении муниципальных  заказов муниципальные образования опираются не только на федеральное законодательство, но и на собственную нормативно-правовую базу.

На уровне муниципалитетов  принимаются:

  1. Положение о размещении муниципального заказа для нужд муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края.
  2. Положение о единой комиссии по размещении муниципального заказа для нужд муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края.
  3. Регламент работы единой комиссии по размещении муниципального заказа для нужд муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края.

Таким образом, реализация положений основного документа  в сфере закупок - Закона № 94-ФЗ позволила  заложить основы для дальнейшего  развития законодательства о размещении заказов для государственных  и муниципальных нужд. Практика реализации положений Закона № 94-ФЗ выявила то, что у нее есть много недостатков. Сегодня обсуждается новый проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе закупок в сфере закупок товаров, работ и услуг». Проект Федерального закона о ФКС регламентирует весь закупочный цикл, расширяет линейки способов осуществления закупок, вводит механизмы упрощенного изменения условий контрактов и их расторжения, а также процедуры одностороннего отказа заказчика и участника от исполнения контракта по четко определенным основаниям и т. д

 

 

2.  Оценка реализации муниципального  заказа в МР «Александрово-Заводский  район»

 

    1.  Формирование  муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район»

Информация о работе Муниципальный заказ: его роль в развитии экономики МР «Александрово - Заводский район»