Направление совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Государство проводит политику, предусматривающую: создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, и в первую очередь ее наименее обеспеченной части; совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы; стабилизация занятости и сокращение безработицы; социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения.
При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредотачиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума всех нуждающихся, развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами социальной политики является государственные социальные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Сущность, причины, критерии дифференциации доходов
населения……………………………………………….....………….6
1.1 Сущность понятия дифференциация доходов населения………..6
1.2 Причины, критерии дифференциации доходов населения……....9
ГЛАВА 2. Анализ показателей влияющих на уровень жизни населения
в Республике Беларусь…………………………..……...………….12
2.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь………………...12
2.2 Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в
Республике Беларусь……….………………………………...……19
ГЛАВА 3. Направление совершенствования социальной политики
Республики Беларусь……………………………………………..…22
3.1 Приоритетные направления социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Политика установления
минимального уровня заработной платы ……………......…..……22
3.2 Политика льгот и компенсаций……………………….……..……..28
3.3 Особенности политики доходов населения Республики
Беларусь………………………..……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………...…

Вложенные файлы: 1 файл

МОЕ КУРСАЧ НА БАРГУ.docx

— 257.23 Кб (Скачать файл)

Причин неравенства много, но логична и постановка вопроса  о том, что предпочтительнее с  точки зрения экономики- равенство или неравенство в доходах ?Жизнь подсказывает, что в производственной деятельности уравниловка недопустима. Она сдерживает экономический прогресс. Выравнивать доходы целесообразно, но это должно происходить в сфере перераспределения доходов.

Правительством предусматривается  обеспечить более справедливое распределение  доходов на основе совершенствования  системы индивидуального налогообложения  доходов и собственности граждан, введения эффективного контроля над  реальными доходами, в том числе  путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам.

Какова оптимальная степень  неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого  ответа на этот вопрос нет. В литературе приводятся аргументы «за» и «против» усиления неравенства. Основной аргумент в пользу равного распределения  дохода состоит в том, что равенство  доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или  предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов  состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и дохода.

Таким образом, дифференциация доходов имеет важное экономическое  значение для каждой страны и требует  всестороннего и глубокого изучения и анализа, так как доходы влияют на многие экономические показатели(уровень налоговых и других платежей, сбережений).  В свою очередь дифференциация доходов оказывает влияние на уровень бедности. Поэтому каждая страна стремится сбалансировать доходы населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

 Прежде, чем перейти  к динамике уровня жизни в  Республике Беларусь, следует обратиться  к данным, составленным Организацией  Объединенных Наций по данному  вопросу. 

 По уровню жизни  Беларусь занимает 65-е место в мире из 187 стран. Об этом говорится в докладе Программы развития ООН "Об индексе человеческого развития", размещенном 03.11.2011 года на официальном сайте организации.

 Рейтинг составлялся  на основе анализа данных по  средней продолжительности жизни  в странах, уровню грамотности,  возможности получения образования  и доходах на душу населения. 

 Пятый год подряд  первое место в списке занимает  Норвегия. За ней следуют Австралия,  Нидерланды, США и Новая Зеландия. Балтийские республики входят в группу «очень высокого уровня развития»: Эстония находится на 34-м месте, Литва — на 40-м, Латвия — на 43-м.

 Страны СНГ, в том  числе Беларусь, отнесены к группе  с «высоким уровнем развития». Россия занимает 66-ю строчку рейтинга, Беларусь — 65-ю, Украина — 76-ю, Казахстан — 68-ю, Армения — 86-ю, Туркменистан — 102-ю, Грузия — 75-ю, Азербайджан — 91-ю, Киргизия — 126-ю, Узбекистан — 115-ю

 Последние места в  рейтинге ООН у африканских  стран. Так, 187-ю строчку занимает Республика Конго.

 Для сравнения в  2010 году Беларусь занимала 61 строчку в рейтинге стран мира по уровню жизни населения. А Российская Федерация сместилась с 65 на 66 позицию [4; 5].

