Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
• конкурентоспособность товара;
• конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы);
• отраслевая конкурентоспособность;
• конкурентоспособность стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности страны
1.2 Методы оценки конкурентоспособности страны
1.3 Взаимосвязь конкурентоспособности экономики страны и уровня ее социально – экономического развития
ГЛАВА 2
2.1 Описание рейтингов
2.2 Кластерный анализ
2.3 Регрессионная модель
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
11. Уровень развития бизнеса
Уровень развития бизнеса касается общего качества бизнес-сетей страны, а также сложности операций и стратегий отдельно взятых предприятий. Это влияет на уровень эффективности при производстве товаров и услуг, что в свою очередь повышает производительность и конкурентоспособность всей страны. Когда компании и поставщики объединены в группы (кластеры) и географически пребывают недалеко друг от друга, эффективность растёт, появляется больше возможностей для инноваций, уменьшается количество барьеров для создания новых фирм. В результате индивидуальной деятельности и разработки стратегий фирм (брендинг, маркетинг, наличие цепочки создания добавленной стоимости, производство уникальных и сложных товаров) возникают комплексные и современные бизнес-процессы, поскольку новые идеи переходят от одних компаний к другим.
12. Инновации
Последняя составляющая конкурентоспособности – это технологические инновации. В долгосрочной перспективе повышение эффективности и уровня жизни возможно лишь за счёт технологических инноваций. Особое значение инновации имеют для развитых стран. В этих странах работают с самыми передовыми технологиями, поэтому возможность адаптации и интеграции внешних технологий, что упомянуто в 9-ой составляющей, достаточно ограничена. Компании в таких государствах должны разрабатывать и создавать самые современные товары и процессы для сохранения конкурентоспособности. Для этого необходима благоприятная для инновационной деятельности среда, которую поддерживают государственный и частный секторы. В частности, это предусматривает достаточные инвестиции в научные исследования, в особенности со стороны бизнеса, высококачественные исследовательские институты, сотрудничество в исследованиях между университетами и бизнесом, а также защиту интеллектуальной собственности.
Не смотря на то, что 12 составляющих конкурентоспособности представлены отдельно, тем не менее, все они взаимосвязаны: это означает не только взаимосвязь, но и то, что они усиливают друг друга. Например, бизнес не сможет применять инновации (двенадцатая составляющая), если институты (первая составляющая), которые отвечают за защиту интеллектуальной собственности, не исполняют свою роль или, если рабочая сила недостаточно образована или плохо подготовлена (пятая составляющая). Несмотря на то, что при подсчёте индекса двенадцать составляющих будут агрегированы в единый индекс, показатели также указаны для каждой из 12-и составляющих отдельно, таким образом, предоставляя анализ сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран.
Определяя приоритет и обособляя меры для развития экономики, а также сильные стороны, которые необходимо развивать, данный анализ формирует основу для будущего выбора экономической политики.
По результатам ИГК, на первой стадии экономический рост зависит от базовых факторов, а страны конкурируют за счёт обеспеченности ресурсами – в основном неквалифицированной рабочей силой и полезными ископаемыми.
Сохранение
Базовые требования
• Институты
• Инфраструктура
• Макроэкономическая среда
• Здравоохранение и начальное образование
Усилители эффективности
•Высшее образование и профессиональная подготовка
• Эффективность рынка товаров
• Эффективность рынка труда
•Уровень развития финансового рынка
• Технологическая готовность
• Размер рынка
Факторы развития и инновационного потенциала
• Уровень развития бизнеса
• Инновации
Основа
факторно-ориентированных экономик
Основа
ориентированных на
эффективность
экономик
Основа
инновационно-ориентированных
экономик
Рисунок 1.2 12 составляющих конкурентоспособности
Из 119-и переменных, которые составляют Индекс, приблизительно треть – это статистические данные, которые обычно получают от международных организаций. Оставшаяся часть – это данные, полученные в результате опроса руководителей предприятий, который проводится по методологии Всемирного экономического форума во всех стра-нах, включенных в отчет. Цель исследования – собрать качественные показатели специфических черт конкурентоспособности и представить сравнительные данные по вопросам, для которых нет точных статистических данных. Руководителям бизнеса предлагается оценить специфические особенности бизнес-климата в странах, где они работают. Для проведения опроса в каждой из стран Форум полагается на поддержку более чем 150-и организаций-партнёров. Как правило, такие организации-партнёры являются экономическими отделениями известных университетов, независимыми исследовательскими центрами или бизнес - организациями. В Украине партнёром Форума является Центр социально-экономических исследований
Украины (CASE).
