Национальная конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
• конкурентоспособность товара;
• конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы);
• отраслевая конкурентоспособность;
• конкурентоспособность стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности страны
1.2 Методы оценки конкурентоспособности страны
1.3 Взаимосвязь конкурентоспособности экономики страны и уровня ее социально – экономического развития
ГЛАВА 2
2.1 Описание рейтингов
2.2 Кластерный анализ
2.3 Регрессионная модель
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности страны

1.2 Методы оценки конкурентоспособности  страны

1.3 Взаимосвязь конкурентоспособности  экономики страны и уровня  ее социально – экономического  развития

ГЛАВА 2

2.1 Описание рейтингов

2.2 Кластерный анализ

2.3 Регрессионная модель

ГЛАВА  3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкурентоспособность - это  сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях: 

  • конкурентоспособность товара;
  • конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы);
  • отраслевая конкурентоспособность;
  • конкурентоспособность стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  СТРАНЫ

 

1.1 Понятие и факторы  (показатели) конкурентоспособности  страны

Конкуренция - одна из главных черт рыночного  хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает  условия для ее самореализации в  сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации  проблемы международной конкуренции  выходят на первый план.

Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Конкурентоспособность - это  сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях:

  • конкурентоспособность товара
  • конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)
  • отраслевая конкурентоспособность
  • конкурентоспособность стран

Конкурентоспособность —  одно из сложнейших многоаспектных экономических  понятий, которые динамично развиваются, подвергаясь постоянным изменениям. Единого, универсального, общепринятого  определения конкурентоспособности  ни в России, ни в мире не существует. Имеется множество определений  КСП, различающихся по сущностным признакам, включаемым элементам и другим категориям. Обычно под КСП понимают способность страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей — укрепления или завоевания позиций на конкурентном рынке. Иначе говоря, конкурентоспособность — это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение страны, ее экономики, товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, характеризующие такое состояние и его динамику.

Конкурентоспособность в  широком смысле слова - это оценочная  категория, которая характеризует  возможность оцениваемого объекта  успешно конкурировать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие "конкурентоспособность".

Конкурентоспособность страны – показатель, позволяющий на фоне других стран анализировать потенциал  страны с точки зрения ее экономического развития, роста благосостояния населения, развития более современных технологий и отраслей.

Наиболее распространенные определения из литературы:

Конкурентоспособность страны с точки зрения OECD рассматривается, как возможность производить конкурентоспособные товары и услуги при свободных и справедливых рыночных условиях, при этом увеличивая реальные доходы населения в долгосрочной перспективе при соблюдении международных экологических стандартов.

Существует несколько  различных подходов к изучению понятия  конкурентоспособности. Самый интересный и актуальный из них – подход Портера. В своей теории он вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое  страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная  конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно  развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное  преимущество страны на международном рынке определяет некий набор  детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
  • Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
  • Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
  • Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

 

           Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

По  мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности.

Государство  при помощи своей политики может  оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устойчивая стратегия, структура  и соперничество


Родственные и поддерживающие отрасли

Условия для факторов

Состояние спроса


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Детерминанты конкурентных преимуществ стран.

 

Рассмотрим три категории  факторов формирования макроконкурентоспособности: ресурсные, операционные и стратегические.

        1. Ресурсные факторы

         К ресурсным факторам относится всё то, чем обладает страна от Бога и что было создано в ней предшествующими поколениями. А именно:

  • территория страны, ее размеры и географическое местоположение, особенно выход к незамерзающим морским акваториям;
  • природный ландшафт и формирующие его климатические условия;
  • наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов (лесных, водных), флора и фауна, их объем и разнообразие;
  • накопленный человеческий потенциал, его разнообразие и этнокультурная структура;
  • культурное наследие в вещной и не вещной форме (литература, музыка, другие виды искусств, исторические памятники, памятники архитектуры);
  • научный задел предшествующих поколений, прежде его в виде результатов фундаментальных исследований;
  • часть производственного и инфраструктурного потенциала, созданного трудом предшествующих поколений: дороги, мосты, здания, сооружения, оборудование с длительным сроком службы (например, шлюзовое хозяйство на реках, гидроэлектростанции и т.п.).

          Если не пытаться эффективно использовать имеющиеся ресурсы, то не будет и отдачи. Важно правильно поставить задачу именно на национальном (макро-) уровне, тогда будет найдено и адекватное решение. Речь идет не только о природных ресурсах страны, но обо всех перечисленных ресурсах и об оптимальном их комбинировании для эффективного использования на макроуровне.

