Национальная экономика: её сущность, структура и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:45, реферат

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Содержание

Введение
1. Национальная экономика: её сущность, структура и цели
2. Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
3. Особенности трансформации российской экономики на современном этапе
Заключение
Практикум
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, что целый  ряд названных выше элементов  национального богатства как  материальной, так и нематериальной формы в России по стоимости не учитываются, наша отечественная статистика практически фиксирует лишь три  основных элемента НБ: это основные фонды, включая незавершенное строительство; материальные оборотные средства и  домашнее имущество. Так, на начало 2005 года без учёта стоимости земли, недр и лесов, а также без учёта  всех нематериальных форм национальное богатство России составило 22 112 864 млн. руб., из них основные фонды, включая  незавершённое строительство, составили

18 402 391 млн. руб., материальные  оборотные средства - 1 763 342 млн. руб.  и домашнее имущество - 1 947 131 млн.  руб (Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. - М.,2001.- С. 302.)

Структура национального  богатства России, представленная в  её современном статистическом выражении, выражена в таблице:

Структура национального  богатства России (в процентах  к итогу)

 

Годы

Всего

В том числе

 
   

основные фонды, включая  незавершённое строительство

материальные оборотные  средства

домашнее имущество

 
   

Всего

из них основные фонды

     

1980

100

71

65

12

17

 

1985

100

72

67

12

16

 

1990

100

73

66

11

16

 

1993

100

79

70

17

4

 

1995

100

95

88

3

2

 

2000

100

91

83

5

4

 

2005

100

83

72

8

9

 
             

Данные таблицы 1 показывают, что в 90-е годы резко сократилась  доля материальных оборотных средств (результат политики монетаризма  и сжатия денежной массы), а также  домашнего имущества (результат  ухудшения уровня жизни народа). (Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.- М.,2005.- С. 302)

российский национальный экономика отрасль

2. Экономические и социальные  результаты функционирования национальной  экономики

Экономическое развитие страны продолжает носить преимущественно экстенсивный характер, что не соответствует тенденциям эволюции мирового хозяйства. По-прежнему неправомерно большую роль в оживлении  экономической жизни играют внешние  факторы: конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютного курса  и т. п. Наблюдающееся в последнее  время ослабление стимулирующего воздействия этих факторов на народное хозяйство не компенсируется переключением спроса на отечественные продукты.

Опубликованные итоги экономического развития России выпуске журнала  «Проблемы прогнозирования» 2005 года позволяют сделать вывод - промышленный подъем продолжается. Позитивная динамика основных показателей дала возможность  пересмотреть первоначальные прогнозы в лучшую сторону. Несмотря на некоторое  замедление роста начиная с сентября, по итогам года можно рассчитывать на прирост ВВП в размере 5,5-5,8% и прирост промышленного производства - 5,2-5,4% к уровню прошлого года (в 2004г. было, соответственно, 7,6% и 9,0%, а на 2005г. ранее прогнозировалось 4,0% и 4,5%).

Анализ структуры промышленного  роста показывает, что рост производства практически полностью поддерживался  за счет опережающего развития конечных отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Однако говорить о появлении  механизмов устойчивого экономического роста пока преждевременно. Анализ динамики доходов, конечного спроса, структуры промышленного подъема  говорит о том, что экономический  рост приобрел в последнее время  конъюнктурный характер и определяется точечным ростом производства отдельных  видов продукции.

Экономический рост ориентирован на внутренний потребительский спрос  и зависит от него. Но ключевым условием устойчивости такого роста является конкурентоспособность сектора, производящего  потребительские товары, в противном  случае его вытеснит импорт. Однако, согласно опросам руководителей  предприятий, доля конкурентоспособной  продукции, производимой потребительским  сектором, составляет всего около 30%.

Поэтому для обеспечения стабильного  экономического роста необходима модернизация производственного сектора, ориентированного на внутренний рынок, где сосредоточено  более 70% занятых в промышленности. Это, в свою очередь, требует перелива капитала из "экспорто-ориентированного" сектора во "внутренне-ориентированный", и прежде всего - в перерабатывающую промышленность. («Вопросы экономики», 2008г.)

