Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Задачи курсовой работы следующие:
- определить сущность налоговой системы государства и принципы построения налоговых систем;
-проанализировать соответствие налоговой политики социально экономическим параметрам развития национальной экономики, необходимость реформирования национальной налоговой системы и определить основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Налоговая система и ее значение для экономического развития страны….…..5
1.1 Сущность налоговой системы государства…………………………………….5
1.2 Принципы построения налоговых систем …………………………………….8
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь……..…………..…………..14
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим
параметрам развития национальной экономики ………………………………...14
2.2 Анализ недостатков налоговой системы Республики Беларусь ..………..…17
2.3 Направления совершенствования налоговой системы в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….........27
Заключение…………………………………………………………………...…….33
Список использованных источников.……………………………………….........35
при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого
типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет. остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.
В земельном кадастре Беларуси представлен систематизированный перечень (свод) сведений о земле как средстве производства, о земельных угодьях, приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра не лишен недостатков. Во-первых, его составление требует длительного времени, во- вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения
ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для
переписи лиц при обложении подушным налогом.
Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о величине
объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но
создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые
7
бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог.
Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам
и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода,
что
исключает возможность
переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяют следующие методы уплаты налога:
определенную сумму денег в наличной форме;
Вывод. Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Существует три вида
налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная. В налогообложении действует три способа взимания налогов, касающиеся учета и
оценки объекта налога: кадастровый, декларационный, административный у источника образования объекта. Эффективность налоговой систем определяется двумя факторами: полнота выявления источников в целях обложения их налогом; минимизация расходов по взиманию налогов. Главная
функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции: ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и
объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
1.2 Принципы построения налоговых систем
Современное общественное развитие далеко от идеального. Каждое государство развивается по собственным внутри национальным законам хозяйствования, которые существенно отличаются от законов государств- соседей. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем.
В промышленно развитых странах они наиболее приближены к классическому
варианту. В странах, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затруднено.
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения
8
разграничивается на две подсистемы:
1)классические, или межнациональные принципы. Они и идеальны, и, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;
2)организационно-
С развитием национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе
с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.
Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые, так или иначе используются в налоговых системах всех стран. Это и
есть подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства (фундаментальные (классические) принципы налогообложения):
1) принцип равномерности (равнонапряженности) требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении
правительства соразмерно тем доходах, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев
населения;
2) принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время
платежа должны быть заранее известны плательщику;
3) принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое
время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а
также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;
4) принцип экономности (экономичность (эффективность)) означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по- разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость - категория,
прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является
«чужеродным» элементом, понятием весьма относительным, субъективным по
своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.
В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные
точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно
9
приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том. Что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо
от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов,
уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в
идеале - их не должно быть совсем.
В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что минимальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения и может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня хода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.
В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального
равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при
постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.
Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание их принципов:
- принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым объекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному:
- принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.
Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости
роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.
Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если
обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости, дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему г, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.
Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых
систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов:
-принцип всеобщности, т.е. предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых хозяйствования и видов собственности;
- однократность взимания налогов;
- стабильность налоговой системы в течение длительного периода времени (стабильность налогового законодательства);
10
- оптимальность налоговых изъятий (налоговых ставок) и обоснованность системы налоговых льгот, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц;
- оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.
Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.
Вторая сфера принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально- экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны
на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.
Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то в ней имеются
характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве.
В частности:
-не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства;
- не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность налогоплательщиков: