Направление совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Государство проводит политику, предусматривающую: создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, и в первую очередь ее наименее обеспеченной части; совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы; стабилизация занятости и сокращение безработицы; социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения.
При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредотачиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума всех нуждающихся, развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами социальной политики является государственные социальные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Сущность, причины, критерии дифференциации доходов
населения……………………………………………….....………….6
1.1 Сущность понятия дифференциация доходов населения………..6
1.2 Причины, критерии дифференциации доходов населения……....9
ГЛАВА 2. Анализ показателей влияющих на уровень жизни населения
в Республике Беларусь…………………………..……...………….12
2.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь………………...12
2.2 Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в
Республике Беларусь……….………………………………...……19
ГЛАВА 3. Направление совершенствования социальной политики
Республики Беларусь……………………………………………..…22
3.1 Приоритетные направления социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Политика установления
минимального уровня заработной платы ……………......…..……22
3.2 Политика льгот и компенсаций……………………….……..……..28
3.3 Особенности политики доходов населения Республики
Беларусь………………………..……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………...…

Вложенные файлы: 1 файл

МОЕ КУРСАЧ НА БАРГУ.docx

— 257.23 Кб (Скачать файл)

Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов  малоимущих слоев населения, создает  условия для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

Перераспределение доходов  правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

- «трансфертные платежи», выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, пособия, выплачиваемые мало-обеспеченным группам, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным, пособий ветеранам, стипендии. Государство с целью социальной защиты населения стремится обеспечить чтобы любые социальные трансферты были не ниже прожиточного минимума. То есть первоочередной приоритет социальной политики – обеспечить всех граждан не ниже прожиточного минимума.

- «регулирование цен» на социально-важную продукцию. Правительство Беларуси установило перечень социально значимых товаров(работ, услуг), цены(тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, а так же облисполкомами и Минским горисполкомом.(Однако исключение составляют коммерческие организации с иностранными инвестициями, которым предоставлено право самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства). [ 10 ]

- «индексацию» фиксированных  доходов и трансфертных платежей  при определенном законом проценте  инфляции;

- «обязательный минимум  зарплаты» как базы оплаты  труда на всех предприятиях;

- «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка  увеличивается по мере роста  размеров номинального дохода.

В Республике Беларусь был  проанализирован уровень бедности, выявлены наиболее уязвимые к риску  бедности слои населения, а так же рассмотрена эффективность существующих социальных трансфертов. Наиболее подвержены риску стать бедными в Беларуси дети, пенсионеры, безработные, экономически неактивная часть населения(люди, которые  по каким-то причинам добровольно не работают – к примеру, домохозяйки), а так же лица с низким уровнем образования.

Например, пенсионеры не являются абсолютно бедными, так как даже минимальный размер трудовой пенсии превышает размер бюджета прожиточного минимума, выступающего чертой абсолютной бедности. Однако средний размер пенсий ненамного превышает прожиточный  минимум, что обуславливает высокий  уровень относительной бедности пенсионеров. В настоящее время возрастает доля пенсионного населения, и поэтому налоги на социальное страхование растут темпами превышающими темпы роста собственно трансфертных выплат. При сохранении действующей пенсионной системы выплаты каждому из них могут снизится, и в результате доходы части пенсионеров могут оказаться ниже уровня абсолютной бедности. Актуальной угрозой для системы социальной защиты Беларуси является и бедность среди безработных в случае резкого увеличения их числа.

При довольно высокой эффективности  социальных трансфертов в Беларуси проблема их адресности до сих пор  не решена. Сегодня денежные трансферты в нормальном выражении для богатых  и для бедных примерно одинаковы. В 2010 году быстрый экономический  рост способствовал сокращению абсолютной бедности, пусть и при некотором увеличении разрываа в доходах богатых и бедных слоев населения. В 2011 году ситуация радикально изменилась : от инфляции и девальвации страдают в первую очередь малообеспеченные слои населения. Если в 4 квартале 2010 года в Беларуси уровень абсолютной бедности составлял 4.7 %, то в 4 квартале 2011 года он возрос до 10.1 %.В связи с этим важно изучить, какие группы в наибольшей степени пострадали от кризиса, и какие инструменты социальной политики способны поддержать их материальное благосостояние.