ИГК сочетает статистические данные с результатами опроса руководителей предприятий. Как результат, эти данные дают важную информацию о приоритетах для реформ со стороны точных данных и бизнеса, работающего в стране. ИГК – это также и инструмент, который можно использовать для определения конкурентных пре-имуществ страны и для барьеров для её развития. Его также можно использовать для проведения параллелей между странами - соседями и определения общего места в рейтинге, которое занимает каждая из стран мира. Таким образом, особенным преимуществом исследования конкурентоспособности по методологии Всемирного экономического форума является то, что оно создаёт платформу для диалога между правительством, бизнесом и общественностью, которая может быть катализатором реформ по увеличению производительности с целью улучшения стандартов жизни.[2]
1.3 Взаимосвязь
В процессе глобализации мировой экономики повышается степень открытости национальных хозяйств и как следствие происходит относительное выравнивание условий конкуренции. Таким образом, национальные и зарубежные фирмы и предприятия оказываются примерно в сходных условиях хозяйственной деятельности, а конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому национальному экономическому субъекту. Следовательно, возможности стабильного экономического роста и изменения положения страны на мировых рынках, во многом зависят от того, как будет решаться задача повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Однако было бы нелогично
исследование проблем конкурентоспособности
проводить отдельно от понятия конкуренции.
Конкурентоспособность, прежде всего,
способность конкурировать. Конкуренция
– одна из главных черт рыночного
хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает
творческую свободу личности, создает
условия для самореализации в
сфере экономики путем
Проведем исторический ракурс
основных теорий конкуренции и
Наиболее целостные
Основоположником классической
концепции конкуренции по праву
считается А. Смит. Свободный рынок
по Смиту – это путь, ведущий
к благосостоянию нации. Адам Смит впервые
доказал, что конкуренция, уравнивая
нормы прибыли, приводит к оптимальному
разделению труда и капитала. Она
должна уравновешивать частные интересы
и экономическую эффективность.
В этом смысле Адам Смит отождествлял
конкуренцию с «невидимой рукой»
- автоматически равновесным
Таким образом, обеспечивается
экономический результат, не зависящий
от воли и намерений индивида. Более
того, из данного положения следует,
что рыночная экономика, не управляемая
коллективной волей, не подчиненная
единому замыслу, тем не менее, следует
строгим правилам поведения. В соответствии
с ними свободная конкуренция
на рынке факторов производства стремится
уравнять преимущества этих факторов
во всех отраслях и тем самым установить
оптимальное распределение
Несмотря на это, Адам Смит
не рассматривал конкретные элементы
рыночного механизма, которые часто
мешают достижению оптимума, он действительно
сделал первый шаг на пути к раскрытию
понятия конкуренции как
Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д. Рикардо отмечал: "Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеют ввиду такой товар…, на производство которого оказывает огромное влияние конкуренция». В «Принципах политической экономии и налогообложения» Д. Рикардо построил теоретическую модель совершенной конкуренции. При этом, для условий, рассмотренных ученым, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы.
В целом, концепция конкуренции, представленная А. Смитом, не была ни дополнена, ни оспорена в сколько-нибудь значительной степени никем из экономистов в течение длительного времени. Лишь в русле неоклассического направления развитие концепции (модели) конкуренции нашло свое продолжение.
Особенно значительными
можно считать неоклассические
концепции А. Маршалла. Он более полно
обосновал механизм автоматического
установления равновесия на рынке с
помощью совершенной
Маршалл положил начало технологической
концепции конкуренции. Объясняя преимущества
крупномасштабного
Конец XIX и начало XX веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике.
Выход в свет работ Э. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции» и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон, позволили говорить о несовершенной конкуренции. В своих работах Дж. Робинсон и Э. Чембирлен раскрыли характер ценообразования в условиях монополий и возникновение неценовых форм конкуренции [80].
К примеру, можно отметить, что к заслуге Робинсон принадлежит разработка параметров конкуренции. Помимо ценовой конкуренции Робинсон выдвигает и другие характеристики конкурентного поведения фирм: величина транспортных расходов, уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы. К тому же, исследуя монополию, Робинсон выделяет отрасли, где конкуренция принципиально в силу технологических особенностей (масштаба производства в первую очередь) невозможна. В дальнейшем эти отрасли получат название «естественные монополии». Следует отметить, что классическая трактовка естественной монополии продолжает составлять основу государственной конкурентной политики и сегодня.