Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:59, курсовая работа
Краткое описание
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета. Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Содержание
Введение 6 1 Экономическая сущность налогов 7 1.1 Элементы налога и способы взимания налогов 7 1.2 Классификация налогов 13 1.3. Функции налогов и их взаимосвязь 18 2 Налоговая политика государства 24 2.1 Сущность, цели, задачи налоговой политики 24 2.2 Налоговый механизм и его элементы 29 3 Налоговая система Российской Федерации 34 3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации 34 3.2 Налоги Российской Федерации 38 3.2.1 Налог на добавленную стоимость 38 3.2.2 Акцизы 39 3.2.3 Налог на прибыль организаций 42 3.2.4 Налог на доходы физических лиц 44 Заключение 52 Список использованных источников 53
Регулирующая функция имеет
черты стимулирующей функции. Изменяя
налоговые ставки на прибыль, государство
может создавать или уменьшать дополнительные
стимулы для капиталовложений, а манипулируя
уровнем косвенных налогов, может воздействовать
на уровень цен, следовательно, и на уровень
потребления.
Классическим примером реализации
регулирующей функции налогов может служить
введенный в Германии еще в начале XX в.
и сохранившийся до сих пор налог на уксусную
кислоту. Цель его установления — прекратить
расходовать на изготовление уксусной
кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную
кислоту, сделанную из вина, резко возросла,
в результате чего производить уксусную
кислоту из вина стало невыгодным. Данные
меры, предпринятые государством, в свою
очередь, подтолкнули производителей
к созданию искусственной уксусной кислоты.
Денежные поступления от данного налога
едва покрывали расходы на его взимание,
но регулирующая цель была достигнута.
Этот пример подтверждает то, что с помощью
регулирующей функции налогов государство
может влиять на процессы производства
и потребления.
Благодаря данной функции налога
государство может воздействовать не
только на экономические, но и на социальные
и экологические аспекты жизни общества.
Ярким примером является решение
с помощью налога такой социально значимой
задачи, как борьба с курением. В частности,
после резкого увеличения акциза на табак
в ряде экономически развитых стран «некурящих»
стало значительно больше, чем в ходе длительной
пропагандистской кампании о вреде курения
для здоровья. В данном случае введение
налога было направлено на решение социальной
проблемы, но вместе с тем была реализована
фискальная функция налога. Таким образом,
сущность налога одновременно проявилась
в двух функциях.
С помощью налогов решаются
и проблемы экологии: в свое время промышленность
развитых стран сопротивлялась оснащению
автомобилей катализаторами из-за значительного
увеличения продажной цены на них. Тогда
государство снизило налог на автомобили,
оснащенные катализаторами, а также акцизный
сбор на виды бензина, потребляемого этими
автомобилями. Акцизные поступления в
доходную часть государственных бюджетов
соответственно сократились, однако объем
выбросов вредных веществ в атмосферу
значительно уменьшился. Так экологическая
проблема была решена с использованием
налоговых механизмов.
Наиболее тесно связана с фискальной
функцией налога его распределительная
функция, выражающая экономическую сущность
налога как инструмента распределительных
отношений. Суть данной функции заключается
в том, что с помощью налогов через бюджет
и внебюджетные фонды государство перераспределяет
финансовые ресурсы из производственной
сферы в социальную (от богатых — к бедным,
от работающих — к неработающим), осуществляет
финансирование крупных межотраслевых
и социальных целевых программ, имеющих
общегосударственное значение, в силу
чего данная функция иногда называется
социальной.
С распределительной и фискальной
функциями тесно связана контрольная
функция. Механизм выполнения этой функции
проявляется, с одной стороны, в проверке
эффективности хозяйствования, с другой
стороны, в контроле за действенностью
проводимой экономической политики государства.
В условиях острой конкуренции налоги
становятся одним из важнейших инструментов
независимого контроля за эффективностью
финансово-хозяйственной деятельности.
При прочих равных условиях из конкурентной
борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться
с государством. Одновременно нехватка
в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует
государству о необходимости внесения
изменений в налоговую, социальную или
бюджетную политику.
