Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основных результатов функционирования национальной экономики.
Исходя из цели, были поставлены задачи исследования:
-рассмотреть понятие, признаки и субъекты национальной экономики;
-изучить структуру национальной экономики;
Введение……………………………………………………………………………2
1 Сущность, признаки и сбалансированность национальной экономики
1.1 Понятия,признаки и субъекты национальной экономики……………...3
1.2 Структура национальной экономики…………………………………….7
1.3 Сбалансированность национальной экономики………………………...9
2 Проблемы и направления развития национальной экономики
2.1 Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развитя…………………………………………………………12
2.2 Модернизация национальной экономики через развитие региональной
производственной инфраструктуры…………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………..28
В условиях
наличия новых технических
Исследование элементов региональной производственной инфраструктуры и их роли в модернизации экономики позволяет сделать следующие выводы:
- одним из ключевых элементов производственной инфраструктуры является транспортная инфраструктура, существующее состояние которой в России характеризуется как крайне неудовлетворительное;
- региональная транспортная инфраструктура определяет единство регионального экономического пространства и его организационную территориальную целостность, а также межрегиональные экономические связи;
- существующий уровень развития региональной транспортной инфраструктуры не соответствует современным задачам модернизации экономики и требованиям интеграции в мировое экономическое пространство;
- коммуникативный элемент производственной инфраструктуры определяет формирование информационного сообщества, удовлетворение спроса на услуги систем связи и на обеспечение информацией;
- коммунальная инфраструктура как компонент производственной региональной инфраструктуры участвует в обеспечении общих условий функционирования и воспроизводства региональной экономики;
- удовлетворение потребностей региона при создании общих условий воспроизводства в нем определяется уровнем развития коммунальной инфраструктуры;
- на неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры оказал влияние, в частности, кризис в российской экономике; существующая ситуация сдерживает выход из кризиса30.
Национальная
экономика – это сложившаяся
система общественного и
1) структуры
экономики, которые определяют, как
функционируют экономические
2) структуры,
которые относятся к
Формирование национальной экономики возможно только при условии развития территориального разделения труда, специализации территории и наличия крепкого государства. При таких условиях хозяйство страны со временем превращается в национальный хозяйственный комплекс, в котором все участники (отрасли, территории, предприятия, учреждения) находятся в тесной взаимосвязи и действуют как единый организм.
Необходимыми признаками национальной экономики являются:
- Национальный суверенитет, то
есть национальная
- Экономическая среда (денежная
единица, денежно-кредитная и
финансовая системы, обращение
ценных бумаг, таможенная
- Наличие тесных экономических
связей между субъектами
Важным условием для становления
национального хозяйства
Модернизация
— это процесс усвоения наиболее
передовых для данного
Наши
исследования уровня социально-экономического
развития регионов ЦФО в 2009—2010 гг. показали:
денежные доходы на душу населения
по отношению к средним по России
составили (за исключением Москвы и
Московской области) 52 %. ВРП на душу
населения выглядит удручающе: в
пяти регионах среднедушевой показатель
ВРП составляет менее 50 %среднероссийского,
а еще в четырех регионах —
от 50 до 53 %. Для ЦФО характерны существенные
межрегиональные различия в уровне
социально-экономического развития, тогда
как одним из главных аспектов
модернизации экономики является недопущение
чрезмерной дифференциации. Усиление
различий затрудняет проведение единой
политики преобразований и формирование
общенационального рынка, увеличивает
опасность возникновения
Модернизация экономики России возможна, если она станет общенациональной стратегией: только в этом случае будут обеспечены мобилизация и концентрация всех ресурсов страны. Для этого социально ответственное правительство на основе трезвой оценки и анализа российских условий должно направленно формировать следующие предпосылки: вовлечение широких слоев населения в процесс модернизации; обеспечение материальной заинтересованности большинства населения в ее осуществлении; развитие производительных сил и равномерную локализацию на территории России инновационного сектора, чтобы в любом месте человек имел возможности для комфортной жизни.
