Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить структуру национальной экономики Республики Беларусь и ее изменение в ходе структурной перестройки.
Для этого необходимо решить круг задач:
изучить понятие национальной экономики;
выявить цели и задачи функционирования национальной экономики;
раскрыть системный подход к исследованию национальной экономики;
выявить разновидность структур национальной экономики;
изучить проблемы сбалансированности национальной экономики;
Для придания белорусской экономической системе характеристик зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальная ориентированность, внешняя открытость) необходимы следующие условия:
Важнейшими общесистемными предпосылками развития национальной экономики выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.
Эффективность развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.
К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов.
Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.
К внутрисистемным условиям развития национальной экономики относится ее перевод на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.
Все эти группы предпосылок и условий комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации [24].
Вывод: национальная экономика – это сложная система включающая комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и др. подсистем. Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность. Поэтому главной целью экономической политики Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
1.2 Типы национальных хозяйственных систем
Экономическая модель каждой страны — это результат длительного исторического процесса, поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений не приносит желаемых результатов. Вместе с тем во многих государствах сложились сходные методы хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы.
Это позволяет с максимальной пользой применить мировой опыт для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку.
Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов выделяют модели:
Европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции) часто интегрируют в рейнскую модель, которая характеризуется прежде всего стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Предприятие традиционно рассматривается как коллектив с общими интересами.
Страновое разнообразие моделей экономики имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью (в рамках ЕС) по следующим направлениям:
Доминантное положение в мире занимает американская (точнее, англо-американская) модель, которая характеризуется интенсивным перераспределением акционерной собственности. Предприятие рассматривается как товар, может продаваться по частям, возможен и его «захват» через фондовую биржу.
Особое место принадлежит японской экономической модели, поскольку она обладает рядом специфических особенностей. Одной из них является социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.
Особое место занимает китайская, преимущественно социалистическая, модель смешанной экономики, формирующаяся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики в ней сочетаются с государственным регулированием в форме «направляющего планирования», распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики.
Экономические модели развивающихся стран условно объединяются в две группы: экспортоориентированные и импортозамещающие. К первой группе относится южнокорейская модель. Страны Латинской Америки до середины 80-х гг. XX в. развивались по пути импортозамещения.
Из моделей развитых стран выделяют:
Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга следующим:
Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики, в которые входят следующие:
В качестве базовых составляющих выступают прежде всего институциональные, правовые, структурные факторы, принципы и направления социально-экономической политики, ее основные виды. На второй план отходят такие категории, как материальное производство, секторы и отрасли экономики, производственная и социальная инфраструктуры и т.д.
Это объясняется тем, что правовое и институциональное пространство каждой страны, и является объектом перемен при трансформации экономики от плановой к рыночной[24].
Вывод: каждая страна при переходе к рынку строит свою собственную модель национальной экономики с учетом мирового, регионального опыта, опыта развитых стран, но без механического переноса и копирования.
Эффективность той или иной модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.
Отличительная особенность современного «рынка» страновых моделей заключается в том, что чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система.
Государственное регулирование — необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной собственности, не нарушает действие рыночного механизма. Необходимый политический атрибут такой системы — развитое гражданское общество.
1.3 Системный подход к исследованию национальной экономики
В современных условиях научно-обоснованный подход к управлению социально-экономическими системами должен основываться на применении системного подхода.
Системный подход предполагает с одной стороны рассмотрение любого объекта и явления в качестве динамически развивающегося целого, а с другой стороны – разделение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии [23, с.11].
С позиций системного подхода национальная экономика любой страны может быть рассмотрена как открытая социально-экономическая система.
Под социально-экономической системой принято понимать совокупность социально-экономических объектов, характеризующихся определенным набором связей между ними и их частями, функционирующими как единое целое и подчиненных единой цели. Во всех случаях социально-экономическая система является целостным образованием, состоящим из взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых частей, причем, свойства этих частей зависят от системы в целом, а свойства системы – от свойств ее частей.
Каждая социально-экономическая система предусматривает наличие трех основных элементов: среды (территории) в которой она функционирует и развивается, совокупности отраслей – как основы хозяйственной деятельности и проживающего на данной территории населения. Система рассматривается как единое взаимосвязанное целое по отношению к внутренним составным частям системы, которые называются подсистемы. Социально-экономическая система любого иерархического уровня включает в свой состав четыре основные подсистемы: