Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности и содержания системы муниципальных закупок на примере МР «Александрово-Заводский район».
Введение 3
1. Муниципальный заказ как инструмент удовлетворения потребностей муниципалитета 5
1.1 Экономическое содержание муниципального заказа 5
1.2 Формирование муниципального заказа 7
1.3 Размещение муниципального заказа и его способы 11
1.4 Нормативно-правовое регулирование муниципального заказа 17
2. Оценка реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.1Формирование муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 19
2.2 Размещение муниципального заказа МР «Александрово-Заводский район» 22
2.3 Оценка эффективности использования бюджетных средств при размещении муниципального заказа. 26
3. Основные направления совершенствования и реализации муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» 29
3.1 Совершенствование системы формирования и размещения муниципального заказа 29
3.2 Сводный план-график муниципального заказа на 2013 год 33
Заключение 34
Список литературы 35
Планирование и формирование муниципального заказа в МР «Александрово-Заводский район» осуществляется на основе положения о размещении муниципального заказа для нужд муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края, утвержденного постановлением Администрации муниципального района «Александрово-Заводский» Забайкальского края от «21» июня 2010г. № 398., в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края, уставом муниципального района и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Механизм формирования и исполнения муниципального заказа осуществляется также в соответствии со следующими документами:
Система управления муниципальным заказом в администрации МР «Александрово-Заводский район» представляет собой взаимосвязанные действия отдела экономики, осуществляющего организацию и координацию деятельности по формированию и размещению муниципального заказа со структурными подразделениями администрации района, являющимися муниципальными заказчиками по формированию и исполнению сводного плана муниципального заказа (рис. 3).
Рисунок 3 - Схема управления муниципальным заказом в администрации МР «Александрово-Заводский район»
Муниципальными заказчиками являются администрация муниципального района «Александрово-Заводский район», а также уполномоченные главой муниципального района на размещение заказов бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств муниципального района при размещении заказа за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Статус муниципального заказчика закрепляется за бюджетными учреждения и иными получателями бюджетных средств муниципального района постановлением главы муниципального района.
Ведущий специалист по муниципальным заказам (Макаров Евгений Сергеевич) подготавливает документацию по проведению конкурсов, аукционов, запросов котировок, разрабатывает прогноз по муниципальным заказам и несет ответственность за достоверность расчетов по прогнозу, осуществляет размещение заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для обеспечения муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации17.
Согласно положению положения о размещении муниципального заказа для нужд муниципального района «Александрово-Заводский район» формирование муниципального заказа включает:
1) подготовку прогноза
потребностей муниципальных
- муниципальные заказчики в срок до 10 сентября каждого года утверждают и направляют в отдел экономики на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде ежегодный план-график размещения заказов на следующий календарный год с разбивкой по кварталам;
- при наличии изменений
в ежегодном плане-графике
2) формирование в отдел
экономики сводного прогноза
потребностей муниципальных
Таким образом, утвержденный ведомственный план размещения муниципального заказа является обязательным для заказчиков. Закупки продукции осуществляются заказчиками только в соответствии с утвержденным ведомственным планом размещения муниципального заказа Александрово-Заводского района.
Анализ результатов муниципальных закупок в МР «Александрово – Заводский район» следует провести в сравнительном периоде с 2009 по 2012 гг. Ведущим специалистом отдела экономики по муниципальным заказам за данный период было на основании поступивших заявок сформировано и размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 42 процедуры (рис. 5).
Рисунок 4 - Итоговые суммы по размещению заказов
В 2009 году было проведено 9 процедур размещения муниципального заказа на сумму 18 978 000 рублей, за 2010 год проведено 15 процедур размещения муниципального заказа на сумму 33 564 364 рублей, в 2011 – 9 процедур на сумму 18 845 633,56 рублей, а за первую половину 2012 года – уже 9 процедур на сумму 23 016 302 рубля (рис. 4).
Таким образом, в МР «Александрово – Заводский район» в 2010 году было использовано наибольшее количество средств на размещение муниципального заказа. Это связано с подготовкой проекта и строительством детского сада в с. Александровский Завод на сумму 28 млн. рублей (цена контракта составила 26, 5 млн. рублей). Размещение муниципального заказа в течение 2011 года также осуществлялось по мере поступления заявок от муниципальных заказчиков, затрачено было средств всего 54,7 % от 2010 года. Однако за первое полугодие 2012 года количество размещенных заказов составило столько же, сколько и в 2011 году в целом, а сумма увеличилась на 22 %. Это связано с высвобождением дополнительных средств в бюджете муниципального района в связи с укрупнением сельских поселений (сэкономлены средства на аппарат управления, и получена субсидия на объединение поселений, чтобы проводить этот процесс совершенно безболезненно).
Рисунок 5 - Распределение количества закупок по годам и способам размещения
Наиболее часто используемым способом размещения является аукцион (рис. 6). Уже в 2012 году район перешел на электронные аукционы. Поэтому размещение муниципальных контрактов осуществлялось в данной форме. На втором месте по популярности открытый конкурс. Аукцион и открытый конкурс наилучшим способом позволяют реализовать основные принципы государственных закупок: эффективность, гласность, конкуренция. В них могут принимать участие любые поставщики, с помощью них можно получить наибольшую эффективность.
Запрос котировок используется нечасто (10%), хотя он наиболее "экономный" в плане затрат времени на подготовку документации и проведение процедуры.
