Направление совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Государство проводит политику, предусматривающую: создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, и в первую очередь ее наименее обеспеченной части; совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы; стабилизация занятости и сокращение безработицы; социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения.
При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредотачиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума всех нуждающихся, развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами социальной политики является государственные социальные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Сущность, причины, критерии дифференциации доходов
населения……………………………………………….....………….6
1.1 Сущность понятия дифференциация доходов населения………..6
1.2 Причины, критерии дифференциации доходов населения……....9
ГЛАВА 2. Анализ показателей влияющих на уровень жизни населения
в Республике Беларусь…………………………..……...………….12
2.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь………………...12
2.2 Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в
Республике Беларусь……….………………………………...……19
ГЛАВА 3. Направление совершенствования социальной политики
Республики Беларусь……………………………………………..…22
3.1 Приоритетные направления социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Политика установления
минимального уровня заработной платы ……………......…..……22
3.2 Политика льгот и компенсаций……………………….……..……..28
3.3 Особенности политики доходов населения Республики
Беларусь………………………..……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………...…

Вложенные файлы: 1 файл

МОЕ КУРСАЧ НА БАРГУ.docx

— 257.23 Кб (Скачать файл)

 На данном этапе  социально-экономического развития  Республики Беларусь существуют  некоторые проблемы, препятствующие  повышению уровня жизни населения: 

 • ограниченность  финансовых средств не позволяет  в полной мере проводить реформы  в отраслях социальной сферы,  вывести их на более качественный  уровень; 

 • межотраслевая дифференциация  в заработной плате, низкая  покупательная способность населения,  расслоение населения по уровню  материального достатка, зависимость  отдельных слоев и групп населения  от материальной поддержки государства; 

 • сохраняется скрытая  безработица, имеет место значительное  профессионально-квалификационное  несоответствие между спросом  и предложением рабочей силы, наблюдается дифференциация уровня  безработицы по регионам республики, остается крайне низкой материальная  поддержка безработных; 

 • сохраняется сверхзанятость  пожилых людей, женщин с детьми, учащейся молодежи, что связано  с невысокой оплатой труда  и недостаточный социальным обеспечением населения;

 • техническая отсталость значительного числа предприятий как легкой, так и пищевой промышленности, что ведет к непрерывному росту издержек производства при невысоком качестве выпускаемой продукции;

 • высокие цены  на жилье как в столице, так и в областных регионах, что затрудняет его приобретение для молодых и нуждающихся в улучшении жилищных условий семей;

 • сложное финансовое  положение транспортных предприятий,  отсутствие средств на обновление  производственных фондов обусловили  критическое состояние их активной  части, недостаток средств на  реконструкцию и модернизацию  автодорог; 

 • возникли предпосылки  для неуправляемого распространения платности в медицинском обслуживании, образовании и культурно-досуговой деятельности, что приводит к недоступности услуг для большинства населения, особенно малообеспеченных слоев;

 • особую тревогу  вызывает материальная и образовательная обеспеченность сельских школ, большинство зданий которых было построено в 50-70-х годах и требует реконструкции.

 Одной из основных  задач развития Республики Беларусь  на 2011-2015 гг. является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктирования экономики, роста её конкурентоспособности.[16].

 В сфере социальной  защиты населения предусматривается  усиление государственной поддержки  его наиболее уязвимых слоев  и групп, улучшение системы  минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных  программ.

Продолжается работа по внедрению  и совершенствованию системы государственных социальных стандартов, увеличены их нормативы в области образования, установленные в денежном выражении.

 В условиях сложившихся  негативных демографических тенденций  (старение населения, снижение  в ближайшем будущем доли трудоспособного  населения) важнейшим приоритетом  политики правительства является  обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.

 В сфере социальной  поддержки в числе важнейших  приоритетов деятельности Правительства  были и остаются снижение масштабов  бедности, усиление адресности социальной  поддержки, обеспечение эффективной  защиты социально уязвимых семей,  не обладающих возможностями.

