Налоги как инструмент регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Налоговая система России..................................................................................4
2. Налоговая система Германии и Италии............................................................7
3. Налоговая система США..................................................................................15
Заключение............................................................................................................22
Список литературы...............................................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИЕТЕТ

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Налоги как инструмент регулирования национальной экономики

 

 

 

 

 

 

Студент

ФТУГ 2 Курс 108051-11                            Янь БО                                                                                            

 

 

 

 

Руководитель                                                                                    Семашко Ю.В.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................................2

1. Налоговая система России..................................................................................4

2. Налоговая система Германии и  Италии............................................................7

3. Налоговая система США..................................................................................15

Заключение............................................................................................................22

Список  литературы...............................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Сегодня особенно актуальна и  трудноразрешима проблема организации  эффективного налогового контроля  в России, являющегося важным  средством защиты имущественных  интересов, как частных собственников,  так и государства. Непременным  условием четкого функционирования всей системы налогового контроля является эффективность работы налоговых органов, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны.

Немаловажную  роль в проводимой МНС России работе по подготовке процедур налогового контроля и разработке предложений по совершенствованию нало­гового законодательства играет изучение опы­та стран с развитой рыночной экономикой, использование которого (с учетом особенно­стей современного этапа развития российс­кой экономики, а также богатейшей прак­тики работы налоговых органов на местах) дает возможность ориентировать разрабаты­ваемые нормативные и методические доку­менты на уровень современных международ­ных стандартов и требований. В данной работе я попыталась осветить наиболее ин­тересные и актуальные аспекты организации работы налоговых органов, их структуру и функционирование, на примере экономически высокоразвитых стран - США и ФРГ, использование которых в отечественной практике могло бы повысить эффективность рабо­ты налоговых органов.

  Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

  Финансовая категория налогов  носит объективный характер, отражает  действующие финансовые отношения,  которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие  закономерности свойственные всем  финансовым отношениям, так как  налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

  Финансовые отношения охватывают  производство, распределение, обмен  и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

  Источником налогов при этом  выступает новая стоимость национального  дохода, который включает стоимость  необходимого продукта и прибавочного  продукта в виде денежных доходов  принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

 

 

 

 

1. Налоговая система России

 

  Современную налоговую систему  России критикуют и в СМИ,  и в Госдуме, и в регионах, и налогоплательщики, и, зачастую  правомерно.

Основными недостатками налоговой системы  являются[3, с. 22]:

1. Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.

2. Высокий уровень налогообложения  предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.

3. Нестабильность налогового законодательства  и особенно по прибыли, НДС,  акцизам.

4. Современная налоговая система  слишком сложна для понимания  налогоплательщиком и эффективного  управления со стороны налоговых  органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.

5. Существующее налогообложение заставляет  предприятия пересматривать баланс  не по экономическим причинам, а по налоговым.

6. Ориентация на легкособираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы.

  Какова же должна быть налоговая  система, чтобы она дала возможность  развиваться производству, предпринимательству и, главное, увеличивала доходы населения? В оценке эффективности любой налоговой системы существует три критерия[6, с. 18]:

1. Соотношения выгоды налогоплательщика  предоставляемым государством услуг.

2. Административные издержки.

3. Затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

  Чтобы судить об эффективности  современной налоговой системы  России необходимо выяснить составляющие  этой систем. При анализе этого  вопроса пришлось столкнуться  с существующей сегодня проблемой:  нет единой трактовки понятий

· налоговая система и ее элементы

· система налогообложения и ее элементы.

  Это государственная система  мер политического, экономического, административного, правового характера,  направленная на исполнение доходной  части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Налоговая система включает:

1. Налоговые органы

2. Налоговое законодательство

3. Налоговую полицию

4. Налоги

5. Пошлины

6. Сборы

7. Другие платежи

8. Распределение налогов по уровню  бюджета

9. Налоговые суды (проект)

Все налоги рассматривают по источникам поступления:

1. Налоги юридических лиц

2. Налоги на физических лиц

а также по уровню зачисления в бюджет:

1. Федеральные

2. Республиканские (субъектов РФ)

3. Местные

  Всего на сегодня существуют и действуют около 300 налогов, сборов, платежей и пошлин. Налоги делятся по виду на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов. Косвенные налоги - с расходов с потребления.

1. Прямые налоги

1. Подоходный налог

2. Налог на прибыль

3. Налог на имущество

4. Ресурсные платежи и д. р.

2. Косвенные налоги

1. Налог на добавленную стоимость  (НДС)

2. Акцизы

3. Налог с продаж

4. На операции с ценными бумагами  и др.

Элементами  системы являются:

1. Объект (предмет)

2. Субъект (налогоплательщик)

3. Налогооблагаемая база

4. Ставка (твердая, процентная)

5. Порядок исчисления

6. Срок уплаты

7. Штрафы, пеня

8. Контроль

  В настоящее время согласно  Федеральному закону "Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации" в ст. 19, 20, 21 действует  до принятия Госдумой II части Налогового кодекса прежний список налогов по уровню. Общее количество их 45, в частности:

· федеральных налогов и сборов -15

· республиканских (субъектов РФ) - 7

· местных налогов и сборов - 23.

 

 

 

 

2. Налоговая система Германии  и Италии

 

  В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги - в местный бюджет и т.д. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций.

  Иначе обстоит дело в Германии, наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется между по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. В 2002 году он распределялся так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну[4, с. 33].

  Принципиальным отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

  Со времени Л. Эрхарда в Германии укоренились следующие принципы, на которых строится система налогообложения: [5, с. 46]

- налоги должны быть по возможности минимальными;

- затраты на взимание налогов  должны быть минимально необходимыми;

- налоги не должны препятствовать  конкуренции;

- налоги должны быть нацелены  на более справедливое распределение  доходов;

- система должна строиться из уважения к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;

- налоговая система должна исключать  двойное налогообложение;

- величина налогов должна соответствовать  размеру государственных услуг,  включая защиту человека и  все остальное, что гражданин  может получить от государства.

  Субъектом обложения выступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом - их доходы. У резидентов (таковыми помимо исконных итальянцев считаются иностранцы, которые имеют в Италии основной источник доходов или проживают в стране более 6 месяцев) этим налогом облагаются все доходы, полученные не только в Италии, но и за границей. Нерезиденты выплачивают этот налог только с доходов, полученных в Италии.Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления. Этими источниками признаются:

Информация о работе Налоги как инструмент регулирования национальной экономики