Национальная конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
• конкурентоспособность товара;
• конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы);
• отраслевая конкурентоспособность;
• конкурентоспособность стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности страны
1.2 Методы оценки конкурентоспособности страны
1.3 Взаимосвязь конкурентоспособности экономики страны и уровня ее социально – экономического развития
ГЛАВА 2
2.1 Описание рейтингов
2.2 Кластерный анализ
2.3 Регрессионная модель
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Й. Шумпетер, продолжив критику совершенной конкуренции (в реальности условия совершенной конкуренции отсутствуют), в свою очередь выделяет две стороны конкуренции – конкуренция организующая (или созидательная) и конкуренция дезорганизующая (или разрушительная). Это  явление он назвал «созидательным разрушением». Конкуренция рассматривается им как динамический процесс, которая ведет к открытию нового товара, новой технологии, нового источника сырья или нового типа организации.

Основной недостаток в  описании монополии классической и  неоклассической школами заключался в том, что в их научных исследованиях большое внимание уделялось координирующей роли цены в долгосрочном равновесии. В связи с этим обстоятельством монополия не представляла особого интереса, поскольку имела все признаки краткосрочного периода. Теория монополии не входила в экономическую теорию, пока А. О.Курно не установил равенства между маржинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и не предложил на этой основе теорию чистой монополии и олигополии.

Позднее значительный вклад  в теоретические модели олигополии и монополии внесли Ф. И.Эджуорт как учение о математическом описании, А. П.Лернер как теория о монопольной власти и ее оценки, К. Виксель как концепция о конкуренции и ценовой дискриминации и др.

Таким образом, к средине XX века сформировались общие теоретические  представления о сущности конкуренции, ее основных движущих силах в развитии конкурентоспособного бизнеса, выразившегося  в постулировании четырех основных классических моделей: совершенной, монополистической, олигополистической конкуренции и  чистой монополии.

Со второй половины XX века конкуренция приобретает все  более новые черты. 

Во-первых, свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочетается в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых (не без помощи протекционизма) рынках; 

Во-вторых, постепенно происходит смещение от использования в основном ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым, хотя в реальности всегда наблюдается их сочетание; 

В-третьих, изменения в структуре спроса – переход от потребления массовой унифицированной продукции к индивидуализированному потребительскому и инвестиционному спросу, способствует большей сегментации рынков и возрастанию интенсивности конкуренции. В условиях ужесточения конкуренции за потребителя выживают более сильные «инноваторы». Конкуренции, во многих случаях, становится присущ разрушительный характер, что влечет за собой формирование нового более высокого уровня конкурентоспособности, когда конкуренты вступают в партнерские отношения. Тем самым, создание альянсов, взаимного обмена новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и ноу-хау усиливает конкурентоспособность обоих сторон. Одновременно государство изыскивает новые способы защиты «добросовестной конкуренции», регулируя процессы создания альянсов с чрезмерной монополизацией производства.

Особенностями современной конкуренции (в эпоху глобализации) являются: господство сетевых структур, построенных на переплетении конкурентных и кооперативных начал и охватывающих все сектора национальной экономики; конкуренция приобретает глобальные мировые масштабы, все больше принимая инновационно-информационный характер; преобладание преимущественно неценовых методов конкуренции.

Таким образом, конкуренция  является одной из главных движущих сил развития экономики и общественного  прогресса; это необходимый элемент  рыночного механизма, если ее нет  в реальности, то нет и рынка  как формы экономических связей.

Концепция национальной конкурентоспособности  также не нова. Так, Е. Райнерт утверждает, что именно с этой точки зрения нужно рассматривать такие понятия, как «богатство нации», «правильная торговля» (экспорт промышленных товаров и импорт сырья), «производительная сила». Поэтому все теории, раскрывающие механизмы повышения благосостояния нации, создания и умножения богатства, вовлеченности страны в международную торговлю, достижения стабильного экономического роста можно отнести к теориям, рассматривающим сущность конкурентоспособности экономики. А это означает, что каждая из основных последующих экономических школ прямо или косвенно затрагивает вопросы конкурентоспособности и раскрывает предмет исследования.