Таким образом, индекс человеческого  развития Республики Беларусь находится  на довольно высоком уровне благодаря  высокому уровню образования, но существует проблема низкого уровня внутреннего  валового продукта на душу населения. Для этого необходимо эффективное  развитие экономики, повышение объема реализованной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы. Политика установления минимального уровня заработной платы

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы является рост благосостояния и улучшения условий жизни  населения на основе совершенствования  социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения  конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляется через реализацию следующих приоритетных направлений :

  1. развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  2. радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
  3. стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
  4. рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
  5. развитие импортозамещающих производств;
  6. устойчивое развитие регионов;
  7. строительство качественного и доступного жилья;
  8. повышение эффективности агропромышленного комплекса. [ 16 ]

Одна из важнейших линий  блокирования снижения покупательной  способности заработной платы, имеющая  и самостоятельное значение для  регулирования ее организации, —  коренное изменение уровня минимальной  зарплаты. Важно подчеркнуть, что  в условиях монополии государственной  формы собственности, когда все занятые в народном хозяйстве рассматривались как работники по найму у государства, когда господствовала единая по принципам построения и взаимоувязанная по отраслям тарифная система, практического смысла в установлении минимальной заработной платы не было. Предприятия не имели права менять государственные тарифные ставки ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот смысл появился при передаче государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а далее — в связи с приватизацией и возникновением многоукладной экономики — потребовалось защитить работников в случае недостаточно эффективной работы предприятия в условиях рынка. Решение данной задачи возлагалось на государство как организатора и проводника экономических реформ, которое, однако, стоит еще раз подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже того, превратив минимальную зарплату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого взимался дополнительный налог, правительство сделало все, чтобы затормозить рост минимума и получать по этой линии больше отчислений в бюджет. Одновременно решалась задача сдерживания роста заработной платы вообще и в бюджетом секторе экономики в особенности. Таким образом, минимальная зарплата из инструмента организации оплаты труда превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и снижения госрасходов на оплату труда работников предприятий бюджетного сектора экономики.

В условиях же развитой рыночной экономики (или хотя бы попыток ее строительства) минимальная заработная плата, прежде всего, несет на себе задачу воспроизводства рабочей силы. А  в настоящее время об этом не идет даже речь. Минимальная ставка имеет  скорее формальный, чем реальный характер.

Восстановление покупательной  способности тарифной заработной платы  работников средней, а затем высокой  и высшей квалификации — таким  представляется следующий важнейший  ориентир при решении задачи гальванизации  воспроизводственной функции заработной платы. Постановка этого вопроса связана с тем, что ранее практиковавшаяся в нашей стране модель и модель рыночная существенно различаются по роли тарифной системы в организации заработной платы.

В рыночной модели экономики  развитых стран тарифные ставки и  должностные оклады представляют собой  формы проявления цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполняет свои трудовые обязанности; доля тарифной заработной платы в  заработке достигает 80— 100%. В ранее  действовавшей у нас модели тарифная оплата играла совершенно иную роль –  не столько оплаты за выполнение трудовых обязанностей, сколько гарантированной  работнику части заработка при  далекой от совершенства организации  производства.

Другой назревший шаг  в восстановлении покупательной  способности тарифной части оплаты труда — переход к регулированию  ее доли в составе заработка работника  во внебюджетном секторе экономики. Данное требование к организации  заработной платы может достаточно эффективно реализовываться в различного рода территориальных соглашениях.

Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора  экономики (за исключением категории  государственных служащих, то есть работников государственных органов  власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика  организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:

а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного  сектора;

б) обесценивается инфляцией  ей гораздо значительнее, чем это  происходи во внебюджетном секторе.

