Налоговые инструменты регулирования внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Краткое описание

Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.

Содержание

Введение 2
1.Таможенные пошлины 3
2.Таможенные тарифы 8
3.Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли 12
Заключение 15
Библиографический список 16

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые инструменты регулирования внешней торговли России..docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

 

Иногда тарифы в действительности оказываются выше, чем это кажется  на первый взгляд. Предположим, что  какой-то продукт производится только в двух странах. Для его производства обе страны по одинаковой стоимости  закупают необходимые импортные  материалы; затраты на эти материалы  составляют половину конечной цены товара на внутреннем рынке. Другая половина цены внутреннего рынка представляет собой стоимость, добавленную в  процессе производства. Одна из этих стран  ввела тариф на импорт данного  товара из другой страны в размере 10% от его цены. Однако принявшая протекционистские  меры страна фактически облагает налогом  добавленную стоимость в товаре конкурента по "реальной" ставке 20%; ставка тарифа в 10% является всего  лишь "номинальной". Естественно, национальные производители этой страны не упустят возможности поднять  цену на свою продукцию на величину, равную 20% от добавленной стоимости.

Чем выше уровень тарифа, тем более  надежно он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально  защищает тариф, необходимо рассмотреть  структуру производства.

Тариф на товар какой-либо отрасли  является защитой, но только в отношении  фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих  и служащих, занятых в этих фирмах и создающих "добавленную стоимость". Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли  сырье и материалы.

Таким образом, тариф на товар поддерживают не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков  деталей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли

После второй мировой воины роль нетарифных методов стала возрастать. Это объясняется несколькими  причинами. Во-первых, начиная с 50-х  годов в результате многосторонних переговоров удались значительно  понизить среднемировой уровень  таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение.

Во-вторых, усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных  производителей. Во-вторых, резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран. В-четвертых, обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих  предотвратить закрытие отечественных  предприятий под ударами иностранных  конкурентов.

Меры нетарифного регулирования  весьма разнообразны. Некоторые из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные  квоты. Другие нацелены на дискриминацию  внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой  отечественной стали.

Наиболее распространенным видом  нетарифных барьеров являются импортные  квоты. "Импортная квота – это  количество иностранного товара, которое  может быть ввезено в страну в  течение определенного периода  времени". Например, импортная квота  на японские автомобили в США – 2,3 млн. штук в год. Кроме того, в США  существуют импортные квоты на мясомолочные продукты, табак. Во-первых, квота позволяет  фиксировать затраты на импорт. Особенно это важно при жесткой иностранной  конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность  правительству проводить более  гибкую внешнеторговую политику. Поскольку  международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины. Легче  установить более строгие импортные  квоты.

Влияние квот на конъюнктуру внутреннего  рынка зависит от уровня спроса и  объема производства отечественных  производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.

Кроме квот, в настоящее время  довольно широко применяются специальные  барьеры: жесткие требования к технической  безопасности товаров, санитарные и  экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под  действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно  развитых капиталистических стран, в США – 42% импорта.

Особое место в системе протекционистских  мер занимает стимулирование экспорта. Это обусловлено усилением зависимости  экономического роста страны от участия  в международной торговле. Рост экспорта характеризует экономический прогресс страны и способствует повышению  уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия  для реализации разнообразных программ экономического раз-вития.

В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт  и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты но стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя  рекламу и предоставляя другие маркетинговые  услуги. Налоговая система также  может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам  в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также  фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в  обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении  субсидия-ми пользуется сельское хозяйство. Ведущие капиталистические страны проводят государственные программы  поддержки доходов фермеров По-средством  гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции. А  также выплачивают премии за неиспользованные посевных площадей. В частности, страны Европейского Сообщества, чтобы снизить  бюджетные затраты на поддержку  фермеров, продавали себе и убыток избыточную продукцию по заниженным цепам Советскому Союзу.

Кроме субсидирования, к числу методов  внешнеторговой политики относится  демпинг. Демпинг – это международная  дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает  свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг продолжается неограниченное время.

К демпингу часто прибегают во время  международных экономических потрясений. В 70-е годы XX века правительство США  обвинило ряд иностранных фирм в  демпинговой продаже их товаров  на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой "Сони" в 1970 г.: произведенные в Японии телевизоры на рынке США продавались за 180 долл. А японские потребители платили  за ту же модель 333 долл.