Изучение современных  теорий конкуpентоспособности позволяет pазделить их на тpи гpуппы: теоpии амеpиканской, бpитанской и скандинавской научных школ. Каждая школа фоpмиpовалась с учетом того, что экономико-геогpафическая сpеда опpеделенной стpаны оказывает pешающее воздействие на исследователей, котоpые, теоpетически обобщив поле эмпиpических исследований, пpоведенных в своей стpане, пеpеносили теоpетические подходы на междунаpодный уpовень, где эти теоpии достаточно успешно пpименялись на пpактике.

Американская школа, в наибольшей степени ориентирована на практические аспекты реализации программ повышения конкурентоспособности экономических субъектов; основные темы исследований – анализ развития промышленных и региональных кластеров как основы конкурентоспособности стран и регионов (M. Porter, M. J. Enright).

Основные темы исследований британской школы – международное разделение труда между развитыми и развивающимися странами и формы организации производства, в частности рассматриваются взаимодействие между глобальными цепочками добавленной стоимости, контролируемыми ТНК, и локальными кластерами (J. H. Dunning, J. Humphrey, H. Schmitz, R. Kaplinsky, C. Freeman, C. Perez).

Скандинавская школа отличается социально-экономической направленностью; основные темы исследований – национальные и региональные инновационные системы, экономика и регионы обучения (B. A. Lundvall, B. Johnson, B. T. Asheim, A. Isaksen).

Рассмотрим взгляды отдельных  представителей вышеуказанных научных  школ.

Для исследования вопроса  о том, почему государства достигают  конкурентного преимущества в конкретных отраслях и какие существуют предпосылки  для развития стратегии компании и экономики государства, американский ученый М. Портер провел четырехлетнее  исследование в десяти достаточно влиятельных на мировом рынке странах: Дании, Германии, Италии, Японии, Кореи, Сингапура, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Результаты исследований и последующих научных разработок американского профессора и его команды выявились в формировании, по крайней мере, пяти концепций, которые взаимосвязаны между собой и объединены общей идеей достижения высокой конкурентоспособности:

    • теория ромба конкурентных преимуществ;
    • теория промышленных кластеров;
    • теория четырех стадий развития наций (накопления потенциала конкурентоспособности);
    • теория цепочки накопления стоимости;
    • теоретические разработки о способности науки к созданию инноваций и повышению конкурентоспособности.

Применяя созданную им теорию корпоративной стратегии  к национальному уровню, М. Портер доказывает, что преимущества (а соответственно и конкурентоспособность) страны возникают не из интенсивности использования отраслью специфических факторов, которыми в относительном избытке наделена страна (что следует из теории Хекшера-Олина). Они являются результатом усилий, предпринятых на уровне фирмы для развития нового продукта, осуществления изменений, развития новых брендов или метода доставки и т. д. – то есть инноваций в широком смысле. Согласно Портеру, инновации могут возникнуть в любой отрасли, в которой существуют условия, направляющие и стимулирующие инновационные усилия, вне зависимости от факторной интенсивности. Эти условия создаются четырьмя элементами «ромба конкурентоспособности»: условиями для факторов; условиями для спроса; взаимосвязанными и поддерживающими отраслями; формированием фирменной стратегии и соперничества (рисунок 3). Более того, благоприятные условия приводят к конкурентным преимуществам, если фирма в состоянии разработать необходимую стратегию. Как и все элементы ромба, стратегии также имеют характеристики, особенные для каждой страны. Конкурентный потенциал любой экономической системы состоит из инновационных условий и сформированных стратегий. Страны должны перемещаться (рисунок 4) от базовых или простых факторов (естественных ресурсов, дешевой неквалифицированной рабочей силы) к более продвинутым (инновации и производственная инфраструктура) вместе с изменением корпоративной стратегии. Создавать благоприятные условия для этого процесса должно государственное регулирование.

Разработки М. Портера  применительно к региональному  аспекту в своих научных работах  продолжил другой американский ученый М. Энрайт. Им была разработана теория региональных кластеров. Объектом исследования Энрайта были региональные различия в конкурентоспособности внутри страны и географический масштаб конкурентного преимущества. В своих исследованиях Энрайт делает допущение, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном уровне, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получение образования.

Для подтверждения свого тезиса Энрайт провел исследование в нескольких отраслях промышленности, сконцентрированных в разных регионах мира – химическую промышленность в ФРГ и Швейцарии, производство синтетических волокон в Японии, производство керамической плитки в Италии и пришел к выводу о существовании региональных кластеров.