Очевидная
опасность на пути модернизации —
обилие иностранных инвестиций. В
долгосрочном аспекте это может
привести к сворачиванию экономического
развития, поэтому важно развивать
национальные инновационные программы,
которые ориентированы на использование
богатых природных и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I.Нормативно – правовые акты
II.Специальная литература
Ященко С. Инвестиции институциональных
инвесторов в социальную инфраструктуру
на примере Волгоградской об
1 Ляпина И.Р. Проблемы инновационного развития национальной экономики России // Научные записки ОрелГИЭТ. - 2011. - № 1. - С. 127a-130.
2 Дворецкая А.Е. Инновационная готовность национальной экономики (некоторые аспекты анализа модернизационного потенциала России) // Дайджест-финансы. - 2010. - № 6. - С. 38-44.
3 Ерохина Е.В. Влияние ряда факторных величин на процессы инновационного развития региональной и национальной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 33. - С. 19-28.
4 Шульгина Л.В., Тамаев Р.Ф. Структуры устойчивого развития национальной экономики России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2012. - № 04. - С. 5-9.
5 Брагина З.В. Модернизация экономики призвана сохранить и приумножить национальное богатство России // Вестник Ивановского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 42-43.
6 Белых В.С. Модернизация российской экономики и проблемы совершенствования предпринимательского законодательства // Экономика региона. - 2011. - № 2. - С. 73-84.
7 Мингалева Ж. А., Максименко И. И. Научный и образовательный потенциал инновационного развития экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2008. – № 61. – С. 21-28.
8 Мингалева Ж. А. Инвестирование прогрессивных структурных сдвигов в промышленности // Экономика региона. – 2006. – № 3. – С. 66-82.
9 Полтерович В. М. Региональные институты модернизации // ЭНСР. – 2011. – № 4(55). – С.17-29.
10 Мингалева Ж. А. Новые механизмы банковского финансирования структурных преобразований в экономике// Инновации. – 2003. – № 2–3. – С. 97.
11 Татаркин А. И., Линецкий А. Ф. Особенности и проблемы интеграции экономики РФ в мировое хозяйство// Журнал экономической теории. – 2009. – № 2. – С.19.
12 Антонова З.Г. Стратегическое развитие России на современном этапе // Известия Томского политехнического университета. - 2012. Т. 321. - № 6. - С. 37-43.
13 Мингалева Ж. А. Реформирование институциональной структуры как фактор экономического развития // Вестник Пермского университета. Сер.Политология. – 2008. –Вып.1(3). – С.140-145.
14 Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ «"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 31. - ст. 3991.
15 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №35. - ст. 4137.
16 Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - №15. - ст. 1750.
17 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. - №30 (ч. II). - ст. 3127.
18 Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - №30. - ст. 3753.
19 Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - №48 (2 ч.). - ст. 5814.
20 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ - Часть 4 // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №52 (1 ч.). - ст. 5496.
21 Говако И.Б. Перспективы российской экономики в условиях мирового кризиса // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2012. - № 2. - С. 74-80.
22 Дъяченко Б.А. Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика. М.: Социум, 2004. – С. 89.
23 Вишняков И.П. Проектирование объектов инфраструктуры и дорог. М.: ДМК Пресс, 2010. – С. 69.
24 Лавровский И. Национальное и корпоративное планирование как источник «длинных денег» для развития инфраструктуры. М.: Контако, 2010. – С. 16.
25 Варакин Л. Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. М.: Международная академия связи (МАС), 2006. – С. 65.
26 Курицкий А.Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. СПб.: Судостроение, 2009. – С. 30.
27 Идилова Р.Х. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры как фактор социально-экономического развития локальных территорий (на материалах Ярославской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2009. – С. 9–12.
28 Сиваев С.Б., Трутнев Э.К., Прокофьев В.Ю. Государственная поддержка жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры. М.: Дело АНХ, 2009. – С. 64.
29 Ященко С. Инвестиции институциональных инвесторов в социальную инфраструктуру на примере Волгоградской области. М.: Дело, 2010. – С. 80.
30 Антонова З.Г., Комаревцева Л.В., Лившиц В.И. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1. - С. 5-16.
Информация о работе Национальная экономика: основные результаты функционирования и их измерение