Государственная монополия внешней  торговли – это сосредоточение в  руках государства руководства  всей внешней торговлей страны. Государственная  монополия внешней торговли была установлена в СССР.

Основная функция монополии  внешней торговли – обеспечение  в сфере внешних торговых связей общегосударственных интересов. Монополия  внешней торговли способствует достижению максимально эффективных экспортно-импортных  операций, обеспечивает единство выступлений  всех хозяйственных организаций  на внешних рынках, а также органов  управления в сфере межгосударственных отношений по вопросам внешней торговли.

Существенные черты монополии  внешней торговли:

- осуществление непосредственного  государственного руководства внешнеторговым  обменом страны специально уполномоченными  органами управления;

- определение органов управления  или организаций, имеющих право  совершения внешнеторговых сделок;

- планирование внешней торговли;

- валютное регулирование экспортных  и импортных операций;

- установление порядка совершения  таких операций и контроль  за его соблюдением всеми органами  управления и хозяйственными  организациями, получившими право  выхода на внешний рынок.

 

Опыт СССР в осуществлении монополии  внешней торговли используется другими  странами, в которых установлена  монополия государства на внешнюю торговлю.

Усиление роли государства во внешней  торговле характерно для развивающихся  стран и особенно для стран  социалистической ориентации. В одних  странах эта роль ограничивается государственным регулированием и  контролем экспортно-импортных операций, в других – введена монополия  государства на торговлю отдельными товарами, в третьих – установлена  государственная монополия внешней  торговли. Государственный контроль над экспортно-импортными операциями и монополизация внешней торговли позволяют развивающимся странам  использовать возможности внешних  экономических связей для развития национальной экономики.

 

 

Заключение

Таким образом, таможенные тарифы и таможенные пошлины служат инструментами регулирования внешней торговли страны. Они могут быть направлены как на снижение доли импортируемых товаров и увеличения экспорта, так и наоборот. В то же время возможно использование таможенных тарифов и пошлин для стимулирования ввоза необходимых товаров из определенных стран и ограничения импорта из других.

Нетарифные барьеры преследуют те же цели, что и тарифы и пошлины, но используют другой подход. Он обеспечивается косвенным влиянием на деятельность компаний, осуществляющих международную торговлю.

Государственная монополия  внешней торговли обеспечивает интересы экономики страны в целом, не разделяя ее на отдельные хозяйствующие субъекты. Монополия внешней торговли существовала в СССР, реализуя принципы планового  управления в международной торговли и не допуская проникновения на отечественный  рынок нежелательных иностранных  товаров. Монополия внешней торговли может быть полезна развивающимся  странам, позволяя им эффективно и в  нужных пропорциях стимулировать экспорт  и импорт различных товаров.

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Закон РФ 5003-1 от 21.05.93 "О таможенном  тарифе" (в ред. Федеральных  законов от 07.08.1995 N 128-ФЗ, от 25.11.1995 N 185-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 05.02.1997 N 25-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 04.05.1999 N 95-ФЗ, от 27.05.2000 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.12.2001 N 190-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 07.07.2003 N 124-ФЗ, от 08.12.2003 N 159-ФЗ, от 07.05.2004 N 33-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.07.2005 N 112-ФЗ, от 08.11.2005 N 144-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 27.07.2006 N 145-ФЗ, с изм., внесенными  Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

 

Учебники и монографии

2. Бард В.С. Государственное регулирование  рыночной экономики. – М.: Дело, 2006.

3. Зверев Ю.М. Мировая экономика  и международные экономические  отношения. – М.: Инфра-М, 2005.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический  анализ. – М.: Прогресс, 2006.

5. Мамедов О.Ю. Современная экономика: – Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 2005.

6. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: ДИС, 2005.

7. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: учебник. – М.: Велби, 2007.

8. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2006.

Периодические издания

9. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // Экономика и организация промышленного производства. – 2004. – №8. – С.21-29

10. Богатырев А.А. Рыночная система / Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №2. – С. 15-25.

11. Миляева Л. Внешнеторговая деятельность России: анализ, прогнозы и тенденции. // Вопросы экономики – 2006. – №12. – С. 45-51

 


Информация о работе Налоговые инструменты регулирования внешней торговли России