Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:51, реферат
Целью данного реферата является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики и мер практической ее реализации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды;
2. рассмотреть инструменты внешнеторговой политики;
3. провести анализ внешней торговли Республики Беларусь;
4. дать характеристику современной внешнеторговой политике Беларуси;
Введение
1. Понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды
2. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Характеристика современной внешнеторговой политики Беларуси
2.2 Перспектива присоединения Республики Беларусь к ВТО. Совершенствование законодательства в области ВЭД в рамках интеграции в ВТО
3. Перспективы развития экспортно-импортной деятельности Республики Беларусь
3.1 Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 2001-2008 годы
3.2 Развитие экспорта образовательных услуг
Заключение
Список использованных источников
Кстати, по экспертным оценкам промышленный потенциал государств участников содружества составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов - около 25%.
В то же время структура экономики республики долгое время складывалась в рамках внутрисоюзного разделения труда и имеет ярко выраженный характер удельного потребления энергоресурсов, металла, комплектующих и т.д. В наиболее жесткой зависимости экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырье, материалах и полуфабрикатах более чем на 60%, потребляя при этом более 70% промышленного производства республики.
Исторически сложилось так, что экономика Республики Беларусь ориентирована на внешние рынки. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте превышает 60%. На внешний рынок направляется более 90% тракторов, грузовых автомобилей, 70% металлообрабатывающих станков, холодильников, химических волокон и нитей, интегральных схем и полупроводников, более 50% телевизоров и изделий легкой промышленности.
Развитие белорусского экспорта является ключевым условием дальнейшего экономического развития Республики Беларусь. Утверждена Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы.
Данной Программой предусматривается
два сценария развития экспорта - базовый
и оптимистический, рассчитанный на
более благоприятную
В Программе сделан акцент на развитие услуг. Ожидается, что их экспорт увеличится с 2,1 млрд. долларов (по предварительной оценке) в 2005 году до 3,5 млрд. долларов в 2010 году по базовому варианту или до 4 млрд. долларов по оптимистическому. Причем планируется расширять спектр услуг, предоставляя не только традиционные их виды, но и услуги медиарынка, в сфере образования, привлекая иностранных студентов на учебу в нашу страну. Экспорт товаров в рамках базового варианта планируется к 2010 году на уровне 25,2 млрд. долларов, а по оптимистическому - 29,1 млрд. долларов, в то время как в текущем году этот показатель ожидается в размере 16,2 млрд. долларов.
Таким образом, Программой развития экспорта предусмотрено повышение эффективности внешней торговли и доходов от экспорта, в первую очередь, за счет получения доходов от доставки товаров.
Основным экономическим и торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. На долю России приходится более половины общего объема внешней торговли Республики Беларусь. В свою очередь, Республика Беларусь также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и занимает второе место во внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.
Усилия Республики Беларусь в данном направлении сосредоточены на создании единого экономического пространства с Россией, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы, равные условия для деятельности субъектов хозяйствования. Выравнивание цен на электроэнергию и природный газ, установление единых тарифов на железнодорожные перевозки для белорусских и российских субъектов хозяйствования в значительной степени способствуют снижению цен на белорусскую продукцию, повышению ее конкурентоспособности.
Вторым важнейшим торговым партнером нашей страны является Европейский союз. На долю Евросоюза приходится около трети белорусского экспорта в страны вне СНГ и более половины импортных закупок.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь активно проводит работу по развитию инфраструктуры внешней торговли и сотрудничества, которая включает в себя в том числе подготовку инвестиционных, торговых соглашений и договоров об избегании двойного налогообложения. При этом география заключения этих международных договоров охватывает практически все континенты.
2.2 Перспектива
присоединения Республики
Стремление к интеграции в мировое экономическое сообщество, к деятельному участию в международном разделении труда формирует интерес Республики Беларусь к равноправному членству в регулирующих механизмах мировой экономической системы, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).
Работа по присоединению к ВТО, начатая Правительством Республики Беларусь в 1995 г., представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима страны к требованиям данной организации, которыми на сегодняшний день регулируется более 95 процентов всей мировой торговли.
Присоединение Беларуси к
ВТО рассматривается как
На начало 2006 г. проведено 8 заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь, а также 17 раундов двусторонних переговоров со странами-членами ВТО.24.5.2005г. в штаб-квартире ВТО в Женеве состоялось седьмое заседание Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. В повестку дня заседания Рабочей группы был включен вопрос обсуждения новой редакции Сводного отчета. Это базовый документ, в котором излагаются итоги анализа, проведенного в рамках Рабочей группы, внешнеторгового режима Беларуси на его соответствие правилам и нормам ВТО. Страны-участницы Рабочей группы также рассмотрели действия правительства Беларуси по приведению национального законодательства в соответствие правилам многосторонних соглашений ВТО.
В процессе переговоров белорусская
сторона исходит из необходимости
поддержания адекватного
Общая позиция: Беларусь будет готова принять по итогам многосторонних торговых переговоров (2005 г. либо позднее) обязательства на уровне других стран-членов ВТО и при этом рассчитывает, что в отношении нее странами-членами не будут выдвигаться особые (дополнительные, дискриминационные) требования, выходящие за пределы пакета обязательств самих стран-членов.
На проходившей с 9 по 14
ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) 4-й Министерской
конференции ВТО принято
Вступление Беларуси в ВТО требует проведения переговоров по перечню тарифных уступок и обязательств, мерам по облегчению импорта, мерам по субсидированию импорта, по перечню специфических обязательств по торговле услугами. Необходимым становится приведение законодательства республики в соответствие с нормами и правилами ВТО, Это, прежде всего, касается положений об антидемпинговых мерах, субсидиях, технических барьерах, системе лицензирования товаров, торговле правами интеллектуальной собственности и др.
