Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
• конкурентоспособность товара;
• конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы);
• отраслевая конкурентоспособность;
• конкурентоспособность стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности страны
1.2 Методы оценки конкурентоспособности страны
1.3 Взаимосвязь конкурентоспособности экономики страны и уровня ее социально – экономического развития
ГЛАВА 2
2.1 Описание рейтингов
2.2 Кластерный анализ
2.3 Регрессионная модель
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Й. Шумпетер, продолжив критику совершенной конкуренции (в реальности условия совершенной конкуренции отсутствуют), в свою очередь выделяет две стороны конкуренции – конкуренция организующая (или созидательная) и конкуренция дезорганизующая (или разрушительная). Это явление он назвал «созидательным разрушением». Конкуренция рассматривается им как динамический процесс, которая ведет к открытию нового товара, новой технологии, нового источника сырья или нового типа организации.
Основной недостаток в
описании монополии классической и
неоклассической школами
Позднее значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии внесли Ф. И.Эджуорт как учение о математическом описании, А. П.Лернер как теория о монопольной власти и ее оценки, К. Виксель как концепция о конкуренции и ценовой дискриминации и др.
Таким образом, к средине XX века сформировались общие теоретические представления о сущности конкуренции, ее основных движущих силах в развитии конкурентоспособного бизнеса, выразившегося в постулировании четырех основных классических моделей: совершенной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.
Со второй половины XX века конкуренция приобретает все более новые черты.
Во-первых, свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочетается в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых (не без помощи протекционизма) рынках;
Во-вторых, постепенно происходит смещение от использования в основном ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым, хотя в реальности всегда наблюдается их сочетание;
В-третьих, изменения в
структуре спроса – переход от потребления
массовой унифицированной продукции к
индивидуализированному потребительскому
и инвестиционному спросу, способствует
большей сегментации рынков и возрастанию
интенсивности конкуренции. В условиях
ужесточения конкуренции за потребителя
выживают более сильные «инноваторы».
Конкуренции, во многих случаях, становится
присущ разрушительный характер, что влечет
за собой формирование нового более высокого
уровня конкурентоспособности,
Особенностями современной конкуренции (в эпоху глобализации) являются: господство сетевых структур, построенных на переплетении конкурентных и кооперативных начал и охватывающих все сектора национальной экономики; конкуренция приобретает глобальные мировые масштабы, все больше принимая инновационно-информационный характер; преобладание преимущественно неценовых методов конкуренции.
Таким образом, конкуренция
является одной из главных движущих
сил развития экономики и общественного
прогресса; это необходимый элемент
рыночного механизма, если ее нет
в реальности, то нет и рынка
как формы экономических
Концепция национальной конкурентоспособности также не нова. Так, Е. Райнерт утверждает, что именно с этой точки зрения нужно рассматривать такие понятия, как «богатство нации», «правильная торговля» (экспорт промышленных товаров и импорт сырья), «производительная сила». Поэтому все теории, раскрывающие механизмы повышения благосостояния нации, создания и умножения богатства, вовлеченности страны в международную торговлю, достижения стабильного экономического роста можно отнести к теориям, рассматривающим сущность конкурентоспособности экономики. А это означает, что каждая из основных последующих экономических школ прямо или косвенно затрагивает вопросы конкурентоспособности и раскрывает предмет исследования.
Изучение современных теорий конкуpентоспособности позволяет pазделить их на тpи гpуппы: теоpии амеpиканской, бpитанской и скандинавской научных школ. Каждая школа фоpмиpовалась с учетом того, что экономико-геогpафическая сpеда опpеделенной стpаны оказывает pешающее воздействие на исследователей, котоpые, теоpетически обобщив поле эмпиpических исследований, пpоведенных в своей стpане, пеpеносили теоpетические подходы на междунаpодный уpовень, где эти теоpии достаточно успешно пpименялись на пpактике.
Американская школа, в наибольшей степени ориентирована на практические аспекты реализации программ повышения конкурентоспособности экономических субъектов; основные темы исследований – анализ развития промышленных и региональных кластеров как основы конкурентоспособности стран и регионов (M. Porter, M. J. Enright).
Основные темы исследований британской школы – международное разделение труда между развитыми и развивающимися странами и формы организации производства, в частности рассматриваются взаимодействие между глобальными цепочками добавленной стоимости, контролируемыми ТНК, и локальными кластерами (J. H. Dunning, J. Humphrey, H. Schmitz, R. Kaplinsky, C. Freeman, C. Perez).
Скандинавская школа отличается социально-экономической направленностью; основные темы исследований – национальные и региональные инновационные системы, экономика и регионы обучения (B. A. Lundvall, B. Johnson, B. T. Asheim, A. Isaksen).
Рассмотрим взгляды отдельных представителей вышеуказанных научных школ.