В связи с введением единого
налога на вмененный доход (ЕНВД) у налога
появилась новая, дисциплинарная функция.
Российский ЕНВД распространяется на
сферы деятельности, в которых контроль
со стороны налоговых органов затруднен,
обычно это относится к видам деятельности,
осуществляемым в сфере налично-денежного
обращения (розничная торговля, оптовая
торговля, сфера услуг и т.д.). Единый налог
уплачивается вне зависимости от фактических
результатов хозяйственной деятельности
на основе расчетных показателей, определенных
на законодательном уровне. Одна из целей
его введения — повышение налоговой дисциплины
среди незаконопослушных налогоплательщиков.
Государство имеет право устанавливать
для налогоплательщиков фиксированный
доход и взимать с него определенный процент.
Когда налогоплательщики перестанут уклоняться
от налогообложения, единый налог, вероятнее
всего, лишится своей дисциплинарной функции.
Налоговая
политика государства
2.1
Сущность, цели, задачи налоговой
политики
Один из основных инструментов
государственного регулирования экономических
процессов - налоговая политика, которая
представляет собой систему целенаправленных
действий государства в области налогообложения
на основе экономических, правовых и организационно-контрольных
мероприятий.
Налоговая политика относится
к косвенным методам государственного
регулирования. Ее содержание и цели зависят
от объективных и субъективных факторов,
политического строя, задач, стоящих перед
государством. В силу этих причин представляется
задачей первостепенной важности сформирование
концепции налоговой политики с позиции
экономической детерминированности, т.е.
равновесия финансовых интересов государства
и хозяйствующих субъектов. Отношения
собственности на средства производства
и предметы потреблении, обусловливая
распределение ресурсов между хозяйствующими
субъектами и ограничивая тем самым их
производственное и личное потребление,
становятся причиной возникновения противоречия
между ограниченными размерами объекта
собственности каждого отдельного хозяйствующего
субъекта и изменчивым процессом налогообложения.
Социально-экономический смысл налога
— смена формы собственности или переход
права собственности на финансовые ресурсы
налогоплательщиков в государственную
бюджетную сферу.
Сложившиеся в государстве
налоговые отношения отражаются в налоговой
политике, задача которой состоит в обеспечении
финансовыми ресурсами самого государства,
создании благоприятных условий для увеличения
эффективности национальной экономики
и повышения уровня жизни населения.
Налоговая политика определяет
роль налогов в обществе, которая может
быть позитивна или негативна по отношению
к субъектам хозяйствования. Для государства
рост налоговых изъятий является положительным
фактором, а для субъектов хозяйствования
— отрицательным. Проблема состоит в определении
границ изъятия, оптимальном сочетании
функций налогов, их влиянии на состояние
экономической, социальной и политической
системы в обществе.
Центральный вопрос налоговой
политики — необходимость научного обоснования
предела налоговых изъятий, т.е. величины
размера ставки налогов, не угнетающей
производителей и воспроизводство рабочей
силы. Вопрос о пределах налогообложения
имеет два вектора. Первый связан с размером
индивидуального налогообложения, т.е.
размером налога, возлагаемого на конкретного
плательщика, второй — с размером налогового
бремени на макроуровне, т.е. речь идет
о том, какая доля созданного ВВП должна
перейти к государству.
В силу различий организаций
по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости,
рентабельности продукции величина показателей
налогового бремени различна.
Цели налоговой политики:
фискальная — основная, которая
выражается в обеспечении государства
финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
стимулирующая — активизация
инвестиционной и инновационной деятельности,
создание условий для ускоренного накопления
капитала в наиболее перспективных отраслях
экономики;
экологическая — охрана окружающей
среды и рациональное природопользование
за счет введения экологических налогов
и штрафных санкций;
контрольная — для принятия
государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.
Методы осуществления налоговой
политики зависят от целей, которых стремится
достичь государство. В современной практике
широкое распространение получили такие
методы, как изменение налоговой нагрузки
на налогоплательщика, введение дифференцированных
налоговых ставок, установление или отмена
налоговых льгот.