К тому же множество льгот  остаются невостребованными и буквально  выбрасываются на ветер средства из госбюджета. Решение этих проблем  нам подсказывает весь цивилизованный мир. Действительно, сложно найти страны где еще существуют, скажем, льготы на транспорт. Разработка механизмов льгот гораздо сложнее механизма выплат.

Второй вариант совершенствования политики льгот состоит в пересмотре критериев зачисления к льготникам. Поскольку эти критерии, будучи изжитками социализма, изрядно добавляют расходов к балансу бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Особенности политики доходов населения в Республике Беларусь

Для выделения особенностей совершенствования политики доходов  необходимо обозначить особенности  экономической ситуации в Беларуси.

Беларусь – страна с  переходной экономикой, занимающая 65- место в мире по индексу развития человеческого потенциала ( ИРЧП), с достаточно высокой долей государственного сектора в экономике. Но, для формирования заработной платы по законам рынка необходимо «запустить» рыночную систему, а для этого продолжать реформирование государственного устройства от административно-планового типа экономики. Здесь можно выделить несколько подпунктов:

- сокращение льготных  категорий населения; 

- усиление методов по  контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;

- создание частных пенсионных  фондов;

- дифференциация пенсий  по выслуге лет, по размерам  внесенных средств; 

- чёткое налоговое законодательство, но без чрезмерного использования  прогрессивных налоговых ставок;

- борьба с "теневой  экономикой", путём отмены лицензий, демонополизации рынка; 

- искоренение коррупции  во властных структурах.

Что же касается механизма  дифференциации и формирования доходов, то можно сделать вывод о том, что определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует  материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов  приложения своих возможностей. Это  объясняется тем, что существует непосредственная зависимость между  мерой труда, мерой его оплаты и, соответственно, мерой потребления.

В этом плане задача состоит  в том, чтобы минимизировать резкие скачки дифференциации, попытаться ее минимизировать, а также уменьшить  количественный разброс между очень  богатыми слоями и очень бедными.

К предложенным выше факторам снижения напряжённости в дифференциации населения можно добавить еще один – рост реальных денежных доходов населения. На выполнение показателя роста реальных денежных доходов населения оказала влияние не только политика по формированию доходов, но и ценовая политика государства. При реализации данного шага необходимо учитывать, что на современном этапе экономического развития Республики Беларусь повышающее давление регулируемых цен и тарифов на потребительские цены составляет почти пятую часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста покупательской способности населения за счет инфляции могло быть значительно меньшим, если бы отсутствовало повышающее давление со стороны органов государственного управления по пересмотру регулируемых цен и тарифов опережающими темпами.

В прогнозируемом периоде  основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого  роста уровня жизни населения  и сокращение бедности.

Для достижения цели необходимо:

– обеспечить рост денежных доходов населения и их реального  содержания как условия повышения  платежеспособного спроса населения;

– значительно повысить размер заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;

– повысить роль государственных  минимальных социальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования  налогообложения доходов граждан;

– обеспечить повышение  защищенности социально уязвимых слоев  населения, проведение пенсионной реформы.

Политика в области  оплаты труда будет формироваться  с учетом того, что заработная плата  должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения  эффективности производства. Для  этого необходимо обеспечить повышение  доли заработной платы в валовом  внутреннем продукте и денежных доходах  населения. Основными задачами реформирования оплаты труда в предстоящем пятилетии  станут:

– усиление стимулирующей  роли заработной платы в увеличении производства продукции, работ (услуг) и повышении его эффективности;

– значительное повышение  удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате;

– регулирование цены рабочей  силы на основе поэтапного приближения  размера тарифной ставки первого  разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе –  к минимальному потребительскому бюджету;

– обеспечение дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификации;

– повышение роли социального  партнерства при регулировании  оплаты труда в реальном секторе  экономики;

– реализация принципа равной оплаты равносложного труда в  сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятий и организаций различных  форм собственности.