 ООН проводит расчет  по многим показателям, среди  которых так называемый Индекс  человеческого развития (HDI), который  позволяет ранжировать страны  по уровню их социально-экономического  развития на основании данных о продолжительности жизни, образовании и уровне жизни (т.е. реальных доходах на душу населения с поправкой на покупательную способность). Этот индекс измеряет благосостояние напрямую, не ограничиваясь только доходами, которые являются лишь одним из факторов, формирующих благосостояние. Поэтому он предлагает альтернативу ранжированию стран по уровню ВВП на душу населения, подчеркивая, что некоторые бедные страны могут достичь уровня человеческого развития выше среднего, и указывая на то, что многие страны могли бы достичь большего.

 ИЧР строится на  основе четырех индикаторов, характеризующих  уровень развития той или иной  страны:

 • валового внутреннего  продукта (ВВП) по паритету покупательной  способности (ППС) на душу населения, 

 • средней ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении,

 • уровня грамотности  взрослого населения, 

 • валового коэффициента  охвата населения всеми видами  образования» [4].

 Ниже представлены  данные за 2010 и 2011 годы для Беларуси.

Коэффициент Джинни за 2010 год – 28,8.

Таблица 1 – Основные показатели для Беларуси

 

2010 - 2011

HDI индекс

0,732- 0,756

Продолжительность жизни,  лет

69,9 - 68,1

Индекс образования с  учетом                  ооонеравенства

0,683

Образованность, %

99,7-99,6

ВВП на душу населения $(ППС  в долл. США 2008 г.)

12926-13400

 

61 место -  65 место


Примечание – Источник: [4]

 Итого общий индекс  немного увеличился на 0,024, продолжительность жизни снизилась существенно, образование осталось почти таким же, ВВП увеличился.

 Для понимания произошедших  изменений следует обратиться  непосредственно к самим социально-экономическим  процессам, произошедшим в нашей  стране за данный период, сравнить  соответствующие показатели и  дать оценку перспективам повышения  уровня и качества жизни населения  в ближайшие годы.

 В социально-экономическом  развитии Республики Беларусь  в январе-декабре 2011 года сохранена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности в ключевых отраслях экономики.

 Рост валового внутреннего продукта (ВВП) в результате динамичной и устойчивой работы важнейших отраслей составил, c учетом методологии расчета индекса физического объема продукции промышленности, 103,7% к аналогичному периоду 2010 г. при прогнозе Международного валютного фонда на год до 5 %(С учетом корректировки с 5,5 % до 5 %), в 2012 году прогнозируются рост ВВП до 1,2 % с 1,4 %.

 Реальная заработная  плата в 2010 г. выросла на 115 % по сравнению с прошлым годом.

 В нашей республике наблюдается продолжение тенденции роста денежных доходов населения: за 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. они увеличились на 24,3% при росте потребительских цен за 2010-2011 период на 53,2 %. Для сравнения - в России на 8,4%. В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает оплата труда 2010 – 56,5%, в январе-ноябре 2011 г.- 65,2 % [ПРИЛОЖЕНИЕ А]

 Министерство статистики  отмечает, что уровень пенсионного  обеспечения в Беларуси выше, чем в других государствах  со сходными социально-экономическими  условиями. Например, соотношение  среднего размера месячной пенсии  и средней зарплаты в 2010 году составило в Беларуси около 48%, что превышает аналогичный российский показатель, а в январе-ноябре 2011 года – 37 %(пенсии- 584.7 тыс. руб., заработная плата – 1214,3 тыс. руб.).

[ПРИЛОЖЕНИЕ Б]

 В 2010 г. реальный размер месячной пенсии в республике увеличился на 23,9%. По размеру пенсий Беларусь опережает другие страны СНГ.

В январе-ноябре 2011 года в  экономике республики было занято трудовой деятельностью 4645 тыс. человек, что на 0,4 % меньше, чем в январе-ноябре 2010 года. В общей численности населения, занятого в экономике, 3451,8 тыс. человек, или 74,3 % составляли работники организаций (кроме объектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 148,6 тыс. человек. (Численность занятого населения  Республики Беларусь в 2010 г. – 4665,1, в 2011 году- 4645,0 )На конец декабря 2011 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду ,занятости и социальной защите – 28,2 тыс. чел., что на 14,8 % меньше чем на конец декабря 2010 года. Уровень безработицы – 0,6 %. (рисунок 2)

Рисунок 2 – Численность занятого населения Республики Беларусь

Примечание – Источник: [ 18 ]

В январе – декабре 2011 г.  Объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 274,3 трлн. руб. и увеличился по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах  на 5,3 %.