Между тем, механизмов межотраслевого перелива капитала в России фактически нет. Объем рынка капиталов ничтожен в сравнении со стоимостью активов  реального сектора. Уровень банковского  кредитования нефинансового сектора  в 2005 г. все еще не достиг до кризисного значения (12,8% ВВП против 14,2% ВВП в 1998 г.). Основной источник капиталовложений - собственные средства предприятий. Но при снижении рентабельности эти  возможности все более ограничены, то есть в инвестициях воспроизводятся  сложившиеся пропорции. Поэтому  рассчитывать на изменения в отраслевой структуре основного капитала не приходится. Ситуация даже ухудшается: если в экспорто-ориентированном секторе инвестиции возросли на 18,2%, то во внутренне-ориентированном снизились на 8%. Отсутствие механизма перелива капитала во внутренне-ориентированный сектор является основным фактором, ограничивающим темпы экономического роста. Смягчающие факторы - расширение экспорта и снижение импорта - очевидно, имеют временный характер. Поэтому сегодня перспективы экономики, как никогда, зависят от возобновления роста внутреннего спроса и, прежде всего, потребления.

Инфляция на потребительском рынке  за прошедший период 2005 г. оставалась на довольно низком уровне: в среднем  за месяц - 0,4%, хотя в октябре индекс цен достиг 101,2%. При сохранении этой тенденции в целом за год рост потребительских цен может составить 118-119%, что соответствует запланированному уровню. (Экономический журнал «Вопросы экономики»)

В течение 2005 года усилилась роль банковской системы в расширении кредитования экономики: наблюдается ускоренный рост банковских ссуд реальному сектору. Всего с начала года объем кредитов и займов предприятиям со стороны  коммерческих банков (без Сбербанка) вырос на треть. Это благотворно  сказывается на структуре банковских активов и доходов. Так, только за второй квартал коммерческие банки  заработали столько же прибыли, сколько  за весь прошлый год. Радикально изменилась ситуация с привлечением средств  населения для кредитования реального  сектора. С начала года объем привлеченных средств населения в коммерческих банках вырос в полтора раза. За счет сбережений домашних хозяйств было профинансировано две трети прироста чистого кредита коммерческих банков предприятиям. Тем не менее, как отмечалось, до кризисные (1998 г.) показатели кредитования все еще не достигнуты.

Тем не менее, как и в прошлом, наблюдается масштабное неисполнение обязательств государства перед  бюджетополучателями, выражающееся в  недофинансировании месячных лимитов  и в неполном кассовом исполнении расходов, уже профинансированных казначейством. Это происходит в результате того, что в Законе о бюджете на 2005 год заложен скрытый, замаскированный дефицит, который теперь проявляется в недофинансировании утвержденных расходов.

По-прежнему сохраняется дифференциация в уровне исполнения обязательств государства. Сравнительно хорошо (на 70-80%) исполняются  расходы на социально-культурные мероприятия, финансовую помощь бюджетам других уровней, "силовой" блок. Крайне слабо финансируется  расходы экономического характера: в области промышленности, энергетики, строительства лимиты в среднем  исполняются на треть, исполнение обязательств по поддержке сельского хозяйства  составляет менее 15% от месячных назначений.

3. Особенности трансформации российской экономики на современном этапе

Системная трансформация  в России сопровождалась глубоким экономическим  кризисом, сменившимся некоторым  оживлением в экономике, но с затухающими  темпами основных экономических  показателей.

В сложившихся условиях для  России особенно важным является выбор  концепций и стратегии развития, основанных на анализе взаимодействия старого и нового и выявления  устойчивых составляющих институциональной  системы. После краха тотального огосударствления в России стал осуществляться вариант быстрой капитализации  путем шоковой терапии, приведшей  в итоге к системному кризису.

Процесс трансформации затронул и социально-трудовую сферу, в которой  произошли принципиальные изменения. Становление различных, форм собственности  привело к созданию института  найма труда, базирующегося на частной  собственности и регулирующего  трудовые отношения в определенных секторах экономики. Начал формироваться  рынок труда, появилась официально признанная безработица. Для трудовых отношений характерным стала нестабильность и неустойчивость, имманентно присущая рынку, однако другое существенное свойство рынка -- повышение производительности и эффективности труда, к сожалению, в экономике России и социально-трудовой сфере проявилось слабо. В итоге реформирования, изначальной целью которого было оздоровление трудовых отношений, усилилась деформированность социально-трудовых отношений: системы стимулирования, трудовой мотивации и организации труда,

В результате снизилась эффективность  занятости, что проявилось в резком падении производительности труда  за годы реформ, негативных процессах  в отраслевой структуре, занятых  за счет опережающего сокращения ее численности, в прогрессивных отраслях экономики, больших масштабах недоиспользования  рабочей силы, в виде расширения неполной занятости и роста безработицы.