Размещались у единственного исполнителя за анализируемый период 17% муниципальных контрактов. Основными причинами сложившейся тенденции являются следующие обстоятельства: представлена только одна
Рисунок 6 - Распределение количества закупок по годам и способам размещения
заявка на участие в конкурсе, только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона, участвовал только один участник аукциона, конкурс или аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен. Это связано с дополнительными затратами на участие и исполнение заказа в Александрово - Заводском районе из-за географического положения и климатических условий, а также с небольшой суммой контракта.
Размещение муниципального заказа в Александрово - Заводском районе осуществляется в основном за счет средств бюджета района, а муниципальным заказчиком является администрация МР. Бюджеты других учреждений не позволяют им размещать заказы.
Товарную структуру муниципального заказа можно рассмотреть на рисунке 7 и в таблице 1 (Приложение 2).
Рисунок 8 - Товарная структура муниципального заказа
Наибольший объем в структуре муниципального заказа занимают строительные работы. На проектные и строительно-монтажные работы приходится 69%. На работы, связанные с ремонтом зданий и сооружений – 18%. Сфера транспорта (включая пассажирские перевозки) также имеет значительную долю при размещении муниципального заказа (7%). Приобретение техники и жилья составляет 6% от общего объема муниципального заказа.
Количество размещенных заказов, признанных несостоявшимися за анализируемый период составляет всего 16,7% от всех процедур. Основными причинами являются то, что подается только одна заявка на участие в конкурсе или участники не являются на процедуру аукциона или конкурса.
За анализируемый период на действия (бездействия) администрации МР «Александрово-Заводский район» и членов Единой комиссии по размещению муниципального заказа уполномоченного органа не поступило ни одной жалобы. Комиссия работала по принципу открытости. Представителям муниципального заказчика, а также участникам размещения заказа в случаях, установленных законом, предоставлялась возможность присутствовать на их заседаниях.
Исходя из анализа размещения муниципального заказа в Александрово – Заводском районе в период с 2009 по 2012 гг., можно сказать, что количество проведенных процедур небольшое (в среднем ежегодно 10-11). При этом не осуществляется муниципальный заказ в форме конкурса или аукциона на поставку оргтехники, продуктов питания, канцелярии, мебели, лекарственных средств и прочих товаров. Это объясняется тем, что в соответствии с потребностями района поставка данной номенклатуры товаров осуществляется на сумму менее 100 тыс. рублей. А на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в случае, когда стоимость товара (работ, услуг) не превышает 100 тысяч рублей, государственный заказчик вправе заключить государственный контракт (или иной гражданско-правовой договор) с единственным поставщиком без проведения торгов. Поэтому администрация МР «Александрово-Заводский район», как правило, работает напрямую с определенными поставщиками.
Под эффективностью понимают соотношение между полученным результатом и произведенными затратами на достижение данного результата.
Экономический эффект от размещения заказа может выражаться:
Очевидно, что рассчитать большинство из вышеуказанных показателей в рамках существующей системы учета и статистического наблюдения в целом для системы размещения заказов практически невозможно. Единственный показатель, который можно рассчитать (при этом с достаточно большой погрешностью) — это величина экономии бюджетных средств.
Таблица 1
Экономия финансовых средств с 2009 по 2012 гг.
Совокупная сумма |
Совокупная сумма |
Общая экономия финансовых средств, руб. |
% экономии | |
2009 |
18978000 |
16723334 |
2254666 |
11,9 |
2010 |
33 564 364 |
30660133,83 |
2904230 |
8,7 |
2011 |
18545633,56 |
18435544,57 |
110089 |
0,6 |
2012 (полугодие) |
21 079 402 |
16234507,98 |
4844894 |
23,0 |
итого |
92167400 |
82053520 |
10113879 |
11,0 |
Совокупная экономия финансовых средств при размещении муниципального заказа в МР «Александрово – Заводский район» за период с 2009 по 2012 гг. составила 10 113 879 рублей. Ежегодная экономия представлена в таблице 1. Наибольшая экономия составила в 2012 году в связи с внедрением электронных аукционов. Увеличилось количество участников размещения заказа, возросла конкуренция, и как результат, снизились цен контрактов. Экономия с 2009 по 2011 год в среднем составила около 1,7 млн. рублей. Однако в 2011 году было сэкономлено всего 0,6% от изначально заявленной суммы контракта. Это связано с тем, что в 2011 году в основном приходилось заключать контракты с единственным исполнителем.
В разрезе процедур эффективность муниципальных закупок представлена в таблице 2.
Если проанализировать сумму полученной
экономии бюджетных средств по отношению
к начальной, объявленной в извещениях,
стоимости муниципальных
Таблица 2
Эффективность по способам размещения заказа
Способ закупки |
Начальная цена контракта, руб. |
Цена контракта по конкурсу, руб. |
Сравнительная | |
эффективность | ||||
руб. |
% | |||
запрос котировок |
400000,00 |
398000 |
2000,00 |
0,5 |
аукцион |
50671997,36 |
46941922,37 |
3730074,99 |
7,4 |
аукционы в электронной форме |
20092902 |
15248007,98 |
4844894,02 |
24,1 |
конкурс |
15928728 |
14428213 |
1500515,00 |
9,4 |
единственный исполнитель |
5073772,2 |
5058382,2 |
15390,00 |
0,3 |
Всего |
92167399,56 |
82053520 |
10113879 |
11,0 |