По данным выборочного  обследования хозяйств в 2010 году уровень  малообеспеченного населения, рассчитанный по отношению к бюджету прожиточного минимума , составил 5,2 % от общей численности населения. (К основным группам с высоким уровнем бедности относятся лица, проживающие в сельской местности, и семьи с детьми), который значительно снизился с 2000года.

Все это обеспечило существенное сокращение уровня бедности населения. 

 Среди стран СНГ  и государств с развитой рыночной  экономикой в Беларуси отмечен  один из самых низких показателей  дифференциации в уровне материального  благосостояния. [ 16 ]

 Рост денежных доходов  населения сопровождался и повышением  их покупательной способности.  Если в 1995 г. на величину  среднедушевого располагаемого денежного дохода в республике можно было приобрести 18.3 кг свинины, то в 2010 г. – 81,4 кг, рыбы - соответственно 20,8 и 126,5 кг, молока – 219,9 и 562,7 л, масла животного – 14,8 и 56,1 кг. [Приложение В]

 Важнейшими показателями, характеризующими уровень жизни населения являются здравоохранение, образование и степень обеспеченности населения жильем.

В Беларуси начало развиваться  электронное здравоохранение. Целью развития электронного здравоохранения является повышение качества медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики. Основные направления деятельности в области развития электронного здравоохранения:

- создание республиканских  и региональных автоматизированных  информационных систем, отраслевой  системы электронного документооборота, которые позволят перейти к  ведению медицинской документации  в электронном виде;

-развитие телемедицины;

-развитие систем мониторинга состояния здоровья населения;

-создание и внедрение  новых компьютерных технологий  профилактики заболеваний, диагностики,  обеспечения лечебных процессов;

-создание общедоступных  электронных медицинских ресурсов.

На здравоохранение в  2012 году планировалось выделить 1,3 триллиона рублей – в 1,2 раза больше чем в прошлом году.

С каждым годом численность  врачей увеличивается: в 2010 году на 10000 человек населения приходится – 53,6 тыс. чел., что на 3 % больше чем  в 2009 г. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г]

 В сфере образования  большое внимание уделяется выпуску  учебников и учебных пособий.  В вузах страны проводится  активная работа по подготовке  учебно-методических комплексов  и мультимедийного сопровождения  образовательного процесса, которые  соответствуют современным требованиям  и стандартам качества. Также  в республике продолжает активно  развиваться рынок образовательных  услуг. Одним из важнейших факторов  мотивации работников сферы образования  к улучшению качества образовательного  процесса и повышению социального  статуса учителя является уровень  заработной платы. 

 Государство предусматривает льготное кредитование строительства жилья для нуждающихся граждан. Однако в 2012 году объемы жилищного строительства на льготных условиях заметно снизятся: в 2010 году объем такого жилья – 80 % от всего построенного, на 2012 год-не превысит 50 %. В 2011 г.  на строительство жилья использовано 15,6 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 17,2% к общему объему инвестиций и 87,8% к уровню 2010 года. Преобладающими источниками финансирования жилищного строительства являются кредиты банков (49,7% этих инвестиций) и собственных средств населения (34,8%).Всего на территории Республики Беларусь в 2012 г. Планируется ввести 4,2 млн.кв.м общей площади жилых домов.(Постановление Совмина от 21.10.2011 № 1409 « Об установлении заданий по экспорту строительных, инженерных и архитектурных услуг на 2012-2015 годы»)[ПРИЛОЖЕНИЕ Д].

 Динамика показателей,  характеризующих доходы населения,  является положительной и свидетельствует  о последовательном и сбалансированном  повышении уровня его жизни.  Рост реальных денежных доходов  населения, его потребительских  расходов и сбережений в значительной  мере связан с благоприятной  макроэкономической ситуацией, повышением  деловой и инвестиционной активности  в большинстве отраслей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь

 Прогнозирование уровня  жизни и социальная защита  населения являются важной функцией  государства. Рынок сам по себе  не может регулировать эту  сферу, поэтому обязанность регулирования  здесь возлагается на государство.  Непродуманная политика государства  в этой области может привести  к росту социальной напряженности. 

Информация о работе Направление совершенствования социальной политики Республики Беларусь