 

 

 

Стратегия фирм, их структура и соперничество


Параметры спроса

Параметры факторов

Родственные и поддерживающие отрасли

Случай

Правительство



 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 - Модель «Даймонд» конкурентоспособности

 

 

Конкуренция на основе факторов производства


Конкуренция на основе инвестиций

Конкуренция

Конкуренция на основе богатства


        ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  РОСТ                                            СПАД

 

 

 

 

Рисунок 1.4 - Стадии развития конкурентоспособности

 

Международный опыт показывает, что в условиях глобализации экономически развитые страны сделали главным приоритетом своей политики аккумулирование наиболее перспективных ученых и высококвалифицированных специалистов. Это позволило с большим успехом в широких масштабах использовать труд ученых, профессиональных специалистов и других «носителей» человеческого капитала, сформированного в разных странах мира. «Утечка мозгов» стала одним из ощутимых факторов, сдерживающих качественное развитие экономики в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане. Такое перемещение дорогостоящего человеческого капитала уже имеет негативные последствия, в частности в плане трудового потенциала страны в целом. Но и сегодня, несмотря на большой отток кадров, страна располагает значительным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом для качественного обновления отечественной экономки. Это научные коллективы, занимающиеся исследованиями и разработками, с перспективой создания на их основе современных технологий.

В период, когда мир вступил  в постиндустриальную эпоху становления  и развития «новой экономики», человеческий капитал становится стратегическим ресурсом страны, качество которого в аспекте интеллекта, образованности и квалификации играет главенствующую роль в создании конкурентоспособной экономики, что в значительной мере изменяет характер конкуренции на мировых рынках и определяет место страны в международном разделении труда. Вполне логично сказать, что, по сути, это - конкуренция человеческих потенциалов разных стран. Экономическое и социальное развитие любой страны, и в частности Казахстана, особенно в условиях глобализации, в значительной степени зависит от эффективности процесса воспроизводства человеческого потенциала и повышения его качества.

Сегодня большое внимание уделяется проблеме национальной идеи, о чем много рассуждают в средствах  массовой информации. В свое время  национальная идея сыграла немаловажную роль в создании китайского, японского  «чуда» и других азиатских стран. Сама по себе национальная идея не заработает. Необходимы значительные по своей убедительности побудительные мотивы для гражданской  общности по доверию к лидерам, к  государственной власти, веры в будущее. На первый план выходят такие нравственные ценности как чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечество, к сожалению, основательно утраченные за последнее время.

На сегодня реалии жизни  таковы, что доминирование глобальных экономических процессов делает мировое хозяйство сильнее и значимее отдельно взятых национальных экономик. Уже ни одна страна не может оставаться конкурентоспособной на мировом рынке без реальной интеграции в составе того или иного региона. В Казахстане это хорошо понимают, причем изначально, с момента приобретения независимости, он выступал и выступает наиболее последовательным сторонником всесторонней интеграции на постсоветском пространстве. В этом контексте приверженность к интеграционным процессам Казахстан подтверждает своим членством в таких региональных объединениях, как ЕврАзЭС, ШОС, ЦАРЭС, СВМДА, ОДКБ и др. Активизация участия в различных интеграционных объединениях и организациях будет способствовать укреплению позиций Казахстана в международном экономическом сотрудничестве через усвоение рынков других стран, стимулируя развитие конкурентоспособной экономики. В свете поставленных задач по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира их реализация возможна только через полноценную интеграцию Казахстана в глобальную экономику.

Очевидно, что все поставленные задачи не могут быть решены одновременно и сразу. Есть много трудностей, которые предстоит преодолеть. Об этом надо говорить и лишь, осознав свои недостатки и больные места, можно будет избежать серьезных промахов и упущений при решении жизненно важных задач, которые будут определять будущее нашей страны. И сегодня, когда наша окрепшая экономика предоставляет огромный шанс, необходимо безотлагательно начать работать по созданию основ устойчивого и долгосрочного развития, чтобы встать на путь формирования развитой экономики. Тем более что у нас уже есть прецедент, когда за кратчайшие сроки в сложных условиях, осуществив радикальные экономические реформы, получив статус страны с рыночной экономикой, Казахстан вступил в третье тысячелетие как государство, стремящееся утвердить свою субъектность на мировой арене.

Информация о работе Национальная конкурентоспособность