         2. Операционные факторы

Вторая категория факторов относится к операционной эффективности  использования ресурсного потенциала стран. Здесь на практике используются две группы показателей.

Первая группа – традиционные показатели: уровни и динамика внутренних и экспортных цен и затрат, динамика валютных курсов. В течение долгого  времени надежным и представительным показателем конкурентоспособности  считалась удельная заработная плата, поскольку именно она в наибольшей степени определяла экспортные цены. Занижение курса национальной валюты считалось испытанным средством повышения национальной конкурентоспособности в краткосрочной перспективе. Однако результаты эмпирических исследований 80-х годов поставили под сомнение их достаточность. Теперь всё чаще эти индикаторы используются в комплексе с другими (количественными и качественными) показателями, характеризующими процессы, которые лежат в основе долговременных изменений рыночных квот стран и общей картины международной торговли.

К показателям второй группы относятся производительность труда и полная факторная производительность, измеряющая выпуск, произведенный данным количеством труда и капитала, и указывающая на уровень применяемой технологии.

Страны, имеющие высокий  уровень производительности труда  и факторной производительности, т.е. имеющие выраженное технологическое  преимущество, могут быть конкурентоспособными на мировых рынках, поддерживая при  этом высокие доходы и уровень  жизни населения. 

Конкурентоспособность страны, основанная на ее технологических преимуществах, свойственна для богатых промышленно развитых стран.

Однако конкурентоспособность  страны может быть достигнута и на базе нетехнологического, ресурсного преимущества, прежде всего за счет низкой стоимости факторов производства идевальвации ее национальной валюты. Конкурентоспособность страны, базирующаяся на ресурсных преимуществах нетехнологического характера, за счет низкой  стоимости факторов производства, и прежде всего дешевом сырье и дешевой рабочей силе, а также на занижении стоимости национальной валюты, характерна для бедных стран.

Способы повышения конкурентоспособности, основанные на низком уровне заработной платы и занижении курса национальной валюты, противоречат смыслу и целям  экономического роста.  Тем не менее страны вынуждены их использовать для повышения национальной конкурентоспособности в краткосрочной перспективе, чтобы хоть как-то удержаться на мировых рынках и получить необходимую валюту, например для реализации своих национальных программ или выплаты иностранных долгов. Обычно это конкурентоспособность бедных, обремененных внешними долгами стран. Суть такой политики заключается в том, что страна принудительно девальвирует свою валюту, создавая конкурентные преимущества более низкими ценами, выраженными в валютах других стран. Таким образом, создаются предпосылки для расширения рынка экспортных товаров данной страны. Однако, если страна не успевает вовремя вложить полученные в результате расширения экспорта средства в развитие технологии и дальнейшее расширение производства и повышение его эффективности (а деньги обычно уходят на покрытие внешних долгов), то полученная выгода на макроуровне оборачивается убытками от повышения импортных цен и усиления инфляционных тенденций, еще более усугубляя экономическое положение этой страны. Круг замыкается... 

К ключевым факторам (показателям), отражающим операционную эффективность конкурентоспособности на макроуровне, можно отнести:

  • производство продукции (ВВП) на душу населения;
  • производительность труда (ВВП на одного занятого);
  • удельная оплата труда;
  • энерго- и материалоемкость продукции (потребление основных видов энергии и сырьевых материалов на единицу ВВП с учетом природно-климатических условий страны);
  • капиталоемкость продукции;
  • транспортоемкость (грузооборот транспорта на единицу ВВП);
  • паритет покупательной силы (ППС) национальной валюты по отношению к основным странам-конкурентам;
  • динамика курса национальной валюты по отношению к валютам ведущих стран мира и соотношение валютного курса и ППС;
  • экспортная ориентация экономики страны (объем экспорта к ВВП);
  • импортная зависимость (объем импорта к ВВП);
  • изменение “условий торговли” – изменение отношения индекса цен по экспорту к индексу цен по импорту;
  • сальдо торгового и платежного балансов страны;
  • уровень инфляции в стране по сравнению с основными странами-конкурентами;
  • уровень безработицы в стране по сравнению с основными странами-конкурентами;
  • объем инвестиций в науку и новые технологии;
  • объем инвестиций в человеческий капитал;
  • создание экономической среды, благоприятной для возникновения и диффузии нововведений и технологического развития компаний.

Информация о работе Национальная конкурентоспособность