Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основных результатов функционирования национальной экономики.
Исходя из цели, были поставлены задачи исследования:
-рассмотреть понятие, признаки и субъекты национальной экономики;
-изучить структуру национальной экономики;
Введение……………………………………………………………………………2
1 Сущность, признаки и сбалансированность национальной экономики
1.1 Понятия,признаки и субъекты национальной экономики……………...3
1.2 Структура национальной экономики…………………………………….7
1.3 Сбалансированность национальной экономики………………………...9
2 Проблемы и направления развития национальной экономики
2.1 Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развитя…………………………………………………………12
2.2 Модернизация национальной экономики через развитие региональной
производственной инфраструктуры…………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………..28
Применение структурно-
Однако необходимые
К сожалению, до сих пор инновационная
деятельность в России регулируется
селективно различными нормативными актами,
а единый системообразующий нормативный
акт федерального уровня (например,
Закон об инновационной деятельности),
призванный регулировать весь комплекс
взаимоотношений в
К группе законодательных актов общеотраслевого характер относятся Федеральные законы РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»14, «О науке и государственной научно-технической политике»15, «О статусе наукограда Российской Федерации»16, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»17, «О Российской корпорации нанотехнологий»18, «О Государственной корпорации "Ростехнологии"»19 и ряд других. Определенное влияние на процессы развития инновационной деятельности оказывает и гражданское законодательство, прежде всего ГК РФ20, который, в частности, содержит нормы об интеллектуальной собственности, о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, о коммерческой концессии, а раздел VII ГК РФ, специально посвященный охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, регламентирует отношения, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности, и средства индивидуализации. Наконец, в сфере отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности, существует значительное количество подзаконных актов в ранге указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, которые посвящены различным направлениям, сторонам и аспектам указанной деятельности.
Вторую группу образуют региональные
нормативные акты. В настоящее
время в большинстве субъектов
Российской Федерации уже приняты
и действуют разнообразные
Более того, как показывает анализ,
отечественное законодательство в
области инноваций в целом
характеризуется рядом
Таким образом, основными стратегическими
направлениями формирования и развития
законодательства России в сфере
инновационной деятельности должны
стать разработка единого понятийного
аппарата, четкое разграничение компетенций
органов государственной власти
в сфере регулирования
2.2 Модернизация национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры
Комплексный системный анализ структуры региональной экономики определяет две ключевые сферы: производственную и социальную, которые на мезо-уровне экономического управления отражают разделение национальной экономики на производственные и непроизводственные отрасли. Для исследования влияния региональной экономической системы на комплекс экономических проблем, которые связаны с модернизацией экономики России на современном этапе, выделена важнейшая часть региональной производственной системы – инфраструктура.
Производственная инфраструктура, выполняя важнейшую роль для развития региональной экономики, является сложным объектом, внутренние взаимосвязи которого, несмотря на хорошо разработанную теорию региональной экономики, изучены недостаточно.
Одним из
способов исследования свойств производственной
инфраструктуры является представление
ее в виде совокупности элементов
с определенными взаимосвязями.
Из множества элементов
крупные и значимые элементы:
- транспортная инфраструктура;
- информационно-коммуникационная инфраструктура;
- коммунальная инфраструктура.
Выделенные ключевые элементы региональной производственной инфраструктуры сами являются сложными системами, включающими множество элементов и частных систем. Предлагается рассматривать в качестве ключевых элементов инфраструктуры те системы, которые определяют основополагающие свойства региональной экономики и ее важнейшие функции. Поэтому ключевые элементы производственной инфраструктуры имеют следующую совокупность общих свойств и признаков:
- длительные сроки создания объектов, высокая фондоемкость и капиталоемкость;
- развитие региональной производственной инфраструктуры опережает уровень развития регионального основного производства;
- отсутствие взаимозаменяемости объектов между ключевыми элементами инфраструктуры на региональном уровне;
- внутри ключевых элементов региональной производственной инфраструктуры возможна функциональная взаимозаменяемость.
Региональная
транспортная инфраструктура является
важнейшим ключевым элементом региональной
производственной инфраструктуры потому,
что она определяет единство регионального
экономического пространства и его
организационную
В настоящее время в большинстве российских регионов в транспортной инфраструктуре наблюдается износ основных фондов на 55–65%, обновление происходит недостаточными темпами22. Проблемы неразвитой транспортной инфраструктуры приводят к ослаблению регионального производственного потенциала, что, в свою очередь, приводит к сокращению спроса на транспортные услуги и обусловливает снижение доходов транспортных компаний.