Субъект налоговой политики
— государство.
Объект налоговой политики
— налогообложение.
Налоговая политика многогранна
и включает в себя:
выработку научно обоснованной
концепции развития налоговой системы;
определение основных направлений
и принципов налогообложения;
разработку мер, направленных
на достижение поставленных конкретных
целей в области социально-экономического
развития общества, увеличения доходной
части бюджета и т.д.
В зависимости от длительности
периода и характера решаемых задач налоговая
политика подразделяется на налоговую
стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия предусматривает
решение крупномасштабных задач, связанных
с разработкой концепции развития налоговой
системы страны.
Налоговая тактика предусматривает
решение задач конкретного периода путем
своевременного изменения налоговой системы.
Стратегические направления
налоговой политики определяются высшими
органами исполнительной и законодательной
властей государства.
Можно выделить следующие стратегические
направлении налоговой политики:
В зависимости от масштаба и
сферы влияния налоговая политика подразделяется
на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя налоговая политика
направлена на избежание двойного налогообложения,
сближение налоговых систем разных стран,
усиление налогового контроля при совершении
международных торговых операций.
Внутренняя налоговая политика
проводится в рамках национальной экономики
и предусматривает решение внутренних
задач.
Существует три типа налоговой
политики:
политика максимальных налогов;
политика разумных налогов;
политика высоких налогов с
высоким уровнем социальных гарантий.
При первом типе государство
устанавливает высокие ставки налогов,
сокращает налоговые льготы, преследуя
только фискальную цель. Такую политику
государство проводит в определенные
моменты развития. Подобная политика осуществлялась
в России в 1992 г. Вместе с тем предпосылок
для ее проведения не существовало, в силу
чего она привела к негативный последствиям,
суть которых состояла в следующем.
Во-первых, у налогоплательщиков
после уплаты налогов практически не оставалось
финансовых ресурсов, что делало невозможным
расширенное воспроизводство. В экономике
страны назревал кризис, падали темпы
роста производства во всех отраслях.
Во-вторых, широкие масштабы
приобрело массовое уклонение от налогообложения,
приведшее к тому, что по большинству налогов
государство собирало чуть более половины
причитающихся доходов. Практика уклонения
от уплаты налогов фактически ставила
под сомнение целесообразность функционирования
российской налоговой системы. Каждый
третий легальный налогоплательщик, стоящий
па учете в налоговом органе, налогов вообще
не платил, практически каждый второй
платил меньше, чем положено по закону,
и только один из шести налогоплательщиков
исправно и в полном объеме рассчитывался
с государством по своим обязательствам.
В-третьих, массовый характер
приобрела так называемая теневая экономика,
уровень производства в которой, по разным
оценкам, достигал от 25 (по официальным
данным) до 40% (по экспертным оценкам). Но
укрываемые от налогообложения финансовые
ресурсы, как правило, не шли на развитие
производства, а переводились на счета
в зарубежных банках и «работали» на экономику
других стран.
Все это стало одной из главных
причин разразившегося в августе 1998 г.
острого финансового кризиса, последствием
которого стали изменившаяся налоговая
политика и усиление регулирующей роли
государства в развитии экономики посредством
более активного использования рыночных
механизмов, и том числе налогов.
При втором типе государство
не только учитывает фискальные интересы,
но и создает максимально благоприятные
условия для развития экономики и предпринимательской
деятельности. Данная политика приводит
к сокращению налоговых поступлений в
бюджет, следовательно, к свертыванию
социальных программ. Цель такой политики
состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное
увеличение капитала, стимулирование
инвестиционной активности за счет обеспечения
наиболее благоприятного налогового климата.
Подобная политика проводится в период,
когда намечается стагнация экономики,
грозящая перейти в экономический кризис.
Эти методы налоговой политики были использованы,
в частности, в США в начале 80-х гг. XX в.
и получили название «рейгономика».