Все это привело к выводу о том, что функционирование российской экономики и, в частности, социально-трудовой сферы трудно объяснить с позиций  широко распространенных экономических  теорий. Анализ факторов занятости  и рынка труда за последние 10 лет  свидетельствует об особенности  развития социально-трудовой сферы  в России и специфике формирующегося рынка труда. Негативные последствия  трансформации в экономике и социально-трудовой сфере - это результат проводимой политики реформ. Особенности такой политики, на мой взгляд, заключаются не только в использованных методах (прежде всего неоклассические, монетаристские рецепты), но и в форсированном, широкомасштабном внедрении рыночных отношений в те сферы, где развитие нерыночных институтов может быть более эффективно.

В сложившейся ситуации исследование проблем занятости и рынка  труда и, прежде всего, их теоретических  аспектов, приобретает исключительную актуальность.

Степень научной разработанности. Особенностью современных научных  разработок является активный поиск  новых методологических подходов к  исследованию социально-экономических  явлений. Общетеоретические проблемы и основные вопросы социально-трудовых отношений были разработаны в трудах Абалкина Л.И., Антосенкова Е.Г., Бреева Б.Д., Воейкова М.И., Волгина Н.А., Дадашева А.З., Дегтярь Л.С., Евстигнеева Р.Н., Заславского И.Е., Ивановой Р.К., Капелюшникова Р.И., Капустина Е.И., Карпухина Д.Н., Костакова В.Г., Котляра А.Э., Кашепова А.В., Колосовой Р.П., Костина Л.А., Масловой И.С., Микульского К.И., Никифорова Л.В., Ольсевича ЮЛ., Прокопова Ф.Т., Ракитского Б.В., Ракитской Г..Я., Римашевской Н.М., Рузавиной Е.И., Сонина М.Я., Сорокина Д.Е., Чижовой Л.С., Четверниной Т.Я.

В ряде последних работ, посвященных  исследованию занятости и рынку  труда, исследуются структура и  качественные характеристики занятых  и безработных, выявляются связи  между основными социально-экономическими и трудовыми показателями, рассматриваются  вопросы социального партнерства  и регулирования рынка труда  и трудовых отношений. Однако фрагментарность  ряда исследований и узость методологической базы не позволяет адекватно воспринять новые реалии социально-экономического развития.

Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являются взвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение  реальных доходов населения, повышение  реальных доходов бюджетов всех уровней. Бюджет - не только важнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия к экономике. Повторение кризиса 1998г. России не грозит не потому, что цены на нефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.

Соответствующее повышение  ВВП на 6,3%, снижение инфляции в следующем  году на 7,5-8,5%, среднегодовой курс рубля  к доллару - 30

Если до 2007 г. спрогнозировать  достаточно высокие цены на нефть (28 долл. за баррель на 2005-2007 гг.), то за десять лет (1995-2004 гг.) средняя цена будет  равна 21,6 долл. за баррель, т.е. средняя  цена за текущее десятилетие все  равно остается низкой, а за предыдущее десятилетие (1985-1994 гг.) она равнялась 18,1 долл. за баррель.

Поэтому те законодательные  основы, которые заложены в части  формирования стабилизационного фонда  с учетом превышения цены 20 долл. за баррель, абсолютно адекватны, работают и являются стабилизатором российской экономики. Это снижает зависимость расходов и повышает гарантии по расходам бюджета, даже если цена на нефть будет меняться.

Доходы и расходы

Политика по снижению налогового бремени и снижение цен на нефть, планируемые в следующем году, приводят к снижению общих доходов  расширенного бюджета, включая федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местных органов власти, государственные  внебюджетные фонды. Однако фактически доходы будут больше запланированных  за счет более высоких темпов экономического роста и более высоких цен  на нефть по сравнению с запланированными.

В следующем году доходы бюджета расширенного Правительства, с учетом прогнозов макроэкономических показателей, составят 34% ВВП. Соответственно, расходы также снижаются, и разница  между доходами и расходами является суммой, направляемой в Стабилизационный фонд. Общее снижение доходов к  ВВП составит в следующем году 2,6% федерального бюджета.

Фактический прирост доходов  федерального бюджета составит 35,6 млрд. руб. в текущих ценах.

Информация о работе Национальная экономика: её сущность, структура и цели