При этом большинство бюджетников  не могут ответить на падение покупательной  способности своего заработка снижением  трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких  категорий работников, как, например, врачи, учителя и воспитатели детских садов резко возросла, ибо они вынуждены выполнять работу уволившихся коллег, а нередко и искать дополнительные доходные источники, чтобы обеспечить жизнь себе и своим семьям (вторичная занятость работников бюджетной сферы достигает 50—60% и выше). В связи с этим приходится признать "ползучий" процесс разрушения всей бюджетной сферы, порождающий деградацию экономики в целом.

Второе из рассматриваемых  направлений — содействие государства  выполнению заработной платой своей  стимулирующей функции. Последняя  состоит:

а) в обеспечении необходимой  работодателю трудовой отдачи от наемного работника;

б) в создании определенного  стереотипа поведения работников в  процессе реализации ими в производственной деятельности своих физических и  духовных способностей.

Третье направление состоит  в усилении госрегулирования макроэкономических процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной заработной платы и цен.

В программе социально-экономического развития страны на 2011-2015 года(в соответствии с Законом Республики Беларусь « О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь») был предусмотрен рост реальной заработной платы в 1,85-1,93 раза, рост ее минимального уровня не менее одной трети от средней заработной платы по республике. Считалось, что предполагаемый рост заработной платы как основного источника доходов населения обеспечит повышение ее покупательной способности. А о самой покупательной способности МЗП нет ни слова. И предполагаемые индексы роста цен весьма непостоянны, так что делать на основе принятых методов расчёта чёткие и гарантированные выводы и прогнозы не представляется возможным.

По данным Министерства труда и социальной защиты в 2012 г. В Беларуси в темпы роста номинальной и начисленной среднемесячной заработной платы в целом по республике составит не ниже 165 %, в бюджетной сфере – 149,5 % , реальной заработной платы – 104,2 %.

Среднемесячная заработная плата в республике в январе-декабре 2011 г. составила 1925,3 тыс. рублей, в том числе в декабре соответственно – 2877,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с ноябрем 2011 года на 18 %, или на 438 тыс. рублей (по прогнозу на 2011 год ее рост должен составить 108,3-112,3 %). В образовании средняя заработная плата в декабре 2011 года составила 2000,1 тыс. руб.

Реальная заработная плата(заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в республике в январе-декабре 2011 года по сравнению с январем-декабрем 2010 года увеличилась на 1,3  %, в декабре 2011 г. По сравнению с ноябрем 2011 года – на 15,3 %. Покупательная способность заработной платы в мае 2011 г. незначительно уменьшилась по сравнению с декабрем 2010 года. Например, по продуктам: хлеб ржано-пшеничный – уменьшилась на 7,7 %. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился в г. Минске и составил – 2507,6 тыс. рублей за январь-декабрь 2011 года, за декабрь 2011 года- 3829,9 тыс. рублей. Изменение реальной заработной платы за январь-декабрь 2011 года к соответствующему периоду предыдущего года составило 100,5 %. По видам экономической деятельности наиболее высокий уровень оплаты труда на деятельность, связанную с вычислительной техникой — 5306,5 тыс. руб., производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов — 4076,2 тыс. рублей, химическое производство-3591,6 тыс., что в 1,65 раз выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях текстильной швейной промышленности средняя зарплата составила 1478,7 тыс. руб., или на 32 % ниже, чем в среднем по промышленности.

Зарплата работников, занятых  в сельскохозяйственном производстве, в январе-декабре 2011 г. составила 1331,4 тыс. руб., что в 1,4 раза ниже среднего уровня. Но этот пробел пытается восполнить государство путем действия различных программ по улучшению жизни на селе.(Приложение Е)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Политика льгот и компенсаций

Социальная поддержка  населения является неотъемлемой частью социальной политики государства. В Республике Беларусь на сегодняшний день действующая система социальной защиты населения включает различного рода выплаты, пособия, социальные трансферты, предоставление отдельных льгот, социальных услуг.

Социальные трансферты –  это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Информация о работе Направление совершенствования социальной политики Республики Беларусь