Регулирование оплаты труда  работников бюджетной сферы государством предусматривается осуществлять путем  выработки обоснованной политики в  определении минимальной заработной платы, размера тарифной ставки первого  разряда; упорядочения системы над тарифных выплат и совершенствования параметров Единой тарифной сетки; разработки более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.

В реальном секторе экономики  политика государства, связанная с  трудовыми отношениями, будет реализовываться  через расширение сферы действия и повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы налогов и платежей с целью повышения стимулирующей роли заработной платы в результатах труда и тем самым восстановления функции у заработной платы расширенного воспроизводства рабочей силы, что позволит поднять престиж труда.

Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные  на индекс потребительских цен) за 2010 год г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 15,1% реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов) — на 14,8 %.

Следует выделить проблему формирования дохода из внешнего сектора. В настоящее время большие объёмы денежных средств в виде зарплаты ввозится из-за границы. Их стараются не регистрировать (и, надо сказать, в большинстве случаев достаточно успешно), так как они облагаются достаточно большим налогом. Регулирование законодательства и снижение налоговой ставки поможет учитывать и получать налоги с этого вида доходов. Кроме того, исчезнет, связанный с «отмыванием» этих средств сектор «теневой экономики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в ходе работы выяснилось, что основными источниками доходов населения являются:  заработная плата; доход, получаемый за счет использования иных факторов производства; предпринимательский доход; трансфертные платежи. Причем большое влияние на уровень жизни оказывает именно оплата труда.

Динамика показателей, характеризующих  доходы населения, является положительной и свидетельствует о последовательном и сбалансированном повышении уровня жизни населения. Рост реальных денежных доходов населения, его потребительских расходов и сбережений в значительной мере связан с благоприятной макроэкономической ситуацией, повышением деловой и инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики.

    Был также сделан  вывод о том, что в настоящее  время в мире наблюдается сильная  дифференциация доходов, что в  свою очередь оказывает влияние  на уровень бедности в мире. При анализе данных об уровнях бедности выяснилось, что уровень малообеспеченных граждан в нашей стране составил 10,1 % в 4 квартале 2011 года, что говорит о значительном сокращении уровня бедности начиная с 2000 года . Это говорит о том, что высокий уровень экономического развития страны непосредственно влияет на уровень бедности. Однако  важно изучить какие группы в наибольшей степени пострадали от кризиса, и какие инструменты социальной политики способны поддержать их материальное благосостояние. Правительство всячески стремится сбалансировать доходы населения, что позволит избежать напряженности в стране.

В странах постсоветского пространства наблюдается разный уровень  развития стран. Это целиком и  полностью зависит от того, какие  меры по выходу из кризиса предпринимало  правительство каждой из стран.

Следует заметить тот факт, что Республика Беларусь занимает одну из лидирующих позиций среди стран  СНГ по уровню заработной платы и отмечен один из самых низких показателей дифференциации в уровне материального благосостояния . Так как на данный момент в Беларуси созданы основные возможности для того, чтобы люди своим трудом могли обеспечить себя и свои семьи необходимым доходом. Главной же целью социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы является повышение уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктирования и роста конкурентоспособности экономики. До 2015 года предусматривается обеспечить существенное повышение уровня занятости населения (так как по сравнению с 2010 годом численность занятого населения Республики Беларусь в 2011 году снизилась на 20,1 тысячи человек), размеров заработной платы, обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров, повышение социальных выплат, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения(повышение качества медицинского обслуживания, доступности услуг), культурно-образовательной сферы(подготовка учебно-методических комплексов, мультимедийного сопровождения образовательного процесса ), укрепление социальных гарантий и стандартов. По данным страна должна приблизится к уровню развитых европейских государств.

Информация о работе Направление совершенствования социальной политики Республики Беларусь