Научные основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:32, лекция

Краткое описание

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по Национ. эконом Болдака А. К.3.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

 

5.Бюджетная система Республики Беларусь— это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Доходы бюджета формируются  за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также  иных поступлений.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной  единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с законом  в Республике Беларусь могут создаваться  внебюджетные фонды.

С 1 января 2009 года вступил  в силу Бюджетный кодекс. Контроль за использованием республиканского бюджета  осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь формируются за счет:

1.Налоговых доходов.

2.Взносов на государственное социальное страхование.

3.Неналоговых доходов.

Расходы консолидированного бюджета включают:

  1. Общегосударственные расходы.
  2. Национальная оборона.
  3. Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.
  4. Национальная экономика.
  5. Охрана окружающей среды.
  6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.
  7. Здравоохранение.
  8. Физическая культура, спорт, культура и СМИ.
  9. Образование.
  10. Социальная политика (с ФСЗН)

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Основа налоговой  системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

 

6. Социальная политика государства – это деятельность государства и общественных институтов, направленная на повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

  1. Государственная программа «Культура»;
  2. Республиканская программа «Здоровье»;
  3. Государственная программа развития спорта и туризма;
  4. Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
  5. Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
  6. Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания».

Обобщающим показателем  социального развития страны является - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ИРЧП состоит из:

  1. Индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении
  2. Индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.
  3. Индекс грамотности взрослого населения
  4. Совокупный индекс достигнутого уровня образования - Беларусь занимает 26-е место в мире. По удельному весу

 

 

Другие характеристики социальной сферы:

1) Удельный вес расходов на здравоохранение.

2) Удельный вес расходов на образование

3) Количеству врачей на сто тысяч человек населения.

4) Уровень детской и материнской смертности.

5) Устойчивый доступ к источникам питьевой воды улучшенного качества.

 

 

7. МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  1. Тенденции и факторы международной интеграции.
  2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.
  3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации.

Международная экономическая интеграция – переплетение хозяйственных связей между странами мира, которое ведет к слиянию национальных рынков, формированию единого мирового экономического пространства с единым рыночным режимом.

Международная экономическая интеграция обусловлена рядом следующих факторов:

  1.  углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства;
  2. ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;
  3. расширение региональных группировок;
  4. формирование региональных рынков;
  5. интернационализация хозяйственной жизни;
  6. создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъектом международного права. С 19 сентября 1991 года БССР стала называться Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принят первый законодательный акт о самостоятельной внешнеполитической деятельности республики. С конца 1991 года начался процесс признания мировым сообществом молодого белорусского государства. К настоящему времени Беларусь установила дипломатические отношения со 162 государствами. Республика имеет 65 дипломатических представительств в 46 странах мира, в том числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств, 1 консульство, 12 отделений посольств. Беларусью подписано более 3 тыс. международных документов. В республике функционируют 37 посольств, 2 отделения посольств, 1 торговое представительство (КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных консулов иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 посла иностранных государств.

Активно развивается  и внешняя торговля Республики Беларусь со странами мира.

Основными задачами внешней  политики Республики Беларусь являются:

  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
  • равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
  • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;
  • содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;
  • содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
  • расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
  • привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
  • участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

2. СНГ (Содружество Независимых Государств) – объединение суверенных государств: РБ, РФ, Украины, Казахстана, Туркменистана, Молдовы, Таджикистана, Армении, Кыргызстана (1991 год), Узбекистана (1992 год), Азербайджана, Грузии (1993 год), образованное в соответствии с договороми между ними в 1991, 1992 и 1993 годах. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК).

Объективными причинами  образования СНГ являлись следующие:

1) страны, входящие в  СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы  в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;

2) страны СНГ совместно  обладают большими природными, человеческими  и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество

3) выгодное геополитическое  положение: например, по территории  СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;

4) относительно дешевая  в мировых рамках рабочая сила .

Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений:

  1. В октябре 2000 году был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
  2. В сентябре 2003 года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины. При этом Россия, Беларусь и Казахстан – приступили к формированию таможенного союза.

Основные характеристики взаимной торговли РБ со странами СНГ:

1. Объем внешней торговли.

2. Экспорт товаров.

3. Импорт товаров.

3. Союз РБ и РФ – интеграционное образование двух стран СНГ, созданное в соответствии с Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 год), с 1997 года — Договор об образовании Союза Беларуси и России, а с 1999 года – Договор о создании Союзного государства РБ и России.

На заседании Совета Министров Союзного государства от 15.10.2010 года приняты к реализации основные союзные программы на 2011-2013 годы:

  1. мегапроект «НИКА»;
  2. создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов;
  3. разработка и организация производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем;
  4. разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе;
  5. разработка опережающих технологий «двойного» применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах управляемого формообразования;
  6. создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных – программа «БелРосТрансген-2»;

7) применение метода вибросварки при изготовлении изделий из пластмасс для автомобильной промышленности. Использование высококачественного сетевого шнурка для сложной бытовой техники;

8) программа «Нанотехнологии — СГ»;

9) космос Союзного государства.

 

8. НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь.
  1. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система.

 

Устойчивое  развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны.

Особое внимание экономической безопасности страны уделяется в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, где выделен специальный раздел «Экономическая безопасность». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической безопасности в ее важнейших сферах.

Методологические  основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства содержатся в новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. Выделены составные части национальной безопасности - безопасность в политической, экономической, научно-технической, социальной, демографической, военной, экологической и информационной сферах.

Важнейшей составной  частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

  • недостаточная  конкурентоспособность  национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
  • изношенность производственных мощностей;
  • недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;
  • малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
  • ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;
  • высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.

Информация о работе Научные основы национальной экономики