Эти процессы оказывают влияние на все виды транспортных перевозок: автомобильные, железнодорожные, водные и авиационные.
Железнодорожный транспорт испытывает трудности на подходах к морским портам и пограничным пропускным пунктам. Производственные фонды железнодорожного транспорта изношены на 68%. Недостаточно взаимодействие с иными видами транспорта. Отсутствуют развитые мультимодальные перевозки. Низкий уровень механизации в инфраструктуре, занимающейся обслуживанием железнодорожного транспорта23.
Для дорожного
хозяйства российского
На федеральной
дорожной сети обостряется ситуация
с дефицитом пропускной способности,
особенно резко выраженным на походах
к крупным городам и
Для развития воздушного транспорта необходима значительная модернизация инфраструктуры; в особенности это касается взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянки самолетов, светосигнального оборудования. В ряде районов аэропорты не функционируют или работают, но не стабильно. Особенно остро этот вопрос стоит в тех местах, где воздушный транспорт является безальтернативным.
Ввиду неудовлетворительного состояния части существующих судоходных гидротехнических сооружений, на внутренних водных путях создается угроза техногенных катастроф.
Таким образом,
вся региональная транспортная инфраструктура
нуждается в техническом
По основным видам региональной транспортной инфраструктуры необходимо срочно решать следующие задачи:
- для железнодорожной инфраструктуры необходимо завершение электрификации многих участков, которые работают в настоящее время на тепловой тяге;
- для внутренней водной инфраструктуры необходимо развитие портов и складских помещений, а также реконструкция судоходных шлюзов гидротехнических сооружений;
- для автодорожной инфраструктуры требуется реконструкция дорожного покрытия магистралей, создание объездных дорог в населенных пунктах и многоуровневых развязок в городах;
- для инфраструктуры воздушного транспорта необходима реконструкция объектов производственной базы и оснащение их современным оборудованием;
- для инфраструктуры морского транспорта требуется наращивание мощностей перегрузочных комплексов и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования.
В целом,
по всем видам транспортировки
Коммуникативный элемент инфраструктуры включает информационные ресурсы, средства связи и информации, а также совокупность технических и телекоммуникационных средств создания и передачи информации25. Развитие коммуникативной инфраструктуры, по мнению автора, необходимо рассматривать, прежде всего, в управленческом аспекте. Управленческий аспект определяется принятием эффективных решений по информационно-коммуникативным процессам, качеством государственной информационной политики и изменением культуры управления26.
Коммуникативная
инфраструктура расширяет возможности
стратегического и оперативного
маневрирования, участвует в формировании
и изменении информационно-
Важнейшее
значение в развитии производственной
инфраструктуры региона принадлежит
жилищно-коммунальному
Коммунальная
инфраструктура влияет на развитие региона,
с одной стороны, путем обеспечения
общих условий функционирования
региональной экономики в общих
хозяйственно-экономических
Состав коммунальной инфраструктуры и полнота предоставления в регионе коммунальных услуг являются ключевыми факторами развития региона, поскольку они создают благоприятные условия для производства и проживания. Эти факторы являются условием размещения новых хозяйственных субъектов и показателем качества жизни населения. Их неадекватность сдерживает развитие экономики.
Рынок предприятий коммунальной инфраструктуры ограничен конкурентной средой, имеет высокое социальное значение оказываемых услуг и регулируемое ценообразование27.
В коммунальной инфраструктуре неэффективно используются энергоресурсы. Так, потенциал энергосбережения исчисляется в 20% всех энергоресурсовстраны28. Неэффективность использования энергоресурсов обусловливает прямые суммарные потери экономики государства в размере 70–80 млрд. руб. в год. Расход федерального бюджета на энергоресурсы коммунального хозяйства составляет 8% от бюджета, что выше совокупных расходов на национальную оборону. Упущенная выгода от сокращения выбросов в атмосферу парниковых агентов составляет дополнительно 30 млрд. руб. в год29.
Информация о работе Национальная экономика: основные результаты функционирования и их измерение