Полноправное
участие в ВТО предполагает принятие
республикой нормативно-
В качестве главной задачи на предстоящий период Правительством страны определен комплекс мер по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями ВТО в следующих областях: нетарифное регулирование, защитные меры, валютное регулирование, ценовая политика, государственная поддержка сельского хозяйства, налогообложение, льготы и субсидии, лицензирование, таможенное оформление и таможенная оценка, защита интеллектуальной собственности и т.д.
Так, в новую редакцию Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и Таможенного кодекса (вступил в силу с 25.05.2005) включены такие требования ВТО, как запрет на введение в действие нормативно-правовых актов задним числом, запрет на взимание процента от суммы контракта в качестве платы за оформление сделок, запрет на взимание дифференцированных ставок налогов в зависимости от страны происхождения товара.
Закрепление этих
норм ВТО позволит снять множество
проблем для белорусских
Принятие закона обусловлено динамичным развитием внешнеторговых связей Белоруссии, переговорами о присоединении к ВТО и участием страны в таких интеграционных процессах как Союзное государство с Россией, ЕврАзЭС, ЕЭП.
Переговорный процесс по присоединению Белоруссии к ВТО может завершиться в конце 2006-го - начале 2007 г. Сегодня по вопросам вступления Беларуси в ВТО создана так называемая "Рабочая группа ВТО по Беларуси", в которую входят 25 стран. Итогом работы группы должен стать доклад о том, что ситуация в Беларуси, ее таможенные тарифы и внешнеэкономический режим соответствуют нормам и правилам ВТО. После этого доклада будет подписан соответствующий документ о том, что Беларусь является членом ВТО.
Полноправное
членство в ВТО даст Беларуси возможность
стать участником процесса многостороннего
регулирования мировой
Особо следует подчеркнуть значение использования международной правовой системы ВТО для защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности как "члена-экспортера" и "члена-импортера". У нее появится возможность защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", если субсидированный экспорт стран - торговых партнеров будет оказывать отрицательное воздействие на экспорт Беларуси.
Кроме того, появится возможность использовать институциональный механизм для проведения объективного расследования относительно применения торговым партнером субсидий, их объемов, а также о наличии ущерба, потере или уменьшении прибыли.
С другой стороны, после вступления в ВТО Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации и в значительной степени либерализовать внешнеторговый режим.
Введение режима
свободной конкуренции товаров
и услуг может привести и к
ухудшению структуры экспортно-
Продолжительность периода вступления страны в ВТО зависит от хода проводимых реформ, направленных на преодоление кризисных явлений в отдельных отраслях и создание эффективного конкурентоспособного национального хозяйственного организма, корректировку системы таможенных тарифов.
Таким образом, тактика Республики Беларусь в период переговорного процесса при присоединении к BTО должна заключаться в постепенном открытии национальной экономики, опираясь на разумное сочетание мер либерализации и протекционизма. Это подразумевает формирование такой системы регулирования внешней торговли, которая будет способствовать, с одной стороны, постепенному открытию внутреннего рынка, а с другой - селективной защите ограниченного круга товаров. Оптимальная система защиты национальных производителей должна характеризоваться наличием умеренных тарифов, предпочтительно не изменяющихся по отраслям (или, по крайней мере, различающихся незначительно), и быть достаточной для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства и уменьшающихся по мере того, как экономика Беларуси будет интегрироваться в международную торговлю.
3. Перспективы развития экспортно-импортной деятельности Республики Беларусь
3.1 Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 2001-2008 годы
Таблица 1. Основные показатели внешней торговли товарами (миллионов долларов США)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 (январь-июнь) | |
Объем внешней торговли Республики Беларусь |
15737 |
17113 |
21504 |
30265 |
32687 |
42085 |
53000 |
36760,3 |
экспорт товаров |
7451 |
8021 |
9946 |
13774 |
15979 |
19734 |
24300 |
17272,7, |
импорт товаров |
8286 |
9092 |
11558 |
16491 |
16708 |
22351 |
28700 |
19487,6 |
сальдо |
-835 |
-1071 |
-1612 |
-2717 |
-729 |
-2617 |
-4400 |
-2214,9 |
со странами СНГ |
10291 |
10679 |
13484 |
19201 |
18202 |
23121 |
30231,1 |
21222,8 |
экспорт товаров |
4494 |
4384 |
5435 |
7318 |
7060 |
8609 |
11200 |
7592,2 |
импорт товаров |
5797 |
6295 |
8049 |
11883 |
11142 |
14512 |
19031,1 |
13630,6 |
сальдо |
-1303 |
-1911 |
-2614 |
-4565 |
-4082 |
-5903 |
-7831,1 |
-6038,4 |
со странами вне СНГ |
5446 |
6434 |
8020 |
11064 |
14485 |
18964 |
22768,9 |
15537,5 |
экспорт товаров |
2957 |
3637 |
4511 |
6456 |
8919 |
11125 |
13100 |
9680,5 |
импорт товаров |
2489 |
2797 |
3509 |
4608 |
5566 |
7839 |
9668,9 |
5857 |
сальдо |
468 |
840 |
1002 |
1848 |
3353 |
3286 |
3431,1 |
3823,5 |
Информация о работе Направления развития финансовых связей Республики Беларусь на современном этапе