Для исследования вопроса о том, почему государства достигают конкурентного преимущества в конкретных отраслях и какие существуют предпосылки для развития стратегии компании и экономики государства, американский ученый М. Портер провел четырехлетнее исследование в десяти достаточно влиятельных на мировом рынке странах: Дании, Германии, Италии, Японии, Кореи, Сингапура, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Результаты исследований и последующих научных разработок американского профессора и его команды выявились в формировании, по крайней мере, пяти концепций, которые взаимосвязаны между собой и объединены общей идеей достижения высокой конкурентоспособности:
Применяя созданную им теорию корпоративной стратегии к национальному уровню, М. Портер доказывает, что преимущества (а соответственно и конкурентоспособность) страны возникают не из интенсивности использования отраслью специфических факторов, которыми в относительном избытке наделена страна (что следует из теории Хекшера-Олина). Они являются результатом усилий, предпринятых на уровне фирмы для развития нового продукта, осуществления изменений, развития новых брендов или метода доставки и т. д. – то есть инноваций в широком смысле. Согласно Портеру, инновации могут возникнуть в любой отрасли, в которой существуют условия, направляющие и стимулирующие инновационные усилия, вне зависимости от факторной интенсивности. Эти условия создаются четырьмя элементами «ромба конкурентоспособности»: условиями для факторов; условиями для спроса; взаимосвязанными и поддерживающими отраслями; формированием фирменной стратегии и соперничества (рисунок 3). Более того, благоприятные условия приводят к конкурентным преимуществам, если фирма в состоянии разработать необходимую стратегию. Как и все элементы ромба, стратегии также имеют характеристики, особенные для каждой страны. Конкурентный потенциал любой экономической системы состоит из инновационных условий и сформированных стратегий. Страны должны перемещаться (рисунок 4) от базовых или простых факторов (естественных ресурсов, дешевой неквалифицированной рабочей силы) к более продвинутым (инновации и производственная инфраструктура) вместе с изменением корпоративной стратегии. Создавать благоприятные условия для этого процесса должно государственное регулирование.
Разработки М. Портера
применительно к региональному
аспекту в своих научных
Для подтверждения свого тезиса Энрайт провел исследование в нескольких отраслях промышленности, сконцентрированных в разных регионах мира – химическую промышленность в ФРГ и Швейцарии, производство синтетических волокон в Японии, производство керамической плитки в Италии и пришел к выводу о существовании региональных кластеров.
Стратегия фирм, их структура и соперничество
Параметры спроса
Параметры факторов
Родственные и поддерживающие отрасли
Случай
Правительство
Рисунок 1.3 - Модель «Даймонд» конкурентоспособности
Конкуренция на основе факторов производства
Конкуренция на основе инвестиций
Конкуренция
Конкуренция на основе богатства
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РОСТ
Рисунок 1.4 - Стадии развития конкурентоспособности
Международный опыт показывает, что в условиях глобализации экономически развитые страны сделали главным приоритетом своей политики аккумулирование наиболее перспективных ученых и высококвалифицированных специалистов. Это позволило с большим успехом в широких масштабах использовать труд ученых, профессиональных специалистов и других «носителей» человеческого капитала, сформированного в разных странах мира. «Утечка мозгов» стала одним из ощутимых факторов, сдерживающих качественное развитие экономики в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане. Такое перемещение дорогостоящего человеческого капитала уже имеет негативные последствия, в частности в плане трудового потенциала страны в целом. Но и сегодня, несмотря на большой отток кадров, страна располагает значительным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом для качественного обновления отечественной экономки. Это научные коллективы, занимающиеся исследованиями и разработками, с перспективой создания на их основе современных технологий.
В период, когда мир вступил в постиндустриальную эпоху становления и развития «новой экономики», человеческий капитал становится стратегическим ресурсом страны, качество которого в аспекте интеллекта, образованности и квалификации играет главенствующую роль в создании конкурентоспособной экономики, что в значительной мере изменяет характер конкуренции на мировых рынках и определяет место страны в международном разделении труда. Вполне логично сказать, что, по сути, это - конкуренция человеческих потенциалов разных стран. Экономическое и социальное развитие любой страны, и в частности Казахстана, особенно в условиях глобализации, в значительной степени зависит от эффективности процесса воспроизводства человеческого потенциала и повышения его качества.
Сегодня большое внимание уделяется проблеме национальной идеи, о чем много рассуждают в средствах массовой информации. В свое время национальная идея сыграла немаловажную роль в создании китайского, японского «чуда» и других азиатских стран. Сама по себе национальная идея не заработает. Необходимы значительные по своей убедительности побудительные мотивы для гражданской общности по доверию к лидерам, к государственной власти, веры в будущее. На первый план выходят такие нравственные ценности как чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечество, к сожалению, основательно утраченные за последнее время.
На сегодня реалии жизни таковы, что доминирование глобальных экономических процессов делает мировое хозяйство сильнее и значимее отдельно взятых национальных экономик. Уже ни одна страна не может оставаться конкурентоспособной на мировом рынке без реальной интеграции в составе того или иного региона. В Казахстане это хорошо понимают, причем изначально, с момента приобретения независимости, он выступал и выступает наиболее последовательным сторонником всесторонней интеграции на постсоветском пространстве. В этом контексте приверженность к интеграционным процессам Казахстан подтверждает своим членством в таких региональных объединениях, как ЕврАзЭС, ШОС, ЦАРЭС, СВМДА, ОДКБ и др. Активизация участия в различных интеграционных объединениях и организациях будет способствовать укреплению позиций Казахстана в международном экономическом сотрудничестве через усвоение рынков других стран, стимулируя развитие конкурентоспособной экономики. В свете поставленных задач по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира их реализация возможна только через полноценную интеграцию Казахстана в глобальную экономику.
Очевидно, что все поставленные задачи не могут быть решены одновременно и сразу. Есть много трудностей, которые предстоит преодолеть. Об этом надо говорить и лишь, осознав свои недостатки и больные места, можно будет избежать серьезных промахов и упущений при решении жизненно важных задач, которые будут определять будущее нашей страны. И сегодня, когда наша окрепшая экономика предоставляет огромный шанс, необходимо безотлагательно начать работать по созданию основ устойчивого и долгосрочного развития, чтобы встать на путь формирования развитой экономики. Тем более что у нас уже есть прецедент, когда за кратчайшие сроки в сложных условиях, осуществив радикальные экономические реформы, получив статус страны с рыночной экономикой, Казахстан вступил в третье тысячелетие как государство, стремящееся утвердить свою субъектность на мировой арене.